Аллея святых у могилки матушки Валентины
Утро воскресенья. На кладбище деревни Крысово пока немноголюдно. Здесь, рядом с могилой святой блаженной Валентины Минской, растянут большой плакат с ее словами: «Приходите ко мне как к живой, я вам буду помогать». Он виден со всех сторон, как маяк заплутавшим кораблям. Постепенно к этому «маяку» стекается всё больше людей. Они несут матушке цветы, поклоны, молитвы и сокровенные мысли.
От трассы Брест – Москва к могиле ведет необычная аллея — по обе стороны от дорожки, выложенной плиткой, возвышаются арки с иконами святых. Сегодня Аллею святых будут освящать.
О тех, кто трудился над ее созданием и как это изменило их жизнь — в нашем репортаже.
«Подходи, молись, плачь»
Кладбище д. Крысово, могила святой Валентины Минской
Могила святой традиционно красиво и необычно украшена. Здесь и сделанные из ветвей и природных материалов венки, и сухоцветы, и кольца из колосьев, и живые цветы.
У могилы к нам подходит седой мужчина в черной куртке и шапке и дает напечатанное на бумаге объявление о паломнической поездке из Минска на могилу святой 6 февраля.
— Чтобы были здесь 6 февраля обязательно! — говорит он с интонацией, которая не терпит возражений. — Это ее праздник!
— Вы можете рассказать нам об аллее? — спрашиваю я его, понимая, что он здесь не случайный человек.
— А что о ней рассказывать? Она сама о себе рассказывает. Это молитвенная аллея. Подходи, молись, плачь. Вот и всё, — и мужчина отходит, показывая, что действительно говорить больше не о чем.
Как мы потом узнаем, это Георгий Георгиевич — человек, который организовывает труды у матушки. Каждую субботу и воскресенье группа людей после ранней Божественной литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе садится на электричку Минск – Пятигорье в условленный, четвертый вагон с хвоста поезда. Затем из Пятигорья идут до могилки крестным ходом, чтобы потрудиться, украшая святое место. Аллея святых также создана их трудами под руководством Георгия Георгиевича, который традиционно держится в стороне от журналистов и любой публичности.
Мы прикладываемся к высокому деревянному кресту, установленному у могилы матушки, и замечаем, что Георгий Георгиевич вернулся. В его руках срезанные бутоны роз, которые стояли на могилке святой.
— Вот! Высушишь и добавляй лепестки в чай, — говорит он и кладет холодный от мороза бутон на мою ладонь.
Кажется, что от неосторожного движения заледенелый бутон может разбиться на осколки, но от соприкосновения с теплой ладонью оттаивает.
— Вашу розу можно не только в чай добавлять, но и просто носить с собой, положить у икон, — говорит мне сторож кладбища и по совместительству дежурный у могилы матушки Евгений. — Как сердце подсказывает, так и делайте.
Евгений дает мне пакетик для розы и заботливо ее упаковывает.
— А Вы всегда здесь дежурите? — спрашиваю я.
— Каждый день. Так в жизни получилось. Работа? Нет. Работа моя вот (он обводит рукой кладбище), вот мое хозяйство. Я смотритель кладбища. Живу в деревне рядом. А батюшка из храма деревни Станьково попросил еще и дежурить у святой — не откажешь же таким вещам. Сразу как-то сомневался: получится ли, смогу ли. Но жена убедила попробовать. И уже несколько лет здесь. Не жалею. Наоборот, здесь как-то… спокойно. Святое место. Мне нравится общение с людьми. Ведь люди приезжают и делятся со мной своими историями помощи матушки. Это очень хорошие истории. Матушка деток дает, болезни лечит, даже онкология у людей уходила, когда и врачи удивлялись: «Как это? Было и пропало». Все, кто сюда ездил, получили какую-то помощь от матушки, каждый может рассказать свою историю.
Мы считаем это чудесами, а ведь это не чудеса, так и должно быть. Все могут прибегнуть к этому источнику. Только не каждому дано такую благодать испытать.
— А у Вас было какое-то чудо, связанное с матушкой?
— Конечно. Чудо, что пришел сюда. Мне многие говорят, что не просто так меня матушка сюда позвала. Но я смущаюсь от таких слов. Просто прихожу сюда, и всё.
Евгений отвлекается от разговора со мной и показывает одному из паломников на аллею:
— Сегодня эта аллея будет освящаться. По «цене» она дорогая, а по ценности — бесценна. Если есть время, можете подождать.
Аллея святых. Кладбище д. Крысово
Мы приехали за две недели до главного торжества — дня памяти святой. Небо сегодня серое, день промозглый, но возле могилки матушки в ветках берез поют птицы.
— Слышите, как поют птицы? Потому что здесь рай, — говорит Евгений.
«Святые — твои помощники, они напоминают о горнем мире»
Крестный ход к святой Валентине Минской
— Эта аллея сделана по Божьей милости, — рассказывает Виталий, который во время крестного хода шел впереди и нес икону Божией Матери «Ахтырская» в рушниках. — Нашлись люди, пожертвовали деньги на ее создание: на материалы, полотна, кресты, иконы. Иконы выбирает человек, который организовывает труды. Он уже много лет прихожанин церкви и имеет художественное образование. Он видит, какие иконы и как должны быть скомпонованы. Тут нет ничего бессмысленного. Вот икона Господа находится сверху — это правильно, потому что Господь над всем. Чуть ниже святые. Божья Матерь, как и принято изображать в храмах на иконостасах, слева.
Постепенно этих икон становилось всё больше, и возникла целая аллея. Со временем церковь решила поддержать эту идею и освятить аллею.
Человек едет сюда, в определенное место, к матушке Валентине Блаженной, а святые, которые окружают ее, показывают, что это святое место. Святые — твои помощники, они напоминают о горнем мире.
Близнецы
Сейчас у могилки матушки еще рождественские украшения. Например, елки, на которых висят гирлянды из золотых крестиков. Сегодня все украшения нужно убрать и заняться подготовкой к 6 февраля. Георгий Георгиевич делает эскизы украшений и воплощает свои задумки в жизнь. Художественное образование помогает ему видеть картинку целиком.
У трудников есть вагон и палатка, где топится буржуйка и можно выпить чай. Те, кто трудится не первый раз, подготовлены: одеты в теплую одежду и укутаны.
Среди них девушки-близнецы, обе в камуфляжных костюмах, теплых сапогах и одинаковых голубых шапках. Это Ирина и Марина. Они клеят эскизы для будущих украшений и говорят по очереди, дополняя рассказ друг друга.
Попали они к матушке так. Одна из них училась в «нархозе» (Белорусский государственный экономический университет. — Прим. ред.), часто заказывала у сестры милосердия Свято-Елисаветинского монастыря, которая несет послушание со скарбонкой на вокзале, молебны об учебе. Однажды около сестры милосердия стоял брат Владимир из монастыря. Сестра сказала ему, что девочки очень хорошие и нужно их занять делом. «Так к матушке Валентине их!» — сказал он и направил на службу в Свято-Духов кафедральный собор. Владимир добавил, что трудники на службе собираются справа от двери. Девочки так и сделали. Теперь они приезжают к матушке практически каждые выходные.
— Мы до матушки много путешествовали, пол-Беларуси объездили, Золотое кольцо России, были в Псково-Печерском, в Крыпецком монастырях, у Стены плача. Но эти поездки для нас были больше экскурсионными, может быть, это была только подготовка или ступень на пути к глубокой вере, — говорит одна.
— А уже когда к матушке приехали, нас как приземлило. Поняли, что всё, это наше место. И больше никуда не надо ездить, — продолжает вторая.
— А как вы это поняли?
— Здесь спокойно. Матушка дает благодать. И на труды дается столько сил, сколько нужно.
— Побудешь здесь, и дома совсем другая обстановка. Наши родители первые годы крутили у виска, что мы ездим на кладбище, называли нас монашками.
— Они не ходили в церковь, никогда не причащались. Мы всегда просили матушку, чтобы родителям открылся Господь. Это было настоящее сражение за них, ощущение, что мы бьемся о стенку. А два года назад мама причастилась первый раз в жизни. Это только по молитвам матушки.
— И теперь родители несколько раз в год причащаются. Просятся сами к матушке на могилку, потому что благодать коснулась их сердца, и они чувствуют помощь по ее молитвам.
Одна из сестер по молитвам матушки получила исцеление. Она 17 лет болела гепатитом С, и когда ей привезли дорогие таблетки для трехмесячной терапии, освятила их на могиле матушки. Уже через две недели гепатита С не было обнаружено. Доктор разводила руками и спрашивала: «Что вы сделали? Этого не может быть». Ведь терапия «срабатывает», только когда пройден весь курс. Тогда ей рассказали про матушку и подарили иконку святой.
Девочки считают, что верят они по бабушкиным молитвам. Бабушка прошла войну, плохо умела читать, дедушка читал ей Библию вслух. Она знала Символ веры, «Отче наш», десять заповедей и всегда молилась. Бабушка жила в 10 км от Пинска, там особый говор, и всегда говорила: «Дэўкi, няхай Бiг вас донесэ, хай Бiг вам памагае, хай даст таких жэнiхоў, як мiй дзiд».
— После первого приезда сюда мы привезли бабушке икону матушки Валентины. Она очень обрадовалась, показала, куда ее повесить. Бабушка ушла на 96-м году жизни. С иголкой в руках так и уснула на кровати, — говорит Марина и продолжает: — Матушка Валентина всегда в нашем сердце.
— Она родная, — подтверждает Ирина.
«Это наша матушка»
Несколько человек у столика с записками выбирают для покупки икону блаженной Валентины Минской.
— Это наша матушка, — с любовью в голосе говорит Евгений.
— Все крещеные, православные? Рад вас видеть! — принимает записки у людей служащий храма в Станьково Дмитрий.
Дмитрий не коренной житель деревни, он пять лет искал дом для покупки, но никак не получалось найти подходящий. В итоге купил в деревне Станьково, не зная, что она находится всего в паре километров от родной деревни матушки и места ее упокоения. Дмитрий стал прихожанином храма Святителя Николая Чудотворца в Станьково, часто посещать могилку святой, а в какой-то момент настоятель протоиерей Александр Микицкий попросил его прислуживать.
— Вот так меня матушка позвала. Я и представить не мог, что буду ей служить, — говорит Дмитрий. — Очень страшно, когда человек начинает черстветь и приходить сюда как на работу. Бывает, придешь, здесь надо порядок навести, бегаешь, работаешь и только потом вспоминаешь, что надо, вообще-то, помолиться матушке, и после молитвы уже совсем с другим чувством работаешь.
Трудники осматривают по кругу большой эллипс, к сетке которого пришиты вручную колоски пшеницы. Они выбирают неприглядные колоски и заменяют их на свежие.
— Мы начинаем работать от праздника до праздника, — говорит одна из трудниц, Светлана. — Этот эллипс шили три недели. Каждый колосок надо пришить к сетке. Это трудно. Но когда не получается, когда не идет работа, мы просим матушку о помощи. А если уже сильно расстроишься, что не получается, идешь к кресту, становишься на коленки, просишь благословение, приходишь — и у тебя всё вдруг получается и складывается.
Трудники у могилы матушки Валентины Минской
Светлана трудится у матушки уже пять лет. Сначала купила здесь дачу, а потом переехала жить. По выходным она встречает электричку и идет со всеми трудниками крестным ходом.
— Крестный ход — это же 40 минут с Богом идти, это же силища какая! — говорит она и делится: — Очень нам помогла матушка, когда внук моей сестры в 2,8 года заболел раком крови. Мы ездили к матушке, и по ее молитвам он очень легко прошел курс лечения. Год ремиссии, и он снова заболел. Врачи сказали, что всё, надежды нет, рак неизлечим. Нас пустили к нему прощаться, но он буквально ожил. Сейчас болезни нет, а он во втором классе.
— Вы чувствуете с матушкой Валентиной особую связь?
— Матушка в моем сердце всегда. Я всегда ей молюсь. Чад у матушки очень много. Да, мы считаем себя ее чадами. Люди ездят к ней годами и без этого уже не могут жить. Если ты пришел потрудиться к матушке раз пять, то на шестой уже бежишь. Приезжаешь сюда с кучей проблем: семейных, рабочих или просто с тяжестью на сердце, а от матушки уже летишь. Многим она помогла найти работу, поправить здоровье. А сколько детей родилось по ее молитвам! А свадеб сколько сыграли! У моей сестры была сложная материальная ситуация, она решила сдавать дом в деревне. Была зима, желающих не находилось. Но позвонил мужчина, попросил показать дом. Они поехали, и сестра по дороге стала рассказывать ему про матушку. А он говорит: «Я матушке охапками цветы ношу. У нас восемь лет не было детей, и вот родилась Валентинка». И как не верить? Как не идти к матушке?
К Светлане подходит еще одна трудница. Та крепко ее обнимает.
— Мы все уже как большая семья, нам друг без друга тяжело. Очень ценно это общение друг с другом. Не прийти сюда мы уже не можем, потому что тянет. У меня здесь столько энергии! Наверное, матушка мной управляет, дает сил. Я всегда улыбаюсь.
— Вы знаете, — говорит Светлана, перебирая руками колоски эллипса, — у меня такое чувство, что Господь готовит человека к встрече с Собой постепенно, шажками, сводит с нужными людьми, приводит в нужные места. Его вера собирается по зернышку и получается вот такой крепкий колосок (Светлана поднимает вверх колосок и улыбается).
— Сегодня будут освящать аллею покаяния, — продолжает Светлана. — На аллее иконы сорока святых, и возле каждого будет лежать его описание. Это единственная подобная аллея во всем постсоветском пространстве.
Я хочу проползти всю ее на коленях туда и обратно за всё, что матушка сделала для нашей семьи. У меня внутри такое желание.
«Это святой путь»
К могиле матушки люди приносят те вещи, которые хотят освятить — иконы, цветы, что-то личное, сухарики, воду, косыночки. Все остаются рядом с могилкой, отец Александр говорит:
— Я надеюсь, все знают тропарь и величание матушке наизусть? А то мы к ней приходим и только просим: «дай», «дай», а когда ЕЙ нужно спеть, мы и не знаем что. Сегодня у нас непростое, но духовно важное событие для тех, кто почитает блаженную Валентину и кто все эти месяцы трудился, устрояя путь от трассы к ее могиле. Этот путь мы называем аллеей, и это святой путь. Мы сегодня пройдем по нему и освятим эту аллею своими ногами, своими молитвами, сердцем и, конечно, крещенской водой. Мы остановимся у каждого образа, поклонимся ему. И раз эти святые при пути к святой, попросим их, чтобы они устрояли мир, благоденствие, здравие и спасение наших душ.
Молебен у могилы Валентины Минской, кладбище д. Крысово
После молебна и освящения вещей на могилке все идут к началу трассы во главе с отцом Александром. Останавливаются у каждой иконы, и отец Александр громко, перекрикивая шум машин рассказывает о каждом святом на иконах. Среди них преподобные Серафим Саровский и Мария Египетская, Николай Чудотворец и Георгий Победоносец, целитель Пантелеимон, белорусские святые. Заканчивается аллея иконой Иоанна Предтечи, Страшного Суда и Бога-Творца.
Освящение Аллеи святых, кладбище д. Крысово
— Отец Александр, расскажите о духовном смысле этой аллеи.
— Мы каждый день встаем с постели и идем на работу, в постоянную суету, и не замечаем того, что необходимо христианскому сердцу. Когда человек приходит на кладбище, первое, что он видит, — это общежитие, тут лежат те, кто уже прожил земной путь. Он идет по кладбищу и видит над крестами, над могилками образы святых угодников, Спасителя, Матери Божией. Он поднимает глаза от земли к небу. И когда мы обращаемся «горе», в небо — наше сердце меняется.
Мы все идем к Богу, но в этом пути нам помогают люди, которые прожили эту жизнь. Они такие же, как мы, но они достигли святости. Когда мы, проходя по аллее, останавливаемся у икон разных святых и узнаем, как они достигли святости, как прожили жизнь, то можем сделать выводы и применить их опыт в своей жизни, стараться им подражать.
— К матушке приезжает много людей со своими личными просьбами. Кто-то получает просимое, а кто-то нет. Как Вы думаете, почему так?
— Я считаю, что каждый человек получает что-то необходимое. Если человек приходит только за тем, что ему необходимо сейчас, и не получил это, это не значит, что он ничего не получил. Этот человек уже потрудился, приехал, совершил небольшой подвиг и уже задумался над чем-то. Даже если он физически не получил то, что хотел, он получил умиротворение. Ответ Бога он может увидеть не сразу, а понять со временем. Я много разговаривал с людьми, которые просили у матушки исцеления, и они говорили: «Даже если мне остался какой-то определенный отрезок жизни, я теперь понимаю, как его надо прожить».
Отец Александр показывает рукой на дежурящего у могилы Евгения.
— Вот вы спросите, как человек живет здесь? Радуется! Человеку 70 лет, каждый день здесь. Каждый. Я ему говорю: «Холодно». А он мне: «Да хорошо!» Я его гоню, говорю: «Дай ты мне уже поспасаться, иди домой!» А он говорит: «Нет. В детстве ей не послужил, так теперь буду служить».
Я служу здесь уже 26 лет. Это мой долг. Как в армии. Назначили сюда, я и пришел. Значит, так надо. Я счастлив и рад.
Крестный ход к могиле Валентины Минской
Путь — главное слово нашей жизни. Когда трудники идут от станции к могиле матушки крестным ходом, то проходят свой путь молитвы и веры. При этом они несут святой розы, от холода заботливо упакованные в газеты. Потом эти розы раздаст паломникам всегда радостный, как и завещал нам апостол Павел, дежурный Евгений. У этой розы тоже есть путь. Свой путь прошли святые. А мы еще продолжаем идти. Хорошо бы, чтобы мы шли только аллеей святых.
Подготовила Ольга Демидюк
Фотографии Марии Котовой
06.02.2023