X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей»

Пятидесятницу, день Святой Троицы — день схождения Святого Духа на апостолов — мы называем днем рождения Церкви. Можно назвать его и днем нового творения, так как здесь — излияние Того же Духа, Который упоминается во втором стихе первой главы книги Бытия: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

Мир вызван Богом из небытия — бездонной тьмы, ассоциирующейся с водой — творческой волей Поэта («Творца» в переводе с греческого), сотворен как поэма, запечатлевшая Автора и напоминающая о Нем. Человек же был изначально приглашен к соавторству — уходу за насажденным Богом садом и наречению имен — познанию сущности всех живых существ и явлений. Но — отпал, оторвав от Бога и весь вверенный ему, человеку, мир. И восстановлен, преображен он мог быть также только через человека, но — безгрешного, каким мог быть только Богочеловек. Вся священная история Ветхого Завета — история подготовки к Его рождению из века в век и сменяющихся друг за другом пророчеств о Нем. Наконец, после согласия Девы Марии стать Матерью долгожданного Мессии, Его появления на свет в загоне для скота, детства, юности и возмужания Спаситель выходит благовествовать наступление Его Царства. К этому благовествованию и возвращает нас евангельский отрывок, читаемый в день Пятидесятницы. Речь здесь идет также о празднике, длящемся и в сегодняшнем Израиле десять дней — празднике поставления кущей (палаток) в память о странствовании евреев по пустыне, их сорокалетнем пути из Египта в землю обетованную.

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7: 37, 38).

Дух и вода живая, пронизанная Тем же Духом и потому текущая в жизнь вечную. У евангелиста Иоанна и тот, и другой образ постоянно перемежаются. О Духе — необходимости рождения в Нем — Иисус говорит и пришедшему к Нему ночью Никодиму. О поклонению Богу в Духе и истине — самарянке у колодца Иакова. Говорит о Нем и иудеям, и апостолам, открывая последним, что крестная смерть и воскресение необходимы для исполнения обещанного Им прихода Святого Духа, свидетелями чего они и становятся в пятидесятый день после восстания из мертвых их Учителя.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2: 1‒3).

Разделяющиеся языки как бы огненные — что это значит?

Согласно святителю Григорию Паламе, Дух нисходит именно таким образом, «дабы показать, что Он — сроден Слову Божию; ибо нет ничего родственнее слову, чем — язык. Но также — и ради благодати учительства: ибо учитель о Христе нуждается в облагодатствованном языке. Почему же — огненные языки? — Не только по причине единосущия Духа с Отцем и Сыном, — ибо Бог наш есть Огнь, и это — Огнь, поедающий беззаконие, — но также и по причине двойного действия апостольской проповеди: ибо она должна была вместе и благодетельствовать, и карать; как огонь устроен для того, чтобы и просвещать, и опалять, так и слово учения о Христе — просвещает слушающих, а упорно же противящихся предает огню и вечному мучению. Языки же эти были, говорит апостол Лука, — не "огненные", но — "как бы огненные", чтобы кто не подумал, что оный огонь (в "огненных языках") был чувственным и материальным, но так сказано, чтобы на основании примера у нас было представление о явлении Духа. Почему языки явились для них разделенными? — Потому что единственному только Христу, сошедшему с небес, не в меру дается Дух от Отца, ибо Он, также и по плоти, обладает всецелою силою и действием; ни на ком из иных не почила всеобъемлющая благодать Духа, но частично каждый — один одно, другой — другое получает из благодатных дарований, дабы кто не подумал, что подаваемая от Духа благодать святым является не Его действием, а самым естеством».

Сразу же вслед за этим апостолы обращаются к сошедшимся на праздник из разных мест и стран иудеям на их языках: И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2: 4).

Если во время строительства Вавилонской башни «до небес», этого проявления человеческой гордыни и единства человечества в богоборчестве, Господь разделяет языки, то здесь Он их соединяет, хотя и оставляет каждому народу свой. Евангелие — Благая весть о спасении всех верующих во Христа независимо от их пола, национальности и социального положения (см. Кол. 3: 11) — проповедуется на всех языках. Для чего? Чтобы собирать расколотый по разным признакам род людской в Новый Израиль, новый народ (язык) Божий, соединить человечество в Церкви — богочеловеческом мистическом теле Христовом.

Собственно, именно Церковью и был изначально мир Божий: единством Творца и твари. Не случайно и православный храм символизирует божественный Универсум: купол — небо, духовный мир, четверик — земля, мир материальный.

В начале сотворил Бог небо и землю — первый стих Библии указывает именно на это, на духовно-материальную природу творения. И понятно, что в случае порчи Своей поэмы Творец не уничтожает ее, но исправляет — как врач исцеляет, а не отправляет на тот свет больного. Потому-то словосочетание «конец света» некорректно — можно говорить лишь о конце тяжелого недуга, вслед за которым — выздоровление и новая жизнь. Она-то и начинается с Пятидесятницы, с дерзновенной проповеди апостолов, которых тот же святитель Григорий сравнивает со «звездами, содержащими слово вечной жизни, чрез которых Он [Бог] просветил всю вселенную». Со светильниками, чье пламя передается от одного к другому: от апостолов — через рукоположение — к епископам, от тех — к священникам, которым архиереем делегируется его право совершения церковных таинств — таинств, совершаемых Тем же Духом, принимаемым в Крещении и Миропомазании, а затем Евхаристии каждым верующим.  

Каждый из нас, членов Церкви, запечатлен Духом, живущим в нас, отчего апостол Павел и говорит о христианах как храмах Духа Святого. Церковь же зачастую именуется матерью, вскармливающей и воспитывающей своих чад, но вместе с тем — и невестой Христовой, и Его женой, возникшей, как когда-то Ева из ребра Адама, из крови Спасителя, излитой от удара копья. Эта-то рана в боку, гласит церковное Предание, и стала источником воды живой для всех жаждущих, всех приходящих ко Христу — единственному, Кто имеет глаголы жизни.

А еще Церковь именуется раем, утраченным с грехопадением и заново обретаемым здесь и сейчас. «Нам надлежит искать в Церкви пристанище, пить ее молоко и питаться Писанием Господним. Ибо Церковь была насажена в мире как райский сад», — писал во II веке священномученик Ириней, епископ Лионский.

День Святой Троицы, таким образом, — день нашего возвращения в изначальный богозданный мир, а значит — и к самим себе, нашему подлинному «Я», раскрывающемуся лишь в заповеданной нам любви к Создателю и себе подобным. В общении с Творцом и всем творением в Духе Святом, ради чего и вызван из небытия и мир, и мы сами, созданные по образу Той же Троицы — предвечного единства Отца, Сына и Святого Духа. В этом смысле день рождения Церкви — и день духовного рождения каждого из нас. Рождения в жизнь вечную — ту полноту радости — радости встречи с Богом в Том же Духе. Радости, которой, по слову Христа, никто не отнимет у нас, если мы сами не отдадим своего возвращенного нам первородства за чечевичную похлебку и не предпочтем вечной жизни жизнь временную, а дару Духа — обманчивые «дары» духа века сего, Пятидесятнице — Вавилонскую башню… 

Кто жаждет, иди ко Мне и пей — этот призыв Христа актуален всегда, а сегодня, возможно, как никогда ранее. И каждый жаждущий, утоляя жажду в этом Источнике, сам делается источником живой воды для других жаждущих — алчущих и жаждущих правды в мире подмен, в безводной, бесплодной пустыне. Во всяком случае — призван к этому. На каждом христианине невидимо почивает тот же Дух, тот же огненный язык, и каждому поручена та же передача принесенного Христом на землю огня, чтобы разгорался все больше и чем дальше, тем ярче.

9.06.2020

Просмотров: 58
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Комментировать