X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Святитель Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье потомственного священника в селе Липицы Тульской губернии. Жизнь семейства Троицких отличалась патриархальной строгостью и неукоснительным следованием православным обычаям. Мать Владимира умерла рано, воспитанием пятерых детей занималась ее незамужняя сестра — учительница приходской школы. Володя очень рано научился читать, а поскольку с раннего детства он все церковные службы проводил на клиросе, то овладел и славянским языком и в пять лет уже читал в храме часы и шестопсалмие. Дружная православная семья заложила в нем основы того душевного здоровья, которое помогло ему выстоять в нечеловеческих условиях советских тюрем и лагерей.

Жажда знаний была в маленьком Володе одной из самых ярких черт. В пять лет, прихватив букварь и взяв за руку трехлетнего братишку, он отправился в Москву учиться, подражая Ломоносову. Позже, получив превосходное духовное образование в Тульском духовном училище, Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии, святитель Иларион Троицкий стал одним из крупнейших представителей русского академического богословия ХХ века.

В 1913 году Владимир Троицкий, став магистром богословия, принял монашеский постриг с именем Иларион, желая соединить богословие с опытом сокровенной духовной жизни, с монашеским внутренним деланием. 11 апреля 1913 года его рукоположили во иеродиакона, 2 июня — во иеромонаха, а 5 июля отец Иларион был возведен в сан архимандрита. Совершение Божественной литургии стало отныне центром его жизни.

В том же 1913 году архимандрит Иларион становится профессором академии. Его научная деятельность началась в студенческие годы и продолжалась даже в заключении — в тюрьмах и на Соловках. Он разрабатывал одну проблему — проблему Церкви, ее благодатности, спасительности, приподнятости над преходящим природным бытием.

Писал и говорил отец Иларион чрезвычайно ясно, просто, был блестящим проповедником, лектором, а также полемистом на диспутах в академии, а после революции — в Политехническом музее. Чтение лекций для него стало борьбой за чистоту учения Церкви. На лекциях он горел, зажигал своих слушателей, спорил, увлекал прямотой, властностью в отстаивании убеждений, а также бодростью, энергией и жизнерадостностью, которой заражал, ободрял и укреплял окружающих.

В 1917 году архимандрит Иларион участвовал в Поместном Соборе Русской Церкви. Он пришел на Собор с идеей необходимости восстановления в Русской Церкви патриаршества, что означало для него в первую очередь освобождение Церкви от гнета государства. По воле Божией архимандриту Илариону довелось в труднейшие для Церкви, страшные годы большевистского гонения быть главным помощником и сподвижником Патриарха Тихона. В марте 1919 года он из-за своей близости к Патриарху был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Освобожденный через два месяца, он служил в церкви Святой Троицы в Листах, а с начала 20-х годов до своего ареста в ноябре 1923 года был настоятелем Сретенского монастыря.

В 1920 году архимандрит Иларион был рукоположен во епископа Верейского. Это произошло 25 мая, в день памяти Патриарха Гермогена. Патриарх Тихон особо отметил это совпадение, предсказав новопоставленному архиерею за твердость в вере исповеднический венец.

За год своего епископства владыкой были отслужены 142 обедни, примерно столько же всенощных и произнесено 330 проповедей, за ним стало закрепляться имя «Иларион Великий».

В апреле 1922 года, после декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей, приведшего к народным волнениям, был арестован Патриарх Тихон. Еще раньше, 22 марта, оказался под арестом святитель Иларион, которому выпало на долю разделить крест Патриарха. В июне его выслали на год из Москвы в Архангельск.

Вернувшись из ссылки, святитель стал правой рукой Патриарха Тихона, который возвел его в сан архиепископа. Летом 1923 года владыка изгнал из Сретенского монастыря обновленцев. При этом совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь, и церковная жизнь в Москве была налажена в кратчайший срок. Святитель разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев — священников и мирян.

И конечно же, ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить архиепископу Илариону своего страшного поражения. Вскоре он был снова арестован и осужден на три года концлагерей на Соловках, потом срок продлили еще на три года. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем». Но радостное следование евангельским заповедям и природная веселость владыки, а также исключительная душевная чистота не оставили его и в заточении. Он стремился научить этой высокой радости и тех, кто не был ею одарен, и в тяжелейшей обстановке Соловецкого лагеря. В лагере владыка пользовался великим почетом даже среди уголовников и охранников. Многие видели в нем духовного отца, а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером.

В октябре 1929 года архиепископ Иларион был вновь осужден, на этот раз на поселение в Среднюю Азию. В дороге святитель заразился сыпным тифом. Без вещей (в пути его обокрали), в одном рубище, кишащем насекомыми, с температурой 41° его привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Святитель Иларион отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» Это произошло 28 декабря 1929 года.

В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

Архиепископ Иларион (Троицкий) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 24 июля (11 июля по ст. ст. ) (обретение мощей в 1999 г.), 28 декабря (15 декабря по ст. ст.), в Соборе Отцов Поместного собора Церкви Русской 1917–1918 годов, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии, в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.