X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Православие — наш общий путь» (часть 1)

Рубрика «Моя Сербия» посвящена Сербской Православной Церкви и ее людям. Через личные истории тех, кто нашел путь к Богу — монахов, священников, игуменов, известных православных христиан Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Косово, — мы познакомимся с духовными и культурными традициями сербского народа, поговорим о монастырях и храмах, о Православии и единстве славян. Наши герои с трепетом рассказывают о своем пути к Богу, родной земле, ее святынях и подвижниках веры… Первый гость рубрики — монахиня Севастиана (Ускокович), насельница нашего монастыря.

12 лет назад морозным зимним утром девушка с теплого побережья Адриатического моря впервые вошла в ворота нашей обители. Минск и Подгорицу, где родилась гостья, разделяют почти полторы тысячи километров, но разве это расстояние, если в сердце человека поселилась любовь к Богу? Ядранка оставила солнечную Черногорию и полную соблазнов мирскую жизнь, выбрав путь служения Господу, а в стенах нашего монастыря родилась монахиня Севастиана (Ускокович)…

«Внутри как будто загорелось солнце…»

— Жили мы в столице Черногории, городе Титоград (Подгорица) большой дружной семьей — папа, мама и пятеро детей. В Черногории большие семьи встретишь нечасто, поэтому когда мы вместе куда-то приходили, для людей это была радость, каждый ребенок вносил свою особую энергию.

В нашем доме всегда царила любовь и теплая атмосфера. Все помогали друг другу — это была основа. Старший ребенок смотрел за младшим, у каждого из детей были свои обязанности. Мы вместе садились за стол, и как будто начиналась Тайная Вечеря. Когда у моей младшей сестры спрашивали: «Что ты будешь кушать?» — она всегда отвечала: «Что и она», — словно уже тогда у нее не было своей воли (сегодня сестра — монахиня в Косово). Жизнь в детстве напоминает мне устав монастыря, где каждый несет послушание и отсекает свою волю. Как будто в те годы Господь уже готовил нас к будущей жизни...

Вроде бы корня веры в семье не было — мама некрещеная, папу крестили после рождения, при этом церковным человеком он не был; нас, детей, не крестили. Но у каждого серба внутри живет уважение к Православию. Жило оно и во времена коммунизма, когда храмы были закрыты, а о Боге вслух не говорили.

В шестом классе я впервые взяла в руки Евангелие. По природе я человек энергичный, мне всегда всё интересно. И вот надо прочитать «Приключения Тома Сойера» и пересказать содержание старшей сестре. Остаюсь одна в комнате, ложусь на диван, с одной стороны книга о Томе Сойере, с другой — Евангелие. Открываю Святое Писание и читаю: Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп. 1: 21). Беру карандаш и огромными буквами пишу эти слова на стене.

Сестра заходит в комнату и видит эти слова из Послания апостола Павла к филиппийцам. В начале 90-х в Югославии появлялись секты. Сестра тогда за меня очень испугалась. Позже она говорила: «Ты сократила мне жизнь на 10 лет». А у меня внутри как будто загорелось солнце…

«Святой Савва — духовный кислород Сербии»

— Я родилась в день святого Саввы Сербского. Святой Савва — духовный кислород Сербии, заступник Сербской Православной Церкви. Его отец был жупаном (правителем), о богатстве которого говорили: «девять башен высотой 25–30 м, заполненные чистым золотом». Родители умолили Бога под старость дать им утешение, и родился святой Савва. У двух старших братьев уже были земли и власть, а младшему Господь дал другое благословение.

В 16 лет святой Савва спрашивает отца: «Можно мне пойти с охотниками?» Папа любимому сыну разрешает. Святого Савву ждет монах из афонского монастыря Святого Пантелеимона, и они едут на Святую Гору. Путешествие длится пять дней. Отец отправляет следом солдат, но в монастыре уже совершается постриг. Святой Савва отдает свои волосы солдатам со словами: «Передайте отцу и скажите, что раньше был принц Растко, а сейчас бедный монах Савва».

При святом Савве начался период внутреннего преображения Сербии. Благодаря святому 800 лет назад Сербская Православная Церковь получила автокефалию. Поскольку я родилась в день святого Саввы, думаю, по его молитвам и благословению в моем сердце так отозвались слова о Христе из Послания апостола Павла…

«Слава — любимый праздник православных сербов»

— Сербы даже в годы коммунизма праздновали Пасху, Рождество и Славу. Наверное, это результат уважения к православной культуре, заложенного нашими предками. В эти дни не работали и собирались за столом. Мама всегда старалась приготовить угощения. Яркие воспоминания остались у меня о Славе — одном из любимых праздников православных сербов, который называют духовным днем рождения семьи.

Семья у сербов на первом месте. Долгое время наш народ верил в разных богов, и святой Савва, благодаря которому в стране стало активно распространяться Православие, благословил каждому роду своего духовного покровителя. Святой наследуется сыновьями от главы семьи. Девушка, выходя замуж, славит Славу мужа, но и со святым родительского дома духовная связь не прекращается.

Заступник нашей семьи — великомученик Георгий Победоносец. У многих на побережье Черногории покровителем является святой Николай Мирликийский, известный своим попечением о путешествующих.

Накануне праздника хозяйки готовят коливо и пекут Славский колач — пирог, тесто для которого замешивают со святой водой, в центре обязательно ставят печать «Иисус Христос Ника», как на просфоре.

В день Славы семья в храме. После Божественной литургии совершается чин освящения колача, колива и вина. Вместе родственники крутят пирог и поют тропарь святому, чувствуя единство. Дома семья принимает гостей. Хозяин ставит на чистое полотенце пирог, икону, свечу, пшеницу, вино, стакан воды и кладет ложечку. Каждый, кто приходит в дом, крестится перед образом святого и угощается, словно на таинстве Причастия. Кто-то из членов семьи рассказывает житие святого заступника, начинается трапеза и дружеское общение.

Когда я была маленькой, в день Славы мы не ходили в храм, иконы и свечи в доме не было, но мама всегда пекла колач, готовила коливо и угощения. В праздник за столом собиралась вся семья. И так было в каждом сербском доме.

Даже в самые тяжелые времена мы славили Славу. Этот праздник — Тайная Вечеря, которая объединяет людей и дает силы. Сербы — дружные люди, нам важно быть вместе. Как и все православные народы, мы много страдали, а по Божиему закону скорбь должна переходить в радость. Нам хочется посидеть вместе, поговорить, посмотреть друг другу в глаза. Чем больше ты страдаешь, тем больше тебя утешает Бог…

«Кто такой монах?»

— Во времена моего детства церкви и монастыри в Югославии были закрыты. Действовал только храм святого Василия Острожского в горах, но в те годы об этом мало кто знал. И вот в 1993 году в деревню Корнет (13 км от столицы), на родину моего отца, где много времени проводила наша семья, приезжает митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович).

В тот день мы с семьей были в деревне и услышали колокольный звон. Время тогда уже было неспокойное, в стране началась война. Папа сказал: «Побежали, посмотрим, почему звонят!» — и мы устремились к старой закрытой церкви. Папа, мама, брат, младшая сестра и я бежим к храму, а перед глазами картина будто из сказки — красивая деревенская природа, солнышко, церковь и человек невысокого роста в черной одежде с бородой и сияющими глазами.

Приближаясь к митрополиту, мы все чувствовали какой-то магнетизм, но, остановившись, растерялись. Владыка Амфилохий поцеловал меня в голову и сказал: «Ты будешь монахом». Я тогда спросила у мамы: «Кто такой монах?» Она ответила: «Это человек, который делает добрые дела». Когда я выбирала профессию, сестра сказала, что монах — это врач, и я пошла в медицину.

После встречи с митрополитом моя жизнь начала меняться. Я брала ключ от старинного храма в нашей деревне, заходила туда и оставалась одна. Казалось, прошло пять минут, а это был час, два, три… Помню образы Спасителя, святого Петра Цетинского, который очень любил Россию, но я тогда ни к кому не обращалась, просто стояла в тишине храма. Родственники беспокоились, а я чувствовала себя под защитой, хотя была еще некрещеная.

Святой Мардарий (Ускокович)

— Митрополит Амфилохий приезжал в деревню неслучайно. Владыка хотел познакомиться с родственниками епископа Сербской Православной Церкви Мардария (Ускоковича), которого пять лет назад причислили к лику святых. Святой Мардарий — наш близкий родственник, родной брат дедушки. В старинной церкви, где произошла неожиданная встреча, были крещены и святой Мардарий, и наш родной дедушка, и отец.

В семье не знали о судьбе Ивана (так звали святого Мардария до пострига). Было известно лишь то, что он стал монахом, долгое время нес послушание в России и США. В Югославии при коммунистах говорить о родственнике, который жил в царской России и США, было небезопасно, и все молчали. Митрополит Амфилохий рассказал нам о святом Мардарии (Ускоковиче).

Иван с раннего детства мечтал стать монахом и в 11 лет убежал из дома в храм. Его вернули, но в 16 он уже стал насельником сербского монастыря Студеница. Через три месяца послушничества состоялся постриг. Много лет святой Мардарий провел в России, был вхож в императорский дом, общался с преподобномученицей Елисаветой, святым Евгением Боткиным, священномучеником Серафимом (Чичаговым). В России он стал иеромонахом. Прекрасные беседы и проповеди святого Мардария были широко известны, а доход от книги «Тихий уголок Христа» пошел в помощь бездомным.

В 1917 году по благословению святителя Николая Сербского (Велимировича) началась миссия святого Мардария в США, где ему поручили строить первый на американском континенте храм Сербской Православной Церкви. Во время Великой депрессии денег на строительство не было, однако, доверяя Богу, святой Мардарий не сдавался. Он был истощен, голодал, тяжело болел, но не переставал искать помощь, нередко подвергаясь клевете и нападкам. Сам носил кирпичи на стройке. Упокоился святой Мардарий (Ускокович) в 1935 году в возрасте 46 лет, прежде выполнив благословение и построив храм в честь святого Саввы Сербского в американском городе Либертивилль.

В 2015 году святой Мардарий был канонизирован. В 2017-м обретены его нетленные мощи. Плоть — кожа и волосы — сохранилась, видны даже брови и ресницы, в руках святой держит крест. Нетленные мощи находятся в храме, возведенном трудами святого Мардария, сегодня в этом месте — действующий монастырь святого Саввы Сербского.

Представляете, какая сила Святого Духа! Дом святого Мардария на родине отца в деревне Корнет стоял недалеко от нашего, и мы с младшей сестрой часто там играли. Как будто что-то тянуло в детстве к этой старой полуразрушенной постройке. Наверное, там мы уже потихонечку чем-то наполнялись, готовясь к монашескому пути…

Продолжение следует…

Беседовала Дарья Гончарова

Фотографии Елены Страшновой и монахини Севастианы (Ускокович)

22.10.2020

Просмотров: 111
Рейтинг: 4.9
Голосов: 29
Оценка:
Комментировать