X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Простые ответы афонского старца (часть вторая)

Простые ответы афонского старца (часть вторая)

«Монашество — как клетка в теле человека, которая дает ему жизнь. Молитвы монахов, их присутствие — это напоминание о Боге. И мы имеем особую нужду в этом в наш потребительский век», — считает архимандрит Алексий (Мадзирис), наместник афонского монастыря Ксенофонт. Старец 21 июня 2017 года посещал нашу обитель и дал редакции сайта эксклюзивное интервью. Его вторую часть сейчас и предлагаем читателям.

Геронда, что делать, когда в монашеской жизни наступает период охлаждения, не вдохновляют духовные книги, появляются помыслы «зачем я пришел в монастырь»? Как выходить из такого состояния?

В таких случаях нужно просить помощи духовника… Как больной человек должен пойти к врачу, чтобы он прописал ему лекарство, так и монах должен обратиться к старцу. Я вспомнил одну историю, когда к преподобному Паисию обратился монах, у которого была такая же проблема. Пришел и говорит:

— Я не могу молиться, не могу ничего духовного делать.

— Ну, хорошо, не делай, — отвечает геронда.

Монах удивленно переспросил:

— Что, совсем ничего не делать?

— Ну, если ты можешь хоть что-то делать, то делай…

— Хорошо, ты мне скажи, что из духовных обязанностей мне делать.

— Если можешь, проходи одну сотню молитв в день.

Монах ушел. Через неделю возвращается и говорит:

— Геронда, мне стыдно.

— Почему?

— Ну, я же монах. Только сто молитв читать мне?

— Именно так, а что ты хочешь? — спрашивает старец Паисий.

— Ты мне скажи, что делать.

— Хорошо, хочешь, возьми две сотни молитв в день.

Монах ушел. Через неделю опять возвращается, падает в ноги и говорит:

— Геронда, я согрешил, я попал в сети врага, помоги мне.

Старец Паисий спрашивает:

— Что ты хочешь?

— Я хочу делать то, что ты мне скажешь.

 

Старец сказал ему три месяца выполнять три четки в день, и так постепенно тот исцелился от этого состояния. Лекарство же мы пьем по одной таблетке, а не сразу всю упаковку. Поэтому я и сказал, что в таком состоянии нужно идти к геронде, потому что сам человек запутается, как некоторые люди выпивают все таблетки сразу и отправляются в другой мир.

Часто бывает, что общение с духовником или игуменьей превращается в поверхностное, особенно в большом монастыре. Кажется, что не так воспринимают твои проблемы, и из-за этого остаешься в подвешенном состоянии, до чего-то сам доходишь. Вроде и есть духовник, но иногда теряешь доверие к нему…

Никто сам не может найти решение, иначе запутается. Нужно попытаться найти того, кто поможет. Может быть, нужно написать письмо и отдать его духовнику. Что-то нужно сделать, чтобы в таком состоянии душа не оставалась одна. Когда духовник это прочитает, то это поможет.

Как научиться принимать смирительный урок от духовника?

  Когда говорит геронда — говорит Господь. Да, он может в чем-то ошибиться, но если ты проявишь послушание, Господь тебя защитит  

Нужно воспринимать так: когда говорит геронда — говорит Господь. Тогда будет такое ощущение, что слово духовника — это слово Божие, воля Божия. Это говорю не я, а Господь в Священном Писании: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10: 16). Да, духовник может в чем-то ошибиться, но если ты проявишь послушание, Господь тебя защитит.

Как научиться сохранить связь с Богом в суете и повседневных заботах?

Пророк Давид говорит: Не убоишься стрелы, летящия во дни (Ср.: Пс. 90: 5). Что это значит? Когда мы имеем молитвенное общение с Богом, когда хотим быть у Него в послушании, и наши отношения с Ним основаны на вере, тогда и в трудностях мы сможем выстоять, потому что будем иметь общение с Богом. Не имеет значения, что у меня много работы. Я должен в этой работе не терять общения с Богом. А чтобы научиться этому, нужно творить молитву. Когда ум наш куда-то уходит, мы должны возвращать его к молитве, работать над собой.

Как-то один адвокат пошел к старцу на Святой Горе Афон, и геронда у него спросил:

— Ты молишься хотя бы немножко?

— У меня столько всяких дел, что невозможно молиться, некогда.

— Когда ты утром просыпаешься, что делаешь?

— Иду умываться.

— В то время когда ты моешь свое лицо, ты не можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»?

— Могу. А это разве молитва?

— Да, конечно, это молитва.

И когда адвокат ушел, тогда понял, что старец хотел ему сказать. Через год он вернулся и говорит:

— Геронда, я молюсь не только когда мою лицо, я молюсь, когда еду в свою контору, когда открываю документы…

  Несмотря на жизненные проблемы, никогда не оставляйте молитву. Молитва — великая сила! Молитва творит чудеса!  

Его жизнь наполнилась молитвой. И работа делалась, и общение с Богом было. Это практические вещи, которые мы должны воплощать. Молитва — великая сила! Молитва творит чудеса!

Расскажу недавний случай (их за мою жизнь было множество). Однажды я вспомнил о мужчине, с которым давно не общался. Оставил свою работу, взял четки и начал молиться за него. И в то время он позвонил мне. Я перекрестился и поблагодарил Бога. Этим я хочу показать силу молитвы. Поэтому, несмотря на жизненные проблемы, никогда не оставляйте молитву. Об этом я говорю братии своего монастыря. У нас 50 отцов, каждый несет свой крест, а я несу 50 крестов и еще свой личный. Но я же не сам несу, это Христос несет. Так же и наши проблемы несет Христос. Ты не один на своем послушании, рядом с тобой Господь.

Мы как-то были в женском греческом монастыре Ормилия, и нас поразил радостный дух сестер. Как научиться стяжать радость?

  Человек, который имеет радость, имеет общение с Богом. И если человек радостный, то это не значит, что ему все легко дается, он просто доверяет Богу  

Человек, который имеет такую радость, имеет общение с Богом. А когда кто-то имеет общение с Богом, то имеет мир, любовь, радость, простоту. Он не смотрит на то, что делают другие, он не осуждает, он смотрит вглубь себя. Я окормляю один женский монастырь и знаю эти вещи; то, что я вам говорю, это не просто слова, это жизненный опыт. И если человек радостный, то это не значит, что ему все легко дается, он просто доверяет Богу.

На что особо стоит обращать внимание в монашеской жизни?

  Мы не должны иметь к человеку властный подход, а должны подходить по-отечески. Поэтому и старцы должны пережить в своей жизни испытания, чтобы потом понять своего послушника  

Основное — это послушание. Но, конечно, должны возделываться и любовь, и сотрудничество между собой. Мы не должны дурными манерами общаться с сестрами, прихожанами. Каждый человек индивидуален, со своим характером, и мы должны научиться взаимодействовать со всеми, искать личный подход к каждому. Люди хотят понимания, диалога, терпения и любви к себе. Как говорит святой Григорий Богослов? Руководство душ — это наука из наук! Мы не должны иметь к человеку властный подход, а должны подходить по-отечески, по-матерински. Поэтому и старцы, и старицы должны пережить в своей жизни испытания, чтобы потом понять своего послушника (послушницу).

Зачем нужны монастыри?

Монастырь — это открытое окно в Небо. Когда душа приходит, чтобы стать монахом, ей нужно пройти через испытания, иметь духовное общение с герондой, герондисой и постепенно подготовиться для того, чтобы стать членом сестричества или братства. Сразу человека не постригают.

  Монашество — это очень чувствительный цветок, и если нет подходящих условий, он не расцветает  

Одна из проблем — отношения с родственниками. Первое, что преподобный Иоанн Лествичник говорит о монашестве, это необходимость оторваться от родственников. Приведу пример из своей жизни. Я родился и вырос в городе Серос. Там был монастырь Иоанна Крестителя примерно XIII века. Когда я достиг такого возраста, когда мог стать монахом, я не пошел в тот монастырь, я пошел на Метеоры — 500 километров от дома. Я не хотел быть рядом со своими родителями. Владыка из города Серос написал мне письмо: «Что ты делаешь, здесь у нас есть нужда…» Послал моего брата, других людей, чтобы меня вернули, а я не вернулся, и не потому, что я их не любил (у меня были очень хорошие отношения с родственниками). Я не хотел, чтобы они приезжали, уезжали, чтобы какое-то движение было. Так я остался на Метеорах и пробыл там десять лет. Затем со Святой Горы, из монастыря Ксенофонт, где братство уже состарилось, написали мне письмо и пригласили к себе. И тогда вместе с 15 отцами я поехал туда. Владыка из города Серос, конечно, огорчился, но я ему сказал, что не со зла это сделал, а чтобы защитить себя. Монашество — это очень чувствительный цветок, и если нет подходящих условий, он не расцветает.

<< Часть первая 

Беседовала инокиня Иоанна (Панкова)

Подготовил Димитрий Артюх

Фото Дарьи Чечко

16.08.2017

Просмотров: 115
Рейтинг: 0
Голосов: 0
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать