X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Вера — это жизнь в Боге»

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия после литургии святителя Василия Великого и чина Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя 13 марта 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В первое воскресенье Великого поста мы празднуем великий праздник, именуемый Торжеством Православия. Этот праздник был учрежден в Церкви после окончательной победы над ересью иконоборчества, осужденной на VII Вселенском Соборе в малоазийском городе Никее в 787 году. Учреждая этот праздник, благочестивые отцы и святители выражали свою надежду на то, что истина, дарованная Богом Церкви, всегда будет в Церкви сохраняться, какие бы силы ни ополчились на эту истину. И думали они так потому, что ересь иконоборчества была не только мировоззренческим вызовом Православию, не только несла в себе ложный интеллектуальный посыл, но и потому, что она опиралась на мощную поддержку государства. Три императора, сменяя друг друга, проводили эту политику иконоборчества, употребляя и власть, и силу. То было гонение на Церковь. Не со стороны язычников, а со стороны христиан, которые уклонились от истины и делали всё возможное для того, чтобы эту истину разрушить. И даже когда при участии благочестивой императрицы Ирины в Софийском храме Константинополя собрался VII Вселенский Собор, чтобы под предводительством благочестивого и православного патриарха Тарасия осудить ересь иконоборчества, то и здесь произошло нечто, свидетельствующее о том, что враг рода человеческого и в самый последний момент возжелал употребить силу, чтобы не допустить торжества Православия: в величественный храм ворвались воины во главе с военачальниками, которые считали себя иконоборцами, и Собор не мог приступить к своим обязанностям. И только покинув Константинополь, святые иерархи-отцы, собравшись в Никее, смогли завершить то великое дело. И утверждено было Православие.

Вспоминая об этих давно прошедших временах, свойственно подумать и нам, современным людям, о том, что же такое вера, за которую так боролись отцы? Действительно, если окинуть взором всю историю после Христа, то можно свидетельствовать, что ни одно человеческое убеждение, ни одно мировоззрение не испытало на себе столь многих попыток исказить его или разрушить. Эти попытки предпринимались на разных уровнях: на уровне мысли, логики, философии, практики и, наконец, как только что было сказано, на уровне государственной политики. И мы знаем, что стояние за истину никогда не было простым, оно требовало мужества, твердости духа, силы веры, силы своих убеждений. Именно об этом сегодня мы слышали в Послании к Евреям, где апостол вспоминает примеры веры в Ветхом Завете. Веруя, Моисей, войдя в возраст, отказался называться сыном дочери фараона. Веруя, духовные вожди Древнего Израиля, судьи и богодухновенные пророки покоряли царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста (как мягко говорит апостол, а ведь на самом деле — пасти львов), творили чудеса. И, далее продолжая, свидетельствует: …и мы, имея такое облако свидетельства, должны отвергнуть грех, запинающий нас, взирая на Начальником и Совершителя веры, Иисуса Христа, Господа нашего (ср.: Евр. 12: 1, 2).

Что же такое была вера для Моисея, для судей, для пророков, для апостолов, для мучеников, для подвижников, для святых иерархов, для богоносных мужей, для новомучеников и исповедников Российских? Для всех них вера была не только убеждением, хотя и убеждением, не только состоянием души, хотя, может быть, в первую очередь состоянием души. Вера для всех них была жизнью в Боге. Великий наш богослов и святитель, мощами своими почивающий в этом кафедральном храме, Филарет, митрополит Московский, рассуждая о вере, сказал удивительные слова: «Вера начинается в уме, хотя принадлежит сердцу». А под сердцем святоотеческая традиция всегда понимала совокупность всех духовных сил человека. Да, действительно, вера начинается в сознании как убеждение, а затем покоряет всё естество человека, преобразуя его жизнь. И если этого не происходит, то вера вырождается в интеллектуальный изыск, в некое мудрствование. И она перестает быть жизненной, она перестает быть нужной для людей. Вот почему многие попытки ослабить веру, изъять ее из жизни людей начинались с воздействия на сознание, на ум. Ереси и были тем интеллектуальным вызовом Православию. Ссылаясь на целесообразность пастырскую, ссылаясь на логику, ссылаясь на здравый смысл и даже ссылаясь на необходимость поддерживать благочестие, еретики пытались внедрить в сознание Церкви истины ложные, разрушающие подлинную истину. Эти интеллектуальные попытки чаще всего заканчивались страшной борьбой, когда всеми силами Церковь должна была защитить православную веру. И милостью Божией она ее защищала.

Ничего не изменилось с тех стародавних лет. И сегодня на наше сознание обрушивается огромный информационный поток, который пытается разрушить православную веру. Нет ничего нового — всё то, что было на протяжении двух тысяч лет. Но как в прошлом, так и сейчас попытки ослабить или изменить веру, подвергнуть ее сомнению, осмеять, показать ее нежизнеспособность, ненужность для современного человека — никогда не увенчаются успехом. Потому что Сам Бог дал людям дар веры, и Он помогает каждому верующему хранить этот дар. Как замечательно сказал об этом святитель Иоанн Златоуст: «Свойство веры заключается в том, что она напоминает и утверждается, когда против нее восстают». Так было в прошлом, так будет и сегодня.

А для чего же нам нужно хранить веру? Зачем она нужна современному человеку, когда у него такая сила — сила разума, сила технологий, сила денег, сила организации? Ведь, может быть, опираясь на все эти силы, и можно дать человеку счастье — без Бога построить Царство Небесное на земле? Опять-таки весь путь рода человеческого свидетельствует о том, что такая цель человеческими средствами недостижима. Царство Божие созидается силой Божией в ответ на нашу веру. А Царство Божие — это и есть торжество жизни, правды, мира, любви, радости. Царство Божие — это и есть то, что человек сознательно или несознательно воспринимает как цель своего бытия, как высшее счастье. И вера дает людям возможность достигать этой цели, достигать Божиего Царства уже здесь, на земле, создавая его в своем сердце. И, наверное, главная причина, по которой вера православная несокрушима, и заключается в том, что через эту веру люди обретают такой опыт жизни с Богом, который превышает все радости земного мира. Именно этот опыт жизни в общении с Богом и наполняет наши сердца уверенностью, убежденностью в правоте веры и дает силы на этом убеждении строить свою жизнь. И сегодня, празднуя Торжество Православия в XXI веке, мы повторяем то, что совершали отцы в веке VIII и IX и в последующих веках: мы выражаем свое упование на Господа, на то, что Он, дав нам великое сокровище веры православной, поможет сохранить ее, оградить от всяких искушений и напастей. И на этой вере поможет устроять свою жизнь ради Царствия Божия.

Аминь.

13.03.2022

Просмотров: 53
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать