Вестник любви Божией (часть 2)
Умудренный суровыми испытаниями, 47-летний отец Иоанн вышел на ниву Господню и более десяти лет служил простым сельским священником в храмах Рязанской земли. Он сознавал, какое бедствие для человека быть без Бога, и прикладывал все силы, чтобы насытить жаждущие души словом Божиим. А вера в сердцах людей лучше всего укрепляется примером жизни с Богом. Куда бы ни приходил батюшка, жизнь на приходе расцветала, храм преображался, служба приобретала светлую праздничность и торжественность.
Рязанская земля
Приходы менялись один за другим, но вслед за живым, деятельным батюшкой в глухие места Рязанщины тянулись полюбившие доброго пастыря верующие люди: москвичи, петербуржцы, знакомые по каргопольской ссылке.
На приходе
В 1957 году для укрепления духовных сил отец Иоанн отправился в Богородице-Рождественскую Глинскую пустынь. Он полюбил древнюю обитель и ее насельников, но совершенно особые отношения у него сложились с преподобным Серафимом (Романцовым), который взял под окормление приходского батюшку, с 12 лет трепетно носившего в сердце мечту о монашестве. Это духовное руководство продолжилось и после закрытия Глинской обители в 1961 году во время очередной волны гонений на Церковь и отъезда старца Серафима в Сухуми.
Преподобный Серафим (Романцов)
Непрестанные труды, жизненные испытания, ослабленное лагерем здоровье всё больше давали о себе знать. Силы оставляли отца Иоанна, и он уже думал о скором приближении вечности. Но Господь судил иначе. 10 июля 1966 года преподобный Серафим (Романцов) совершил постриг отца Иоанна в монашество и дал ему в постриге имя апостола любви Иоанна Богослова. Молитвы старца и благодать монашества оживотворили батюшку, и он вступил в новую, столь долгожданную монашескую жизнь.
Псково-Печерский монастырь
Указом патриарха Алексия I иеромонах Иоанн (Крестьянкин) был назначен на служение в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, где и подвизался последующие 39 лет. За порогом монастыря он оставлял ту активную внешнюю деятельность, которая поглощала много сил и времени в миру. Теперь он надеялся устремиться к главному: к Богу, к молитве. Но так хотел человек, а монаху Бог определил путь, в котором для своих желаний и хотений оставалось сил и времени еще меньше, чем на приходе. Год отец Иоанн жил сокровенно от многих своих духовных чад. Он не отвечал даже на письма собратьев по служению, пока однажды к нему не пришел отец наместник, держа в руках конверт. В письме давний друг отца Иоанна отец Виктор Шиповальников спрашивал отца Алипия: «Куда Вы девали нашего Ванечку?» По благословению отца наместника письменное общение было восстановлено. А со временем оно превратилось в обширный поток, который не иссякал до последних земных дней отца Иоанна.
Отец Иоанн с паломниками
Очень недолго удалось отцу Иоанну побыть в молитвенном уединении. Прошло немногим более года, как потянулись в монастырь паломники с тех приходов, где он когда-то служил. Не оставались безучастны к нему и печеряне. А пришло и такое время, когда поехали в монастырь паломники со всего света. Прикоснувшись однажды к феномену Божественной Любви, явленному в отце Иоанне, люди возвращались к нему, чтобы опять и опять почувствовать близость Божию, открывшуюся им в общении с батюшкой. Чувствуя реальную помощь Божию по молитвам отца Иоанна, они оставались около него навсегда, получая уроки жизни в Боге и Божией любви, которая обильно изливалась на них через батюшку.
Отец Иоанн перед проповедью
Жизнь шла заведенным в монастыре порядком, время отсчитывало седмицы. После недели служб начиналась неделя исповеди, потом молебнов, потом панихид. Протекали месяцы, годы. Благодатное время — общение с кающимися на исповеди — органично переходило к молебнам — общению со святыми и испрашиванию их предстательства за живых. Потом, что полюбилось особенно, молились в пещерах об усопших. И здесь Божия благодать стирала грань земной и небесной жизни. Навык же подчинять свою волю воле Промысла Божия помогал отцу Иоанну выдерживать всяческие испытания и мирствовать душой во всех жизненных ситуациях и невзгодах. Богослужения, совершаемые им, своей благоговейностью, красотой и духовностью приближали людей к Богу, влекли души к небу.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), 2000-е годы
Приблизившись к пределу своей жизни, 95-летний старец как завещание открывал приходящим ближним и дальним разумение великой тайны Жизни: «…И тайна эта — Любовь! Полюбите и вы будете радоваться с другими и за других, полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас. И Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Полюбите любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем…»
Пещеры Успенского Псково-Печерского монастыря
В 2006 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин) отошел ко Господу на 95-м году жизни. Но плоды его молитв по-прежнему вкушают те, кто прибегает к его помощи, приходя к нему уже не в келью, а в пещеры Псково-Печерского монастыря.
Памятник архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Орле
На родной Орловщине был установлен памятник архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Издаются его проповеди, письма, назидания. Светлой памяти отца Иоанна посвящено и новое издание нашего монастыря «Пасхальный батюшка».
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
Вестник любви Божией (часть 1)>>
При подготовке использовались материалы:
- Смирнова Татьяна Сергеевна, «Память сердца», материалы к биографии архимандрита Иоанна (Крестьянкина), издание Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, 2015.
- Монастырь — Отец Иоанн (otetsioann.ru)
- Архимандрит Закхей (Вуд) / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
01.07.2022