X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Великий Четверток

В Великий Четверг Святая Церковь не поет «Се, Жених грядет…», ибо Жених уже пришел, чтобы показать нам пример смирения и самоуничижения — Спаситель, воплотившийся Бог, преклоняет колена до земли и омывает ноги ученикам, в том числе и предателю, и призывает нас делать то же самое: Якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13: 15). Завтра Он будет еще более уничижен — вознесен на позорный крест, который освятит и сделает символом любви и спасения. А потом сойдет еще ниже — в землю, в гроб, откуда никто не возвращался, — чтобы освятить ее Собой и принести освобождение томящимся там.

Далее в Евангельском чтении нам предлагается вспомнить, как с очищенными учениками Господь Иисус Христос совершает Тайную Вечерю. Сначала отдается дань Пасхе ветхозаветной, установленной через Моисея, а потом Спаситель Сам устанавливает Пасху новую — великое таинство Святой Евхаристии, и заповедует нам: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22: 19).

Две главные заповеди оставил нам Спаситель: люби Бога и ближнего (см.: Мф. 22: 37–40; Лк. 10: 27), а теперь на практике показывает, как их исполнить — полюби Бога в Евхаристии и умой ноги ближнему. Это таинство великой любви, когда Новый Адам предлагает вкусить не мертвую плоть, но Свои животворящие Тело и Кровь. Он открывает нам еще в земной жизни путь через смирение и вкушение «чаши веселия» к жизни вечной. Господь причащает нас Собой под видом хлеба и вина. А Сын Божий чад Своих хочет собрать воедино через Святую Чашу в Святую Церковь, чтобы мы стали наследниками Его Царствия.

В продолжении богослужения мы слышим, что святая трапеза была огорчена пророчествами Учителя о предательстве, об оставлении Его всеми в тяжелый момент, о троекратном отречении Петра и вместе с тем обнадеживающей вестью — встрече с Ним после воскресения в Галилее.

Далее нам предлагается вспомнить и попытаться хоть отчасти прожить с Господом Его крайне напряженные, до кровавого пота, душевные борения в Гефсиманском саду, предваряющие телесные страдания. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26: 38) — просил Он учеников, но требование их плоти оказалось сильнее любви к Учителю. Через этот Евангельский отрывок Спаситель Своим примером дает нам урок, как благодаря благотворной силе молитвы можно укрепиться к перенесению страданий и приготовиться к смерти. Мы же в свою очередь, бодрствуя с зажженными свечами во время чтения двенадцати страстных Евангелий, пытаемся быть верными и поддержать Его.

Далее Святая Церковь предлагает нам поразмыслить о тайне великой свободы, дарованной нам Богом — быть или не быть с Ним — на примере расчетливого предателя. Во время молитвы Спасителя приходит с народом Иуда, и воплотившийся Бог, имеющий слугами легионы ангелов, повергает пришедших на колени своим признанием: «Это Я». Затем Сын Божий принимает предательское лобзание и смиренно отдает Себя в руки Своих слепых и заблудших детей, не позволяя никому вступиться за Него, Он оставлен учениками. Впереди у Него только боль и скорбь… и смертный приговор за признание Себя Сыном Божиим.

В наше время Святой Церковью также совершается Тайная Вечеря, а мы являемся ее наследниками. В 2009 году был восстановлен более века не практикуемый чин умовения ног — архиерей после литургии Великого Четверга омывает ноги двенадцати священнослужителям.

Илл.: Тайная Вечеря. Фрагмент мозаики. XII в. Собор Монреале, Палермо, Италия

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

Комментировать