«Сретение — наш профессиональный праздник»
Для братьев мужского подворья в деревне Лысая Гора, которые несут послушание в свечной мастерской, Сретение Господне — особенный праздник. С одной стороны, в этот день совершается чин освящения свечей, с которыми сейчас связана их жизнь, а с другой — каждый из них знает, что такое встреча с Богом. Мы поговорили с трудниками об их послушании, о символе свечи и жизни с Богом.
«Каждая свеча индивидуальна»
Сейчас свечная мастерская выполняет заказы на изготовление свечей для различных приходов к празднику Сретения Господня. Большой бак с растопленным воском похож на бочку с медом. А вся мастерская — на улей, где, как и в пчелиной семье, каждый знает свое дело и работает на общий результат.
Здесь висят рамы с готовыми свечами, которые нужно срезать, проверить на наличие брака, упаковать. Срезкой занимается брат Дмитрий. Для чина освящения свечи изготавливают самого большого размера, и срезать их из-за этого непросто.
На подворье Дмитрий уже пару лет и может выполнять любой этап работы. На тумбочке с небольшим иконостасом горит одна из только что сделанных свечей — так Дмитрий проверяет качество. Такая свеча, по его словам, может непрерывно гореть шесть часов.
— Сретение Господне — это большой праздник. Можно сказать, наш профессиональный, — говорит он, перебирая пальцами висящие на рамках свечи. — Ведь в этот день совершается чин освящения свечей, а мы в мастерской их изготавливаем. Поэтому к Сретению мы относимся с особым трепетом.
Мы всегда стараемся делать свечи качественно и вовремя. Радостно видеть, когда человек зажигает свечу и она красиво горит.
Наши свечи — это ручная работа. Каждая свеча индивидуальна. Но при этом каждая свеча должна быть ровной, без бугорков, вкраплений. Если упаковщик видит брак, то отправляет свечу на переплавку.
— Среди людей распространено такое мнение, что если свеча при горении наклонится или воск начнет капать, то это плохой знак…
— Любой православный человек не должен верить в приметы. Ровное пламя зависит от профессионализма изготовления свечи. Итог зависит от каждой операции, поэтому нужно соблюдать пропорции состава, температуру воска, длительность окунания свечи в бак, размер фитиля. А пламя может «гулять» и нагревать какую-то сторону свечи так, что она будет течь от сквозняка в храме или от дыхания человека.
— Вы сами часто ставите свечки в храме?
— Я ставлю за упокой и здравие близких людей. Ставлю свечу и разговариваю с Богом. Прошу у Него прощения. Ведь свеча — это свет.
— Праздник Сретения — это встреча человека с Богом. А Вы помните свою встречу с Богом?
— Да. Вел безобразный образ жизни. Мне самому это уже надоело, решил обрубить все концы и уехал на подворье. Здесь и произошла встреча.
В детстве на большие праздники мама отправляла меня с братом в церковь, мы исповедовались, причащались. Сама мама в храм редко ходила, но нас прививала к церковной жизни. Потом я ушел в армию. В это время мама умерла, это случилось на мой день рождения. И я поссорился с Богом. Я не понимал, почему Он это допустил, почему именно со мной?
Пришел из армии, работал на заводе, женился, развелся, стал гулять, пить. В жизни не было интереса и смысла. Я понимал, что надо что-то менять.
Как-то меня положили на 21 день в наркологическое отделение больницы в Новинках. Туда приходили отец Андрей Малаховский с сестрой милосердия, и я сказал ей, что вот сейчас отлежусь, вернусь домой и точно знаю, что всё снова повторится. Сестра посоветовала мне поехать на подворье, но я не послушал ее. В итоге еще полгода гулял в Молодечно, где тогда жил. В какой-то трудный момент вспомнил тот разговор с ней. Меня это пронзило, как будто озарение случилось, я понял, что мне нужно делать. И на следующий день собрался и уехал.
Встреча с Богом произошла не сразу. Не сразу «бах» — и я прозрел. Постепенно стал замечать в своей жизни Промысл Бога, Его заботу, ответ на мою молитву. Если раньше думал, что это случайность или моя собственная заслуга, то теперь понимаю, что нет.
— Вы говорили, что до приезда на подворье чувствовали, что в жизни нет смысла, а тут он появился?
— Послушание дает смысл, здесь я чувствую ответственность. Очень много мне дает общение с братьями. Бог не зря посылает людей. Здесь, на подворье, мне объяснили, почему в жизни человека Бог попускает потери….
Конечно, иногда бывает, что и здесь тяжело, надоедает делать каждый день одно и то же. Не хочется идти на молитву, думаешь: «Лучше часик посплю». Но останавливаешь эти мысли и делаешь над собой усилие. Я заметил, если утром не помолиться, целый день в продукции будет получаться брак.
Иногда, если нужно срочно делать какую-то операцию и нет времени на общую молитву, я сам у станка читаю молитву перед началом дела, прошу помощи Бога. Некоторые думают, что свечное дело — это мастерство. Но какой бы ты ни был профессионал, если не чувствуешь помощи Бога, ничего не выйдет. Много раз замечал, что, если я самонадеянно приступаю к делу, думая, что сейчас всё быстро сделаю, тогда ничего не получается. А если считаю себя немощным и прошу помощи Бога, тогда Он принимает участие, и всё складывается.
— Сейчас уже можете сказать, что после той ссоры с Богом у Вас произошло с Ним примирение?
— С моей стороны да, а Бога не мне судить. Хотя Бог всегда прощает первый…
«Свеча — символ живого Бога»
Ника Синельникова работает в свечной мастерской несколько лет, а живет в деревне неподалеку. Ее послушание — художественно декорировать свечи. Ника держит свечу за фитиль и опускает в бак с растопленным воском, достает, а затем наматывает на теплую свечу декор из восковых полосок.
— Я помню, как в детстве, когда мы жили в деревенском доме, во время грозы родственники зажигали сретенские свечи, — рассказывает она. — В деревне во время грозы действительно страшно, особенно когда отключается электричество. Они зажигали свечу, читали «Да воскреснет Бог», и страх уходил. Мои родственники всегда берегли эти свечи. Когда я выросла, относилась к ним так же. Позже я заметила, что за несколько лет у меня накопилось несколько нетронутых свечей, и поняла, что их нужно использовать чаще, не нужно ждать каких-то особых случаев.
Вообще, мое отношение к свечам на протяжении моего воцерковления менялось. Когда я только воцерковлялась (а это было лет 12 назад), для меня было важно поставить в храме свечу. Мне было проще устанавливать отношения с Богом через жест. К тому же когда ты попадаешь в новую для себя среду, ты смотришь, как живут люди в этом мире, и повторяешь их действия.
— То есть сначала этот жест — поставить свечу — у Вас не был связан с молитвой?
— Человек, который впервые приходит в храм и покупает свечу, не может хоть на миллиметр не продвинуться в молитвенной деятельности. У него есть потребность, желание, вектор к Богу, и он надеется, что в этом месте ему помогут. Важно, куда он будет двигаться дальше.
Я читала книги, общалась со священниками и постепенно стала понимать смысл всех действий в церкви.
— Часто обыватель, который еще вне Церкви, представляет храм как некий «квест», где ему нужно правильно пройти все этапы: подать записку, правильно поставить свечу, — и его это отпугивает…
— У нас в этом вопросе есть какая-то излишняя ритуальность, и многие, особенно новоначальные, боятся подсвечников. С ними связано множество трудностей: как поставить свечи? через какое плечо подать? какую куда можно ставить, а куда нельзя? Эта тема как-то наэлектризована. Мне кажется, надо проще к этому относиться.
Да, когда мы покупаем свечу, мы этим помогаем храму. Я очень люблю, когда в храме горит много свечей, потому что огонь украшает. Всегда грустно видеть, когда на подсвечнике стоит две свечи. Хочется, чтобы свечи горели огнем, любовью.
Мы живем в материальном мире, нам важно видимо выражать свои чувства. Это так же, как когда ты любишь человека, то хочешь ему что-то подарить, например цветы. А Богу — свечу. Через этот жест ты проявляешь свою любовь.
Но моя молитва не станет горячее от того, поставила ли я свечу, я не связываю это. Для меня свеча — это символ. Например, из Ветхого Завета мы знаем, что огнем очищалась всякая нечистота.
Я сейчас проанализировала, что чаще зажигаю свечи дома. Домашние заботы, быт, рутина — и вот среди этой суеты ты зажигаешь перед иконой свечу или лампаду, и ее свет срабатывает как колокольчик, который призывает к молитве. Этот «сигнал» внутренне собирает, направляет ум от земных забот к духовному миру.
— А когда все-таки ставите свечи в храме?
— Когда молюсь за других людей. Или в трудных, трагических жизненных ситуациях. Всегда покупаю свечи, чтобы их поставили дети. Детей хорошо приобщать к жизни церкви через действие, через предметы и символы. Свечи они очень любят.
Когда я прихожу домой с работы, дети мне говорят: «Мама, ты пахнешь воском, ты пахнешь медом!» У свечей нашей мастерской довольно ярко проявляется медовый запах. У детей на разных уровнях чувств откладываются впечатления: запах, осязание, звук, картинка, образ. И благодаря этому они глубже переживают опыт погружения в духовный мир.
— Некоторые видят в медовом запахе свечи символ сладости общения человека с Богом. Вообще, в свече можно найти много различных символов. Для Вас какой ближе?
— В нашей мастерской мы работаем и с парафином, и с воском. Парафин — инертный материал, он застывает и становится похож на камень, он пластиковый, тяжелый, хрупкий, а воск — живой, он быстро реагирует на тепло рук. Когда Руслан (руководитель мастерской) окунает алтарные свечи в бак со светлым воском красивейшего оттенка и потом достает, то получается свеча с текстурой как у лепестков, когда ты видишь их микрокапиллярность, микроклеточки — как плетется живой красивый узор.
И ведь знаете, сколько нужно работы, чтобы сделать свечу! У нас в роду есть пасечники, и я знакома с этим процессом, поэтому благодарю Бога, что Он дал нам пчел. Пчелы — это символ трудолюбия. Сколько пчел положили свои жизни для того, чтобы человек мог зажечь свечу! Это очень большая жертва природы для нашей молитвы. А мы отдаем эту жертву храму и Богу. Получается такой взаимообмен.
— Живой воск для Вас — это символ нашей живой души или живого диалога с Богом?
— Для меня это символ ЖИВОГО Бога. Себя мы ощущаем живыми, наши чувства нам об этом говорят, но вот с Богом по-другому. Очень часто мы ощущаем Его далеким и чужим. У людей есть какие-то ходульные образы, которые не дают им добраться до живого Бога.
Встретить живого Бога — это не просто верить и знать, что Он есть, потому что тебе об этом сказали или ты прочел об этом в Евангелии. Это чувствовать, что Ему в данный момент так же больно, как тебе. И что те страдания, которые ты Ему принес, Он знает, Он их прошел. Его земные страдания это и есть сумма всех наших страданий. Его тело воплотилось, материализовалось, чтобы мы поняли, что Он — живой.
Христос — это не что-то придуманное, не абстрактный космос, не какая-то формула, Он — живой Бог, и это понимание помогает людям преодолеть свое тотальное одиночество и дает силы жить.
— Я недавно в храме смотрела на распятие Христа. Мы часто Богу задаем вопрос «почему?». Почему Он меня не слышит? Почему не отвечает на молитвы? Почему не помогает? Я подумала, что если в момент наших просьб мы будем подходить к распятию, напоминая себе, что Он вообще-то в крови, Он нами убит, то перед лицом Бога на Кресте половина проблем тут же покажется капризами и блажью…
— Да, капризами неразумных детей. Это наши незрелость и упрямство — оставаться в состоянии обиды на Бога, и они не дают нам с Ним примириться, как не может примириться с родителем капризный ребенок. И свеча для нас становится возможностью такого примирения — связью с живым Богом.
«Я зажигаю для Бога огонь»
В мастерской висит календарь за 2022 год. Рядом с фотографией митрополита Филарета (Вахромеева) слова: «Христос воскресший — это самый великий гость в нашей душе, а потому и приготовление к Его встрече должно быть самым основательным». Возле меня останавливается брат Алексей и читает эти слова вслух.
— А у Вас была встреча с Богом? — спрашиваю у него я.
— Да, до меня дотронулся Бог. Я не очень позитивный человек в мирской жизни, у меня есть судимости. Но когда в жизни были, скажем так, щепетильные моменты, я чувствовал, что Бог мне помогает.
— А как Вы это понимали?
— Как-то мне дали несправедливый срок, я молился, и с помощью человека, который разбирается в юриспруденции и который отправлял запросы в суды, мне сняли четыре года. Раз — и всё получилось. Такого не бывает. И каждый раз, когда «пересекаешься» с Богом в молитве, чувствуешь Его прикосновение, и Он помогает. «Кубатуришь» (Алексей показывает пальцем на голову), что это не просто так случилось. А еще понимаешь, что сложные обстоятельства Господь посылает не просто так, а для вразумления, ведь я и сам в жизни делал много дурного.
— Это «дурное» и привело Вас на подворье?
— Я стал верить в Бога еще до тюрьмы, в 90-е, но при этом совершал преступления. Попал в тюрьму строгого режима г. Волковыска. Там я ходил в храм, молился, читал, занимался спортом...
Если правильно использовать то время, когда сидишь в тюрьме, можно выйти из нее другим человеком. Я поставил себе задачу не сквернословить и не использовать жаргон. Чувствовал, как эта речь умножает внутри меня гнев и злость. И у меня получалось, хотя многие считают, что в тюрьме без этого никак.
Я употреблял наркотики, и мои друзья, которые столкнулись с зависимостью, рассказывали мне про монастырь и подворье. После тюрьмы я поехал сюда на три месяца. Сейчас здесь наездами, когда мне очень худо: побуду с полгода и уезжаю обратно. В свечную я и раньше захаживал, а послушание здесь получил первый раз. Нравится, но это послушание нелегкое — и физически, и морально.
— Вы здесь участвуете в изготовлении свечей. Лично для Вас какой символ свечи?
— Богу свечи не нужны. Ты просто для Бога зажигаешь огонь. Вот Вам приятно, когда Вам дарят цветы? Так и Богу приятно, когда мы для Него зажигаем огонь — огонь себя, нашей души. Ведь что для человека самое необходимое в земной жизни? Еда, вода, огонь. Получается, когда я зажигаю Богу огонь, отдаю Ему что-то из того, что мне важно.
— То есть это Ваша жертва Богу?
— Да. Но и само пребывание здесь, на подворье, для меня жертва. У меня есть жилье в Минске, я могу уехать, есть варианты работы, а я здесь. Я пожертвовал Новым годом, отмечал его с братьями, хотя мог с пацанами позависать в клубе. Раньше так было всегда. А теперь понимаю, что себя нужно приструнить, ведь в Евангелии написано: Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11: 30). Мы просто не понимаем, что то, что нам трудно, но от Бога, на самом деле полезно и для нашего тела, и для души. А человеку нужно следить и за телом, и за душой. Это угодно Богу.
Здесь трудно. Но я знаю, что после трудности Господь пошлет послабление и утешение. Бог попускает благодать, от которой ты летаешь, а потом снова отходит от тебя. Так Он приземляет человека, показывает, какой он немощный без Бога, чтобы его не заносило в гордыню. И нужно быть воином и физически, и духовно, чтобы выстоять.
Братья зовут Алексея помочь в упаковке свечей. А я вижу, как на желтые медовые свечи вдруг падает луч света. И от этого света кажется, будто они уже зажглись. Как зажгутся в руках людей на празднике Сретения — огнем, светом, любовью наших сердец.
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова
15.02.2023