X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святая Людмила: Чешской земли звезда утренняя

княгиня людмила чешская

«Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя,
которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа),
разогнала лучом веры мрак заблуждения, она — первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа —
ибо светом святости произвела день богопочитания. <…> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных,
так и на небе явилась заступницею — то требуют того заслуги ее,
чтобы должный от верных воздавался ей почет».
(«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии»,
чешская рукопись ХI в.)

На Руси свет Православия забрезжил через равноапостольную великую княгиню Ольгу, молившуюся денно и нощно о народе: «Воля Божия да будет: аще Бог хощет помиловати рода моего и Земле Русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, якоже и мне Бог дарова» — и говорившую своему сыну: «Аз, сыне мой, Бога познах и радуюся. Аще ты познаешь и радоватися почнешь». Чаяния великой княгини исполнились: ее внук — равноапостольный князь Владимир — крестил Русь. А в Чешской земле утренней звездой стала княгиня Людмила. Ее внук Вячеслав послужил обращению своего народа ко Христу, но судьба княгини, происходившей из рода сербских князей, сложилась драматично.

В 874 году четырнадцатилетнюю Людмилу выдали замуж за чешского князя Боривоя. Она была хорошо образована: знала греческий язык и латынь, владела славянской грамотой. После свадьбы Людмила прибыла в Вышеград (Прага) — главный город княжества, на берегу реки Влтавы. Земли князя Боривоя в то время входили в состав Великоморавского союза-государства, и он находился в подчинении у князя Великой Моравии — христианина Святополка. У Боривоя и Людмилы было два сына — Спитигнев и Братислав — и четыре (по некоторым сведениям, одна) дочери.

 

вид на крепость Вышеград

Вид на крепость Вышеград (Прага) со стороны реки Влтавы

Однажды великоморавский князь вызвал Боривоя в свою резиденцию, но во время пира не посадил, как обычно, рядом с собой за стол, заявив, что христиане не должны сидеть рядом с язычниками. Молодому князю Боривою хорошо запомнился день, когда пришлось обедать в кругу княжеских слуг. Вскоре князь явился в Велеград и всем своим домом принял Святое Крещение.

Согласно древнечешской «Легенде Кристиана» конца X в. чешский князь Боривой и княгиня Людмила были крещены при дворе князя Святополка приблизительно в 874 году архиепископом Мефодием, просветителем славян. После Крещения в помощь христианским правителям в Вышеград отправился один из любимых учеников святителя Мефодия Горазд, ставший впоследствии его преемником на Моравской кафедре. В 878 году в Вышеграде был построен первый в Чехии православный храм, посвященный святому Клименту, папе Римскому.

Боривой рано закончил земную жизнь: в 894 году он скончался от ран, полученных в сражениях. После его смерти 29-летняя княгиня Людмила взяла на себя управление княжеством до того времени, пока ее старший сын не достигнет совершеннолетия. Княгиня Людмила Чешская — первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках. Ее правление описывается как разумное и мудрое. Рано оставшись вдовой, княгиня Людмила заботилась о стариках, сиротах и вдовах, не жалела средств на выкуп попавших во время военных действий в плен соотечественников.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися еси просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божuих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския».

(Икос 5 акафиста святой мученице Людмиле)

Усилиями святой Людмилы в Чехии было сохранено славянское богослужение, несмотря на сильное давление Римской Церкви на Богемию после смерти святителя Мефодия и изгнания его учеников из Моравии. Благодаря стараниям княгини Людмилы, а затем ее внука Вячеслава в Чехии сохранялось определенное религиозное равновесие, и уже в X в. аббатиса Млада сумела добиться независимости Пражского епископства от Регенсбургского диоцеза. Славянское богослужение в Чехии сохранялось до начала XII в., и даже в XIV–XV вв. важную роль в духовной жизни страны играл Эммаусский монастырь, где служили «на слованех».

Старший сын княжеской четы Спитигнев был храбрым и удачливым правителем. Но правил он недолго: в 915 году князь погиб на поле боя в войне с мадьярами (венграми). На престол вступил князь Братислав и правил до 921 года. В жены он взял дочь князя Браниборо-Стодеранского Драгомиру, которую привез в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей. Молодая невестка оказалась, по свидетельству хроник, женщиной злонравной, властолюбивой и жестокой. Она испытывала сильную ревность к княгине Людмиле, которая была уважаема в народе. Двое сыновей Братислава и Драгомиры — Вячеслав и Болеслав — совсем не походили друг на друга: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, а в Болеславе отразились качества матери-язычницы. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил своей матери — святой Людмиле, что вызвало большое недовольство Драгомиры, занявшейся воспитанием младшего сына.

 

святые Людмила Чешская и Вячеслав

Мученица Людмила и благоверный князь Вячеслав. Икона Никольского храма Свято-Елисаветинского монастыря

Князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле и в присутствии вельмож объявил наследником своего старшего сына. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену».

В 921 году в сражении с венграми князь Братислав погиб. Вячеславу было всего тринадцать лет. До его совершеннолетия по решению сейма (или, что более вероятно, — германского сюзерена) власть должна была оставаться у обеих княжеских вдов — Людмилы и Драгомиры. Но из-за преследований невестки Людмила добровольно сложила с себя бразды правления и вместе с внуком Вячеславом удалилась в пшованский замок Тетин, где занималась его воспитанием и наставляла в православной вере. Регентом стала Драгомира. Блаженная Людмила, довершив свой благочестивый труд, видя князя Вячеслава уже воцарившимся, осталась на покое в Тетине, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении.

«Южики твои, Людмило, заклаша тя якоже агницу, незлобие и веру твою зря; темже молися о нас с Пречистой Девой Богородицей и всеми святыми, глаголющи: Господи Боже наш, мир даждь нам».

(Тропарь 5-й песни канона мученице Людмиле)

 

вид на современную Прагу

Вид на современную Прагу — город святой Людмилы

Драгомира так и не смогла поверить, что княгине-христианке не нужны ни власть, ни богатство. Она опасалась, что народ захочет вернуть Людмилу на княжество. В ночь на 29 сентября 921 года (согласно «Прологу», «в первый час нощи») подосланные Драгомирой убийцы, придворные Тунна и Гоммон с подручными, ворвались в покои престарелой княгини Людмилы и задушили ее. «Лучше поразите меня мечом, — смиренно просила блаженная старица, — чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Убийцы не вняли ее мольбам. Стремясь еще более унизить святую, тело ее без церковного отпевания погребли под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения Своей угодницы чудесами: каждую ночь над местом погребения мученицы являлись горящие свечи. А один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы.

 

храм великомученика Георгия Прага

Храм великомученика Георгия (Прага)

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходят исцеления. Официально ее святость была признана в 1143–1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период с 1197 по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

 

место погребения мученицы Людмилы

Место погребения мученицы Людмилы в храме вмч. Георгия (Прага)

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором. Весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали главу. Позднее ее святую главу отделили от тела, и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в соборе святого Вита в Градчанах — главном храме Чехии, построенном внуком святой Людмилы князем Вячеславом.

 

глава святой мученицы Людмилы Чешской

Глава святой мученицы Людмилы Чешской

Свою веру в Бога и знания княгиня сумела передать любимому старшему внуку — Вячеславу Чешскому, который стал великим правителем Чехии, много сделавшим для христианского просвещения своего народа, и также прославлен в лике святых вместе со своей наставницей, княгиней Людмилой, первой чешской святой и мученицей, покровительницей Чешской земли.

«Просветившая мир учением Христовым, сочетавшая с Господом своих сродников, утешавшая скорбящих и нищим помогавшая, во браке честно пожившая, явившая людям благодать Божию Людмило, Христова агнице, защити от диавола всех и вся».

(Стихира на «Господи, воззвах», гл. 6)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. ЛЮДМИЛА (pravenc.ru)
  2. Житие Святой мученицы благоверной княгини Людмилы Чешской — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (zachatevmon.ru)
  3. Людмила — значит «людям милая»… (eparhia-saratov.ru)

29.09.2022

Просмотров: 418
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Комментировать