«Пра Тяу» значит «Бог» (часть 2)
В Таиланд путешественники летят ради экзотики: теплого моря, джунглей, пряной кухни и причудливых буддистских храмов. И уж никак не ожидают среди пальм и азиатского колорита увидеть маковки и колокольни православных церквей. А между тем наши миссионеры трудятся в Королевстве Таиланд уже более 20 лет. За это время здесь появились 10 православных храмов и даже мужской монастырь!
Мы продолжаем наш разговор с иереем Романом Бородичем, белорусом родом из Барановичей, настоятелем прихода в честь святого преподобного Сергия Радонежского на Ко Чанге — одном из крупнейших островов Таиланда, омываемом Южно-Китайским морем.
История четвертая. Приход сегодня
— Расскажите, как и чем живет Ваш приход? Есть отличие от местечковых белорусских приходов?
— Принцип жизни прихода похож на наш, нет только бабушек. В Таиланде вообще практически не встретишь православных пожилых прихожан. Наш храм в честь святого преподобного Сергия Радонежского находится не в туристическом районе. Здесь нет баров, дискотек и массажных салонов — обязательных атрибутов Таиланда. Поэтому у нас, слава Богу, очень тихо. У местных гидов есть легенда, что один из домиков на береговой линии неподалеку от храма принадлежал известной британской писательнице Джоан Роулинг. Мы этого пока проверить не смогли.
Храм находится на втором этаже двухэтажного здания. Здесь, в Таиланде, такой принцип: всё важное поднимать повыше над землей, потому что в сезон дождей довольно часто бывают наводнения. К примеру, у нас в прошлом году разлилась река, к тому же несколько дней в сентябре шел сильный дождь, и в результате затопило весь первый этаж — трапезную и жилые комнаты. Храм не пострадал.
На территории прихода растут экзотические деревья и кусты: манго, авокадо, папайя, кофе, какао, дуриан. Большинство растений посадил прежний настоятель отец Сергий Шапкин, который служил на Ко Чанге около пяти лет. Мы с супругой приехали сюда чуть больше года назад. Посадками тоже занимаемся, однако здесь есть специфика: климат хороший, всё растет быстро, но так же быстро и съедается неизвестными жуками, гусеницами и ящерицами.
— А где живет семья священника?
— Здесь же, при храме. Практически во всех православных приходах Королевства Таиланд один принцип проектирования: храм — это комплекс, в котором есть трапезная и дом священника, всё в одном здании, чтобы батюшка всегда был доступен.
— Кто Ваши прихожане?
— В основном это туристы с постсоветского пространства. Есть среди наших прихожан несколько семей, которые постоянно живут на острове. К примеру, наш староста Алексей Родионов. Он из тех, кто инициировал строительство храма, живет в Таиланде очень давно, говорит и читает по-тайски. Поскольку мы с матушкой язык пока знаем только на уровне «поговорить на рынке», Алексей нас очень выручает. В том числе, когда в храм приходят тайцы. Постоянных прихожан из местных у нас пока нет, но люди интересуются, заходят, стоят на богослужении, остаются на чай после Божественной литургии.
Есть у нашего прихода и друзья-тайцы, которые, приезжая на Ко Чанг, обязательно заходят в православный храм. Хотя сами остаются буддистами.
— Вы как-то адаптируете церковную службу для местных?
— Мы служим на церковнославянском и русском языках. Есть песнопения, которые матушка поет по-тайски. Это «Святый Боже», «Господи, помилуй». Кстати, эти песнопения исполняем иногда и по-белорусски. Если видим, что на службе есть европейцы, американцы, — поем еще и на английском. Апостол и Евангелие читаем на церковнославянском или русском. Если приходят тайцы, просим их читать еще и по-тайски.
— Чем Вы занимаетесь на острове кроме служения?
— Здесь скучать некогда. Храм и территорию нужно содержать в порядке, и это — большая часть нашего времени. Всё растет очень быстро, и, если не следить, уже через три недели трава на территории будет по пояс, а это не только некрасиво, но и опасно. Неухоженный участок — рассадник змей и сколопендр, которых на Ко Чанге очень много. Кроме того, из-за дождей и штормов краска на храме буквально смывается, и каждый год стены нужно красить заново.
Есть и более «душевные» дела. Я увлекаюсь историей, поэтому в нашем приходе организовал музей Православия в Таиланде. Рассказываю туристам, кто был первым тайским принцем, крещенным в православную веру, как царь Николай II дружил с королем Сиама Рамой V и помог ему отстоять независимость страны и многое другое.
История пятая. Миссия выполнима!
— Насколько я понял, в Вашем храме нет православных тайцев, а как обстоят дела в других приходах? Как вообще развивается миссия в Таиланде?
— Постоянных тайцев у нас действительно нет, но наличие на острове храма, в котором регулярно совершаются богослужения — это уже проповедь, и она дает плоды. Помните, как послов князя Владимира поразило величие святой Софии в Константинополе? Даже архитектура может говорить о Христе. Кстати, именно поэтому у нас в храме сейчас идет роспись — так Евангелие становится наглядным.
Нужно отметить, что тайцы очень стеснительные. Для них прийти в церковь к «фарангам» (то есть иностранцам) — это уже большой подвиг, поэтому мы всегда стараемся встречать новых людей с вниманием и любовью. Мотивы зайти в храм у тайцев могут быть самые разные: был парень, который ходил к нам, потому что интересовался русской культурой; были желающие выучить русский язык. Одно время ходила к нам женщина-протестантка, которой далеко было ездить в свою церковь, а в нашу ближе. Потом она переехала и ходить к нам перестала. Когда так получается, я не расстраиваюсь, верю, что зернышко посажено и когда-то, возможно, прорастет. Сколько таких случаев! В Паттайе (курортный город на юго-востоке Таиланда. — Прим. ред.) служит православный священник-таец иерей Даниил Ванна. Он работал мастером по ремонту компьютеров. Приехал однажды на вызов — чинить ноутбук нашему руководителю миссии отцу Олегу (Черепанину) — и с этого знакомства его жизнь круто изменилась. Он принял Православие, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, позже женился на русской девушке и принял сан…
К слову, у нас три священнослужителя — тайцы: священник и два диакона, а также иеромонах из Лаоса.
В Таиланде сейчас 10 православных приходов, один монастырь, духовное училище. Практически во всех приходах есть православные тайцы, особенно много их в Бангкоке при кафедральном соборе в честь святителя Николая Чудотворца. Там активно миссионерствует отец Михей, батюшка-лаосец.
Огромный вклад в дело распространения веры внес руководитель нашей миссии архимандрит Олег (Черепанин), который первым начал проповедовать на этой земле Православие. Долгое время он был здесь совсем один, служил в пустом храме (точнее, даже комнате, сначала и храма-то не было) и молился, чтобы Господь помог ему просветить тайцев. И вот через 20 лет миссии крещено более двух тысяч граждан королевства. И последователи отца Олега приводят к вере других людей. К примеру, отца Михея, о котором я уже говорил, отец Олег встретил на языковых курсах и позже перевел в Православие из католичества.
Духовное училище на острове Пхукет готовит будущих миссионеров и священников. Лучших студентов отправляют учиться в духовную семинарию в Санкт-Петербурге. Через несколько лет эти ребята начнут заменять нас на приходах!
Беседовал Вадим Янчук
Фотографии из личного архива героев
«Пра Тяу» значит «Бог» (часть 1) >>
24.07.2020