Живая память
«Молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: всё остальное истлеет, а любовь переживет всё. Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет».
(Митрополит Антоний Сурожский)
Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32).
С момента Воскресения Христова смерть для верующего человека утратила свое прежнее роковое значение и стала началом новой жизни. Во время богослужения Церковь земная непосредственным образом соединяется с Церковью Небесной. Здесь нет уже ни времени, ни пространства, нет живых и умерших, но все едины в Господе. Как пишет румынский священник Иоанн Валентин Истрати, «…пока есть литургия на земле, пока еще слезно воспевается непорочная Жертва Агнца Божия, небеса еще разверзаются, рыдая над человечеством. Литургия — это гигантская секира, вонзенная в сердце адово, это смерть смерти…»
Смерть не расторгает нашего союза любви с усопшими: в духе они живут с нами, пребывающими на земле, если мы сохраняем о них в сердце живую память. Господь Иисус Христос и Его апостолы учат христиан молиться друг за друга.
Церковь вводит поминовение усопших в состав и общественного, и частного богослужения, в домашнюю молитву. Ежедневно все усопшие чада Церкви воспоминаются за Божественной литургией. Святитель Иоанн Шанхайский пишет: «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…»
Тем не менее смерть тяжела для человека. Это наказание, которое несет бессмертный человеческий род за преслушание Бога — по смерти разделяется человек на две свои составляющие: душу и тело. Чтобы облегчить состояние бессмертной человеческой души в преддверии будущего воскресения и Страшного Суда, Святая Церковь особенно молится за усопших православных христиан в 3, 9, 40-й дни после их кончины и совершает поминовение в годовщину преставления. Каждый почивший православный христианин должен ежегодно поминаться в день его рождения, кончины и в день именин. Такое поминовение называется частным.
В эти дни в храме служатся панихиды по умершему и совершаются сорокоусты — непрерывное поминовение умершего в течение 40 дней по кончине. Молитва за усопшего действеннее, если в этот день поминающие сами причащаются Святых Христовых Таин. Очень благоприятна для души почившего и милостыня, подаваемая в память о нем с просьбой молитв об упокоении.
«Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
Кроме поминовения каждого усопшего в отдельности, в определенные дни года Православная Церковь совершает поминовение всех от века преставльшихся отцов и братий по вере. Панихиды, совершаемые в такие дни, называются вселенскими, а дни памяти — вселенскими родительскими субботами:
- Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, в канун Недели о Страшном Суде.
- Родительские субботы — на 2, 3 и 4-й неделях Великого поста.
- Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на десятый день после Вознесения.
Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы пред неделями Мясопустной и Пятидесятницы. В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, явить в полной мере свою к ним братскую любовь.
Согласно богослужебному Уставу, в будние дни Великого поста не совершается полная литургия (за исключением праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), а значит, отсутствует поминовение усопших с изъятием частиц из соответствующих просфор на проскомидии. Вместе с тем почившие всегда нуждаются в наших молитвах, так как самостоятельно повлиять на свое загробное состояние не могут. Исходя из этого, Святая Церковь, как бы возмещая отсутствие на буднях литургического поминовения усопших, все «свободные» субботы Святой Четыредесятницы посвятила сугубой молитве за своих почивших чад. Так, для этих целей были выбраны субботние дни 2, 3 и 4-й седмиц Великого поста.
Накануне каждого из этих дней, в пятницу вечером, в храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас (греч. «ходатайство»), великая панихида, которая служится на утрене с чтением 17-й кафизмы. Самая важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.
Во многих храмах и монастырях также распространена благочестивая традиция совершать поминовение на рядовом великопостном богослужении в будние дни, и у верующих есть возможность заказывать поминовение усопших на весь Великий пост.
Кроме этих общецерковных дней, в Русской Православной Церкви установлены для поминовения усопших:
- Радоница — пасхальное поминовение усопших во вторник 2-й недели по Пасхе.
- Димитриевская родительская суббота — день поминовения православных воинов, свою жизнь на поле брани за веру и Отечество положивших. Первоначально она была установлена в XIV веке святым благоверным князем Димитрием Донским как день поминовения русских воинов, павших в Куликовской битве. Совершается в субботу, предшествующую дню памяти вмч. Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.).
- Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (9 мая по н. ст.).
Нужно не забывать, что и каждая суббота в году посвящена поминовению усопших и в этот день седмицы, если не случаются праздники, полагается совершать заупокойное богослужение.
Свидетельством памяти любящего сердца является домашняя молитва за усопших близких и молитва на кладбище у места погребения. Мера усердия в этом труде — это мера нашей памяти и любви к почившим. Духовная связь и общение между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в вечность не прекращаются. Вера, любовь и молитва как лучшее их выражение — это те духовные узы, которые соединяют живых и умерших. По словам преподобного Паисия Святогорца, «наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу, полезна не только нам. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живет с Богом. Если мы находимся не в добром духовном устроении, наши усопшие предки страдают. Однако, когда мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью, это доставит усопшим радость. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной».
«Покой, Спасе наш, с праведными рабы Твоя,
и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано,
презирая, яко Благ, прегрешения их вольная и невольная,
и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче».
(Седален, глас 5)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
Расписание богослужений в родительские субботы Великого поста в нашем монастыре>>
При подготовке использовались материалы:
- О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви / Епископ Афанасий (Сахаров). — СПб.: Сатисъ, 1995.
- Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. — Издательство Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни, 2007–2011.
- Поминовение усопших в Великий пост: (monastery.ru)
10.03.2023