X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Восемь гимнов Кресту (часть 1)

гимны Кресту часть 1 богословие

Каждое богослужение в Церкви — это раскрытая книга по богословию. Все тексты — учение святых отцов о спасении. Никто не предугадает, какая именно строчка службы западет тебе в сердце и добавит кирпичик в здание твоего духовного роста. Единственное, что мы можем сделать, — быть внимательными на службе. Ведь то, что поется и читается в храме, обращено не к кому-то другому, а именно к тебе.

Уже с середины августа на вечерних службах мы слышим катавасии Кресту «Крест начертав Моисей». Этим Церковь готовит нас к прославлению Честного и Животворящего Креста Господня в день Крестовоздвижения (27 сентября по н. ст.). Восемь ирмосов — восемь гимнов Кресту — часть Крестовоздвиженского канона. В нем древний византийский автор прп. Косма Маюмский (VIII в.) живописует красоту и утверждение Церкви, Крест Господень, начиная с древнейших пророчеств о Нем.

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Кре́ст начерта́в Моисе́й впря́мо жезло́м, Чермно́е пресече́ Изра́илю пешеходя́щу, то́же обра́тно фарао́новым колесни́цам, уда́рив, совокупи́, вопреки́ написа́в непобеди́мое ору́жие. Те́м Христу́ пои́м, Бо́гу на́шему, я́ко просла́вися.

Прислушавшись к церковнославянскому тексту, можно увидеть изображение Креста Господня таким, каким мы его еще никогда не видели. В иконописи есть сюжет перехода израильтян через Чермное (Красное) море, однако на иконе не удается изобразить, что, воздевая жезл над водной стихией моря, святой пророк Моисей… рисует крест, пророчествуя о Христе почти за 15 столетий до Его воплощения.

 

перед пророком расступается море

 «Кре́ст начерта́в Моисе́й впря́мо жезло́м, Чермно́е пресече́ Изра́илю пешеходя́щу…» Когда израильтяне приблизились к Красному морю, спасаясь от погони египтян, Моисей «рассек» водную гладь вертикальным движением своего жезла, тем самым начав изображать крест. «…То́же обра́тно фарао́новым колесни́цам, уда́рив, совокупи́, вопреки́ написа́в непобеди́мое ору́жие». Затем, когда народ израильский перешел море как по суше, а фараоновы колесницы приблизились сзади, он повернул жезл и ударил по морю горизонтально, совокупляя две части обратно, закончив изображение креста — непобедимое оружие на врагов.

Один из толкователей канона Крестовоздвижения, преподобный Никодим Святогорец (XVIII в.), говорит: «Поэтому, если ты, возлюбленный, ухватишься как за сильное оружие за крест Господень, то можешь безопасно проводить жизнь сию, потопить и истребить мысленных Египтян и Фараонитов — демонов, когда они преследуют тебя и ведут войну с тобою». А святитель Иоанн Златоуст советует родителям: «Ничем иным не должно окружать дитя, как только охраною креста» (Беседа 12 на Первое послание к Коринфянам), убеждая в силе креста охранять всё живущее.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Же́зл во о́браз та́йны прие́млется, прозябе́нием бо́ предразсужда́ет свяще́нника, неплодя́щей же пре́жде Це́ркви, ны́не процвете́ Дре́во Креста́, в держа́ву и утвержде́ние.

Для понимания следующего ирмоса нужно вспомнить ветхозаветную историю о том, как среди двенадцати жезлов двенадцати колен Израилевых процвел и даже дал плоды миндального дерева жезл первосвященника Аарона. Это произошло в доказательство богоизбранности Моисея и его брата Аарона, когда против их авторитета восстали израильтяне в пустыне.

«Же́зл во о́браз та́йны прие́млется, прозябе́нием бо́ предразсужда́ет свяще́нника…» Жезл Аарона должен послужить для нас тайной пророчества о будущем Первосвященнике-Христе. Ибо как процветший жезл Аарона доказал истину в Ветхом Завете, так и в Новом Завете истина провозглашается через «Жезл»-Крест. «…Неплодя́щей же пре́жде Це́ркви…» Ведь именно Животворящим Крестом, силою Распятого на нем, утверждается победа жизни над смертью. Крест процветает и плодоносит — это образ последующего за смертью Воскресения Христа, а также рождения и утверждения Церкви. «…Ны́не процвете́ Дре́во Креста́, в держа́ву и утвержде́ние».

Блаженный Августин (V в.) поэтично сравнил Крест Господень с чертогом (помещением), в котором Церковь, «прежде бесплодная», рождает много детей и делается «матерью многочадною». А преподобный Никодим учит: «Если и ты подвизаешься деятельностью приобрести внешние и телесные добродетели: посты, бодрствования, коленопреклонения, стояния на молитве и прочее; а в то же время подвизаешься и чрез умозрение приобрести внутренние и душевные добродетели, каковы: смирение, любовь, радость, кротость и прочие; то знай, что и ты будешь ореховым жезлом и произрастишь плоды».

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́.

По правилам составления канонов, посвященных празднику или святому, четвертая песнь, как правило, произносится от лица ветхозаветного пророка Аввакума, который в Ветхом Завете пророчествовал о Христе. Преподобный Косма Маюмский почти в точности повторяет слова пророка, сказанные в Библии: Господи, услышах слух Твой и убояхся, Господи, разумех дела Твоя и ужасохся (ср.: Авв. 3: 1, 2). Однако в контексте службы, посвященной прославлению Честного и Животворящего Креста Господня, эти слова приобретают новый смысл и выражают восхищение автора тайной домостроительства нашего спасения.

«Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство…» С точки зрения церковнославянского языка, окончания слов «х» — «услышах», «разумех», «прославих» — свидетельствуют о речи от первого лица, то есть «я услышал», «я уразумел», «я прославил». В этом — очень личное исповедание веры, искреннее чувство, речь, льющаяся из глубины души. Слово «смотрение» обозначает Промысл Божий о нашем спасении, предвидение будущего. Композиционно четвертая песнь предваряет следующую, пятую, в которой изображается уже новозаветный образ Креста Господня. Так автор канона суммирует предыдущие ветхозаветные пророчества, подчеркивает их силу и важность: «…Разуме́х дела́ Твоя́, и просла́вих Твое́ Божество́».

 

священное писание

Очень важно, исповедуя веру Нового Завета, правильно понимать Завет Ветхий, который призван укреплять наше богопочитание, быть фундаментом, на котором строится истина церковного здания. Если в Ветхом Завете что-то непонятно или смущает, следует обращаться к толкованию святых отцов. Оба Завета неразделимы друг с другом, и оба призывают к чистоте и простоте сердца, залогу общения с Богом. Преподобный Максим Исповедник (VII в.) так говорит об этом: «…то сердце чисто, которое представляет Богу память совершенно безо́бразною и безвидною и готовою запечатлеваться одними только Его образами, в которых Он естественно является».

Пе́снь 5.

Ирмо́с: О треблаже́нное Дре́во, на не́мже распя́ся Христо́с, Ца́рь и Госпо́дь, и́мже паде́ дре́вом прельсти́вый, тобо́ю прельсти́вся, Бо́гу пригвозди́вшуся Пло́тию, подаю́щему ми́р душа́м на́шим.

Пятая песнь канона — центральный гимн — прославляет Крест Господень так, как он славится уже в Новом Завете. Мы для того и читаем Ветхий Завет, потому что видим в нем основу Нового. Прп. Косма Маюмский обращается к Древу Креста как к одушевленному предмету. Этот поэтический образ свидетельствует о неразрывной связи нашего почитания Креста с Тем, Кто на нем был распят. Господь и Крест воспринимаются вместе, и сила Божества действует через Крест, так как он стал орудием победы Христа над диаволом.

«О треблаже́нное Дре́во, на не́мже распя́ся Христо́с, Ца́рь и Госпо́дь…» «Треблаженное» значит «троекратно восхваляемое», ведь нельзя забывать, что Бог прославляется в Пресвятой Троице. «…Имже паде́ дре́вом прельсти́вый, тобо́ю прельсти́вся, Бо́гу пригвозди́вшуся Пло́тию…» Под словом «прельстивый», то есть «прельстивший», подразумевается диавол, имени которому не нашлось места в тексте, прославляющем Творца. Этот клеветник и обманщик в свое время прельстил наших праотцев, Адама и Еву, в раю, причем тоже Древом — познания добра и зла. Воплотившись от Пресвятой Девы Марии, Богочеловек оборачивает прельщение против самого клеветника. Теперь диавол прельщается соблазном пригвоздить Сына Божьего ко Кресту и предать Его смерти. Но в этом — погибель обольстителя первых людей, потому что смерть побеждается безсмертием Бога!

Преподобный Никодим учит: «Если распинаешь на кресте плоть свою, и умерщвляешь страсти и злые похоти твои, как пишет блаженный Павел… и если с благодарностью будешь переносить всякую скорбь и злострадание ради Православия и добродетели, то будь уверен, что Христос будет в тебе почивать, как на кресте, ибо крест означает скорбь и злострадание, а в злострадании почивает Бог». «Ибо ничем более не почитается Бог, как злостраданием», — говорит Григорий Богослов (IV в.). И авва Исаак Сирин (VII в.) утешает: «Как отец заботится о своем дитяти, так и Христос печется о теле злострадающего ради Его, и близ его тела всегда пребывает». В этом великая поддержка и надежда всех, кто несет свой крест и не унывает!

Продолжение следует…

 

26.09.2022

Просмотров: 161
Рейтинг: 4.6
Голосов: 24
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать