X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Великая Среда

Ночь на среду Господь провел в Вифании в доме Симона прокаженного. В это время на совете нечестивых было решено тайно взять и убить Иисуса Христа и первосвященником Каиафой был возвещен замысел Божий, чтобы Один пострадал за всех.

Тогда же некая весьма грешная женщина, но первая мироносица, принесла Спасителю искренний бескорыстный подарок — драгоценное миро, имевшее цену годового заработка. Приправленное покаянными слезами, благодарными лобзаниями ног и благоговейным отиранием их власами, оно было возлито на главу и ноги Спасителя, приготавливая Его к погребению. Похвала, воздаваемая Богом никудышной блуднице, превзошла честь многих великих людей, совершивших великие деяния, победы, стройки, открытия и прочие земные дела. Грешница не произнесла ни слова — она не просила прощения, ничего не обещала, не каялась, но Господь увидел в ней чистый плод, принесенный в жертву, — сердце способное любить по-настоящему, до слез, до разрыва внутреннего существа. Это сердце узнало в страннике Бога — и Он объявил грешнице прощение, а гнушавшихся ее слепых фарисеев с нечистыми сердцами укорил. О плачущей жене знает вся вселенная, о славных мужах мира сего — ограниченный круг.

В противоположность мироносице — душа Иуды, взрастившая плод неблагодарности, была связана корыстной страстью сребролюбия, повлачившей пленника на совет нечестивых, чтобы предать и продать своего Учителя и Господа. Позволивший себе стать вором, и приняв нарисованный сатаной честолюбивый образ себя — царского казначея, лобызающего Мессию, стоящего рядом с Его троном, — Иуда был приведен к ложной мысли насильно заставить Иисуса Христа явить Себя миру. Враг, как всегда, обманул, и своевольный план не удался — история продолжает развиваться по плану Божиему.

Видя образы этих Евангельских персонажей, мы должны спросить себя, какой плод мы приносим нашему Спасителю и напомнить себе, что Бог — не средство для реализации наших личных планов, это мы — часть Его замысла и Промысла, и что наша главная цель — это Он Сам.

В день Великой Среды Святая Церковь оканчивает чтение молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», прекращает до праздника Пятидесятницы совершение великих поклонов (они остаются только перед плащаницей), и в последний раз в этом году совершает литургию Преждеосвященных Даров. Также в последний раз поется «Се, Жених грядет в полунощи…» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…».

Илл.: Иисус в доме Симона прокаженного. Фрагмент армянской миниатюры

ПОУЧЕНИЕ В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Комментировать