Великий Пяток
Великая Пятница — день великой скорби и глубоких дум: «Да молчит всяка плоть человеча, …и ничтоже земное в себе да помышляет». В сей день Святой Церковью вспоминаются святые, вольные, спасительные и страшные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, чего ради установлен строгий пост.
В этот день все священные события находят отражение в богослужении: взятие Иисуса Христа в Гефсиманском саду и Его осуждение на смерть — на утрени; ведение Его на суд к Пилату — на первом часе; осуждение и глумление над Богом на суде у Пилата — на третьем часе; крестные страдания Сына Божия — на шестом часе; смерть — на девятом часе; и снятие Тела Спасителя со Креста — на вечерне.
Литургия в Великую Пятницу не совершается, потому что Сам Господь в этот день принес Себя в жертву, но совершаются царские часы. Во время вечерни из алтаря на середину храма выносится плащаница (изображение Спасителя, лежащего во Гробе) и находится там в течение трех дней, напоминая трехдневное пребывание Его во Гробе. Молящиеся поклоняются перед ней и лобызают язвы изображенного на ней Господа — прободенные ребра, руки и ноги Его.
На утрене читаются двенадцать страстных Евангелий, предваряемых и сопровождающихся пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Спаситель долготерпел, когда каждый член святой плоти Его был обесчещен распинающим Его творением: глава претерпела жала тернового венеца и трости; лицо — удары и заплевания; ланиты — заушения; уста — обожжены уксусом с желчию; уши осквернились хулениями нечестивых; плечи — биениями; руки и ноги — вбитыми гвоздями; ребра — копием; всё тело — обнажением, бичеванием, одеянием хламиды и распятием на Кресте. Умирая мучительной смертью, Иисус Христос пережил весь нестерпимый ужас беспомощного одиночества — был оставлен не только учениками, но и Небесным Отцом, — чтобы претерпев тяжесть адской муки, Он смог сойти в преисподнюю и освятить ее. И ныне при каждом чтении Евангелий молящиеся зажигают светильники в знак торжества и славы Его уничижения и страданий, и в знак Его Божества и высочайшей святости.
Уничтожая на Древе Крестном Своей смертью грех, совершенный нашими праотцами при древе райском, Господь становится родоначальником нового человечества. Объявляя Свою земную Матерь: Жéно! се, Сын Твой (Ин. 19: 26) Матерью ученика и всего христианского рода, Он Собою, Новым Адамом, заменяет ветхого Адама, а падшую Еву — Своей Матерью — непорочной Приснодевой Марией. Для этого Господь был распят в пятницу, потому что в шестой день, в пятницу, был создан человек. В шестой час Он был повешен на Крестном Древе, потому что Адам в этот час простер руки к райскому древу и вкусил запретный плод. Бог воссоздает Нового Адама в тот же день и час, в какой пал ветхий Адам. Согласно преданию, Крест Господень стоял над тем местом, где был погребен ветхий Адам и грех его был смыт Кровью Спасителя.
Нам никогда не пережить ужас той Страстной Пятницы, в который окунулись все, кто любил Его: поколебалась земля, померкло солнце, потряслось всё творение, скорбели ученики и женщины, разодралась завеса храма... Для них тогда жизнь потеряла всякий смысл, а нас сейчас освещает знание того, что Гроб Господень опустеет уже через два неполных дня.
На малом повечерии читается трогательный канон «Плач Богородицы» авторства святого Симеона Метафраста, передающий плач и скорбь Богоматери, стоящей у Креста с распятым Сыном.
Илл.: Распятие. Фрагмент мозаики. XI в. Мон. Дафни, Афины, Греция