X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Путеводная звезда

Аня пишет стихи и рисует. Это ее путь к свету и надежде. Именно творчество помогло 25-летней девушке пережить непростые времена и болезнь. Три года она работала в мастерской реабилитации нашего монастыря «Добродел». А сейчас ее мама Мария мечтает издать сборник стихов дочери под названием «Путеводная звезда». Мы поговорили с Аней о ее творческом пути, вере в лучшее и в Бога.

— Аня, я заметила, что в твоих стихах часто повторяются слова «свет», «радость». У тебя действительно отношение к жизни как к радости? 

— На самом деле таким оно проявляется именно в стихах, потому что, когда ко мне приходит вдохновение, я думаю о всем самом светлом. Но не все мои стихи такие. Есть стихотворения, которые написаны в других состояниях и душевных переживаниях. Но я считаю, что нужно дарить миру лучшее, а свои тяжелые переживания лучше удалять или оставлять для себя. Хотя в них тоже есть какая-то красота…

…Мы все когда-то станем светом, освещая жизнь других людей планеты.

Достигнем того, что раньше казалось невозможным,

Но так мечталось, что всё же может быть...

Лучше, свежее, мелодичнее вноси Творца во всё, чем дышишь.

Ты не одна, тебя ведь кто-то слышит... Значит, происходит резонанс.

— Стихи помогают тебе справиться с темными мыслями и состояниями? 

— Творчество помогает всегда. Когда я пишу светлые стихи, это выплеск энергии. Часто я пишу утром или ночью, когда есть вдохновение. Это очень много мне дает. Но я не считаю их чем-то важным. Думаю, что каждый человек — творческий. И у многих людей в закромах есть или стихи, или рисунки. Даже среди людей, которых я встречаю в больнице, очень много тех, кто рисует, пишет или читает книги. Думаю, творчество — это часть каждого человека.

— Когда ты обнаружила в себе эту часть? 

— Я пишу с 12 лет. У меня была книга песен, потом начали получаться верлибры — стихи, в которых рифма кое-где присутствует. И я продолжаю писать именно так. Но я не специально так пишу — эти строки приходят ко мне сами собой.  

Ложатся узоры морозные на тонкое серебро. И столько мыслей приходит.

Но когда хочешь их изложить на бумаге, не знаешь, с чего же начать.

Тогда просто начни писать…

— А как бы ты описала состояние, в котором пишешь стихи? На что это похоже?

— Это когда приходит какая-то искорка и ты чувствуешь, что должна что-то сотворить. Это зарождается у тебя в душе (Аня показывает рукой на сердце). Когда за день накоплен какой-то опыт или переживания, они переполняют тебя, и ты понимаешь, что должна их выразить. Я пишу в заметках, практически без остановки и редактуры, стараюсь, чтобы стихи остались в первозданном виде. 

— В стихах ты часто пишешь про Бога. Называешь Его «тихим светом». Мне показалось, что у тебя очень трепетные отношения с Ним. Это так?

— Да. Но вера в моей душе живет переливами. Когда я к ней прихожу, то испытываю ощущения света и тихого мира в душе. И так же, когда читаю молитвы. Но я не могу сказать, что делаю это постоянно. Я то приближаюсь к Богу, то отдаляюсь от Него. Но, безусловно, вера — это удивительные переживания. От молитв приходит ощущение тихого света, умиротворения.

Ладони направлены к Солнцу

Мир вращает небесную сферу

Нужно быть во много раз проще

Чтобы сердцем двигала Вера…

— Жалко, что я не могу назвать себя в полной мере православной. Православные люди очень светлые. Я вспоминаю одну сестру милосердия, которая приходила ко мне в больницу. Когда я рассказывала ей про свои темные видения, она расплакалась. Меня это тронуло — оказывается, есть люди, которые умеют по-настоящему сочувствовать даже незнакомой девушке. В моей жизни встречалось много интересных и светлых людей, которые приходили на помощь. Думаю, что людям бывает темно на душе только для того, чтобы поделиться этим состоянием с другим и другой испытал к тебе сочувствие. 

Свою болезнь ты тоже так воспринимаешь? Она для того, чтобы другие люди научились сочувствовать?

— Да, возможно. Я встречаю людей, которые рассказывают мне о своих тяжелых переживаниях, и я их понимаю. А если бы сама не пережила это, не могла бы их понять — или стала бы осуждать. Мне кажется, каждое неудачное событие учит нас большему пониманию мира, и это почва для исследований. На Бога за него не нужно обижаться точно. Потому что Он желает тебе только лучшего. Он сотворил этот мир, и всё в мире разумно. 

Еще возможно, что мы сами пишем книгу своей жизни. Но и Бог тоже есть в нашей жизни. Думаю, что безумие ко мне приходило, потому что я сама совершала какие-то ошибки, но сейчас я хочу жить более правильной жизнью. Когда у меня случаются галлюцинации, это бывает интересно, но потом становится страшно. Я хочу жить простой жизнью, быть обычным человеком, потому что «необыкновенное» я уже пережила. В моих стихах присутствует желание вечного покоя и света. Думаю, он возможен в Царствии Небесном.

— Что еще тебе помогает прийти к состоянию мира и покоя в душе, кроме творчества и молитвы? 

— Я люблю читать художественные книги. Всегда любила читать жизненные истории и истории о путешествиях. Я никуда не могу поехать из-за болезни, но это моя давняя мечта.

По твоим стихам видно, что ты остро чувствуешь красоту мира и детали, которые обычно человек в суете дел не замечает — небо, поры года, листок, цветок…

— Да. Еще я очень ранимый человек, всегда стремлюсь избегать ссор. Другому человеку очень легко на меня повлиять. Мне сложно отстаивать себя. Иногда мне нравится, кем я стала. Пусть я ничего не достигла, но я остаюсь собой. 

Как милозвучно сегодня пели птицы.

И небеса, и звезды, не наглядеться и не надышаться.

И мирный воин во мне стремится воплотиться в реальной жизни…

А что для тебя значит быть собой?

— Я не могу себя полностью принять со всеми недостатками. Но быть собой — это понимать, что каждый человек не идеален и что любить в нем нужно всё: и плохое, и хорошее.

Что для тебя любовь?

— Думаю, это преданность. Когда ты за человека стоишь горой, ценишь его. Когда люди идут одной дорогой, всегда прислушиваются друг к другу, делятся друг с другом даже мелочами. Я считаю, что любовь — это главное в жизни. Но я на самом деле еще сама не разгадала эту загадку.

Любовь раскрывает Вселенную

Она в нас и она не дремлет

Только правда, надежда и сила

Пробежать по росе, очутившись в пустыне,

Окунуться в Черное море,

Подняться на взгорье, расправив плечи.

Тебя столь многое лечит…

— Есть ли у тебя опыт переживания чудесного, когда ты ощущала, что Бог вмешивается в твою жизнь?

— Однажды в Рождество я гуляла по городу и видела большую оранжевую звезду, которая пролетала по небу. Может быть, для кого-то в этом нет ничего особенного, но у меня было ощущение чуда.

— Твоя мама как раз хочет назвать сборник твоих стихов «Путеводная звезда». А что для тебя путеводная звезда?

— Это что-то светлое, как свет в конце тоннеля, что ведет тебя вперед, несмотря ни на что. Или как Вифлеемская звезда, за которой пастухи шли ко Христу. Или как звезды, по которым моряки ориентировались в море. Или свет маяка. Это какая-то надежда, что всё не напрасно, что всё имеет значение.

— Ты сама хочешь, чтобы твои стихи издали?

— Мне было бы приятно. У меня была подруга, она писала хокку, и я мечтала издать ее книгу. А теперь мама мечтает издать мою. Всё возвращается…

— Когда Аня заболела в 16 лет, врачи не могли подобрать ей медицинские препараты, и я нашла книгу «Путь художника» Джулии Кэмерон. — рассказывает мама Ани Мария. — Она о том, что каждый человек может раскрыть в себе творческий потенциал. Я отнесла эту книгу Ане в больницу, и она начала идти по этому «пути». Я заметила, как только она попадает в больницу, я должна ей относить фломастеры, краски, рисунки, и ей это помогает. Про положительный эффект арт-терапии известно давно. Любой человек может попасть в ситуацию психологического стресса. После этого ему нужно структурно восстановить свою психику. Например, раскраски «антистресс» работают так: при раскрашивании человек сосредотачивается, концентрирует свое внимание, переводит его от темных мыслей к предмету раскраски.

Человеку главное в этой жизни найти себя. А когда человек начинает творить сам, выражать себя, то через творчество переводит дух в материю. То есть творчество — это связь духа с материей. Кто-то пишет молитву, стихотворение, книгу, кто-то рисует, кто-то танцует. И от этого людям на земле становится хорошо, светло. 

Два года назад Аня рассказала, что пишет стихи. Я решила собрать этот материал, подкорректировать, оформить и подготовить к печати. Сам текст я не меняла, просто чуть обрамила. Это как поместить картину в рамку, чтобы было красиво. В ее стихах нет рифмы, и я не стала ее добавлять, ведь тогда я отформатировала бы дух. Когда дух дышит свободно, не всегда получается рифма — где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17). Считаю, ограничение в творчестве должно быть только одно — не причинять зла другому человеку. 

Когда Аня пишет, рисует, она вдохновлена, у нее есть смысл жизни, ей это нравится.

Не нужно ставить на таких людях штамп, не надо их бояться. У них очень высокий потенциал. Мыслительный центр у таких людей расположен в правом полушарии, т.е. они мыслят образным полушарием. Я считаю, что это их особая способность, и хочу, чтобы эти особенные дети смогли себя реализовать. 

Моя идея в том, что творческая реабилитация — это выход для таких людей, как моя дочь. Когда человек выходит из отделения РНПЦ, он практически потерян для жизни. Мастерская Свято-Елисаветинского монастыря «Добродел» помогает таким людям, но она не может вместить всех желающих. И тем более не все из больных верят в Бога. Но в помощи нуждаются многие. 

Сейчас в РНПЦ всё строят и строят новые корпуса, я видела там огромное количество молодых людей, которые пропали, не нашли себя. Я общалась со многими болеющими и вижу, что этим людям нужны не таблетки. Это не выход, это только возможность остановить острую стадию. Им нужна психологическая поддержка и творческий путь. Но на сегодняшний день реабилитационного отделения, где медицина соединилась бы с творческим процессом, нет. 

Вот уже три года я мечтаю о том, чтобы у нас появился реабилитационный центр для людей с особенностями в развитии. Место, где люди занимались бы творческой реабилитацией. Считаю, что творчество должно быть на каждом квадратном сантиметре жизни. Вот как лучик света преломляется через алмаз и сияет своим светом. И так каждый человек. Но мы еще не научились преломлять этот свет через себя…

— Вы назвали будущий сборник Аниных стихов «Путеводная звезда», почему? 

— Что такое звезда? Она дарит свет. Мы смотрим на нее и идем на свет. Следуем своим путем. Для меня, для моей дочки творчество — это путь выхода из кризиса. Я не уверена, что она могла бы выбраться из того состояния, которое у нее было, если бы не стала рисовать и писать. Поэтому я мечтаю, чтобы творческая реабилитация была доступна для всех, для каждого, верующего или нет. Может, он через творчество придет к Богу и даст миру свою красоту. Надеюсь, что это случится. 

Нам бы дожить до Весны, нам танцевать бы с нею,

Палить костры у побережья, носить славянские одежды, заплетать в косы венки…

Из первых подснежников хрупкие, нежные...

Сплетать браслеты из вербных ветвей,

Нам излучать бы из сердца только самое светлое.

Держаться за руки, рождая ответное, слушать пение наших душ, словно пение птиц первых,

Раскрывая навстречу теплому ветру всю нашу суть, свободную, чистую, верную.

Пока ничего не забыто, пока мы все еще живы, мы бережем друг друга гибкими, словно ивы, нитями чувств друг ко другу.

Мы вместе, мы сильные, мы друг за друга…

И даже если снега не так скоро растают, вернув жизнь природе,

Мы найдем красоту в каждом дне и радость в каждой погоде.

Мы нарисуем жизнь изнутри такой красивой, чтобы быть рядом и быть счастливыми…

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Евгения Прокофьева

Рисунки Анны Ярошевич

24.03.2022

Просмотров: 310
Рейтинг: 4.7
Голосов: 29
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать