X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Бог царя возвеличит

«Чтобы взойти по великой небесной лествице любви,
надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы,
на которую, подымаясь наверх, будут ступать другие»

(Из дневника государыни Александры Феодоровны Романовой)

Судьба царя и царской семьи глубоко затронула душу. Многие, конечно, соприкасаются с явными чудесами или заступничеством, молитвенной помощью царя Николая и его семьи. В моей жизни этого не было. Но когда я впервые прочитал книгу о царской семье (написанная Жильяром[1], куплена она была задолго, лет за шесть до прославления, в каком-то киоске, отнюдь не церковном), то понял, что обрел в моем поиске Родины еще одного молитвенника, предстателя за землю Русскую. Чувство Родины, России и образ царя как самого яркого духовного представителя династии Романовых для меня стали нераздельны. Потом попалась замечательная книга — «Воспоминания» князя Живахова[2], где с большой любовью и теплотою говорится о царе, царской семье и о времени правления царя, когда расцвело Православие. Ведь именно в это время благодаря царю было больше всего канонизировано святых, построено церквей. «Срочно прославить», — как он говорил на прославлении прп. Серафима Саровского.

Еще были люди, чей дух, непоколебимая твердость в исповедовании святости русского царя сыграли немалую роль в формировании моего отношения к Царственным мученикам. Это Валерий Михайлович Ерчак, кандидат юридических наук. Именно у него появилась первая в Минске икона царя, у него начала мироточить икона Божией Матери «Державная», даже сабля царя Николая у него хранится.

В книге, которую я сейчас читаю — «Царские дети», — описывается среда, в какой воспитывался царь Николай: ограждение от влияния светского общества, простота, максимальная приближенность к народу (вместе с царем воспитывался его брат Жоржик и дворовый мальчишка из Коломны). Царь Александр III сказал: «Мне сейчас не нужен небожитель, мне нужен реальный человек, небожителем он станет потом». Люди светского общества в большинстве своем были заражены европеизмом, вычурностью, пренебрежением к народу. Была утеряна та миссия, которую возлагал Господь на людей, не обремененных тяжелой работой и мыслями о завтрашнем дне: употребить свое время и силы на просвещение народа. Получилось разделение на сословия. В царской семье этого не существовало. Именно дворовый мальчик Володя оказывал на будущего царя огромное влияние. Задором, когда ребенок мог с утра схватить кусок хлеба и бегать целый день по всей Коломне, навещая своих знакомых собак, вольностью, свободой от необходимости переодеваться многократно, приходить к завтракам и т.п. Володя заражал Ники. Они часто проказничали. У них были свои секреты. Во всех проделках заводилой был Володя, и всю вину он обычно брал на себя, но царь Александр ругал сына: «Почему прячешься за спину, какой же ты мужчина будешь?»

Через много лет они встретились. Царь Николай руководил военными действиями в том городе, где комендантом служил Владимир. Встреча была очень теплая, но уже соблюдалась дистанция «офицер — царь». Не было панибратства, которое иногда возникает из человеческого желания быть популярным. В конечном итоге чувствуется фальшь таких отношений с приближенными. Николай был венчан на царство. Как жених венчается с невестой, так и царь со страной, и он никогда не забывал об этом.

Почему так долго шло прославление, и нам трудно принять, что царь — святой? Потому что мы потеряли генетическую связь с Россией, лицо которой было уничтожено. Признать царя святым — значит признать монархию единственно приемлемой для России формой правления. Это значит принять идею богоизбранности, а не народоизбранности, т.е. перевернуть наше нынешнее сознание.

Во всех поколениях царской семьи в детях воспитывалась христианская любовь. Единственным развлечением было хождение в церковь, они были ограждены от светских увеселений и беспутств. Поэтому, попав в Ипатьевский дом, они не ощутили перемен: такой же аскетизм в быту, в еде, те же труды. Была прислуга, но в основном они всё делали сами. И когда Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в госпитале, это было для них привычной обстановкой трудов и милосердия. Есть такие слова царевича Алексея: «Когда я вырасту, в моем царстве не будет бедных и страдающих людей». Слова пророческие — ведь он говорил о Царствии Небесном.

У всех в царской семье было чувство реального присутствия Бога. Есть фильм, документальные кадры: нормально люди живут, на палубе танцуют, балуются эти четыре девочки и царевич Алексей. Но они Богом были избраны, и была особенная благодать на них.

Царь Николай — это апогей такого царствования, когда уже царь вел людей в Царствие Божие, всю страну, и нас с вами тоже. Потому что, наверное, его молитвами мы с вами пришли в храм, его искупительной жертвой. Он сказал: «Если нужно пострадать за Россию, пускай пострадаю я».

Семья царя была его тылом, поддержкой. Ведь царице Александре много раз предлагали уехать и оставить царю его страну. Она не согласилась. Еще когда царя помазывали на царство, царица тоже помазывалась. Так и подвиг весь они несли вместе. И в них не было сомнения или отчаяния — вся семья была как одно целое. Об этом свидетельствуют письма царя Николая из Ставки в Царское Село. В этих письмах видно, что не было формального исполнения обязанностей руководителя государства. В них — жизнь правителя-государя, отца семейства и человека, чувствующего свой долг перед людьми, которые от него зависят, долг христианина.

Отрекаясь от царя, мы отреклись от Бога. Четвертое поколение несет расплату за предательство. Когда царь был на прославлении прп. Серафима, ему передали записку. Текст ее остался для нас неизвестным, но смысл можно понять по отголоскам таких фраз: «Кто меня прославит, того я прославлю». Паша Саровская, блаженная, предсказала мученическую кончину сына царя Николая. С этого времени они знали, что их ожидает страшнoe предательство, и война, и революция. Царь шел на Голгофу.

Человек всегда стоит перед выбором: поступить по совести или по логике. Из этих постоянных тупиков и складывается спасение человека. Когда становится убедительным спасение человека, он прославляется Церковью.

В подвиге царской семьи не было отчаяния. В Ипатьевском доме, когда они уже знали о приближающейся расправе, они разбирали книги, очень много читали, давали детям уроки, молились, ставили пьесы. Зная, куда идут, они не цеплялись за жизнь. Они держались. В любой ситуации душа должна развиваться и пребывать в бодрствовании.

Был случай, когда на барже, потерпевшей бедствие в море, но имевшей запасы для жизнедеятельности, за восемь дней все люди умерли только от страха и отчаяния.

Здесь же постоянное величие было. Как ни старались унизить приставленные охранники, руководители ЧК, это величие делало царскую семью недоступной. Да, убийство, искупительная жертва совершилась, надругания не произошло.

Царь и народ — понятия равнозначные. Искупить грех народа может только царь. Почему нужна была эта искупительная жертва? Если бы искупления не произошло, духовной России бы не было уже. Ведь царь взял на себя грех богоотступничества.

Как я уже говорил, у меня нет опыта чудес и молитвенного предстательства Царственных мучеников. Мне просто хорошо осознавать, что я живу здесь, что произошли такие события, что у нас есть такой царь, и я ко всему этому как-то причастен.

Кто-то из сектантов говорил: «В Православии и это не то, и это». Я ответил: «Знаете, мне Православие больше нравится, лежит к душе — и не объяснишь здесь ничего». Так и по отношению к царю: сердце расположено, душа почувствовала. Услышал несколько слов вышеупомянутого Валерия Николаевича Ерчака. Когда вышла его книга, один человек, заблудившийся в поисках истины, отозвался о ней так: «Для души восприимчиво, ибо от души исходит». Так же царь Николай, который болел душой за Россию, передает нам эту любовь к России — бестолковой. К России, где, по словам эмигрантов, — «приходится всё время терпеть и ждать».

 

[1] Пьер Жильяр — автор книг «Император Николай II и его семья», «При дворе Николая II. Воспоминания наставника цесаревича Алексея», являлся наставником наследника Алексея Николаевича.

[2] Князь Николай Давыдович Жевахов — русский духовный писатель, был близок в своих убеждениях царской семье.

17.07.2020

Просмотров: 136
Рейтинг: 5
Голосов: 2
Оценка:
Комментарии 0
3 года назад
Благодарю вас, дорогие. Многое предстоит осмыслить и принять сердцем...
Комментировать