«Бог не есть Бог мертвых, но живых»
Христос воскресе!
Возлюбленные братия и сестры! Господь, исправляя заблуждение саддукеев, не веровавших в воскресение мертвых, сказал, что Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). И мы, — веруя, что со смертью телесною человек не исчезает, а лишь только переходит в иную область, приобщается к жизни духовной, — мы с вами возносим свои усиленные молитвы по своим усопшим сродникам и близким.
Наши усопшие родные отошли в потусторонний мир, и Святая Церковь заповедует нам молиться о них. Они живы, и мы, по христианскому закону любви друг ко другу, не должны прерывать своей любви и к отшедшим от нас братиям и сестрам. Настанет время, когда мы по своем воскресении вновь увидимся со своими родными. Человек не умирает, а лишь только переходит в другую, вечную жизнь. И если окружающая нас природа удостоверяет нас, что смерти нет, а есть только переход в иную жизнь, то человек тем более является носителем вечной жизни.
Хотя мы сами молимся, и Церковь в особенности молится за усопших за каждым богослужением, Церковь наша установила поминать усопших еще и в особые дни, так называемые родительские субботы. Помимо родительских суббот, существуют и другие определенные дни, когда Церковь со всеми верующими возносит усиленные молитвы за усопших. Вот и на Радоницу также положено Церковью совершать поминовение усопших. Этот день установлен потому, что в этот день христиане, живущие на земле, делятся с душами усопших отец и братий своих духовною радостью о Воскресшем Спасителе. Святая Церковь по прошествии Светлой седмицы Пасхи, когда она непрерывно праздновала высочайшее торжество свое — Христово Воскресение, спешит с первого же дня Фоминой недели разделить свою радость и с умершими, в надежде блаженного воскресения, каковую радость возвестил умершим и Сам Господь наш, сходивший во ад проповедовать победу над смертью. Движимые искреннею любовью к своим присным по вере и крови, почившим о Господе, христиане, живущие на земле, усугубляют свои молитвы к Воскресшему об усвоении спасительных плодов Его воскресения перешедшим в загробную жизнь и об избавлении их от вечных мучений адских. «Для чего, — спрашивает святитель Иоанн Златоуст, — ныне [то есть во вторник Фомин] отцы наши, оставив свои молитвенные дома в городах, собираются вне города на кладбищах к своим мертвым?.. Ради того, — продолжает он, — что сегодня Иисус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертью. Вот почему и мы собираемся к мертвым, чтобы праздновать вместе общую радость нашего спасения». И святитель Амвросий Медиоланский говорит по поводу этого дня так: «Достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи разделить радость нашу со святыми мучениками как участниками страданий Господа, возвестить им славу Воскресения Христова».
И теперь, как древле, православные христиане идут в дни Фоминой недели молиться за умерших на самые могилы. Чтобы усугубить молитвы о близких сердцу, отшедших в вечность, христиане сопровождают свои молитвенные поминовения милостынею и делами благотворения. Как много истинной христианской любви в этих молениях об отшедших братиях, любви, продолжающейся даже за пределами земной жизни!
Молитва за усопших приносит пользу и тому, кто молится, потому что он яснее сознает кратковременность земной жизни, неизбежность для всех смерти, вспоминает и о нашем небесном отечестве, настойчивее появляется в нем стремление исправить свою жизнь, достигнуть райского блаженства.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006.
14.05.2024