X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Далмат Исетский, Пермский

преподобный Далмат Исетский

С именем преподобного Далмата Исетского (в миру Дмитрия Ивановича Мокринского) связано основание Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря, возле которого образовалось одно из первых русских поселений в Зауралье — город Далматов. Родился будущий святой в 1594 году в городе-крепости Березове, жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей.

После смерти жены Дмитрий Иванович ушел в Невьянский монастырь, где был пострижен в иночество с именем Далмат. За свою подвижническую жизнь и благочестие он пользовался таким уважением братии, что иноки вознамерились поставить его настоятелем. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери.

Подвижник поселился в пещере на высоком берегу реки Исети при впадении в нее реки Течи, называвшемся Белое Городище. Эти земли в 1644 году принадлежали татарскому мурзе Илигею и сдавались им в аренду для промыслов «ирбитцам и невьянцам Королевым и Шипицыным». Хозяин земли под влиянием арендаторов дважды пытался изгнать Далмата. Сначала святой «... видев ево тако ярящася и помыслив человечески, воспомянув апостола Павла: «В Риме бывша римлянам назвася» и протчая, также и старец Далмат причелся к нему, татарину, родом понеже по сестре ево: «А мати моя от сибирских татар от новокрещена родилася». И то слыша оный Илигей татарин и абие преста на малое время от убийства».

Во второй раз преподобного спасло чудо: осенью 1645 года Илигей, направлявшийся к пещере старца, чтобы изгнать его, заночевал по дороге и ему было видение: Богородица в багряных ризах с хлыстиком в руке повелела не только не обижать Далмата, но и отдать ему вотчину. Татарина охватил ужас, и он в присутствии детей и сородичей весной 1646 года передал преподобному владения на Белом Городище.

Вокруг преподобного начала собираться братия, так возник Далматский монастырь. Несколько раз пустынь подвергалась пожарам и разрушениям от татар. Главной святыней монастыря стал образ Успения Божией Матери. Святой, не искавший по своему смирению суетной славы и власти, до самой смерти остался лишь простым старцем-иноком. Но хотя официально монастырем управляли другие, авторитет Далмата был велик, и его слово было решающим. Умер подвижник 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет. Для захоронения Далмата был сооружен кирпичный склеп. В 1707 году над склепом была построена деревянная усыпальница, часовня.

В 1994 году, в год 400-летия со дня рождения преподобного Далмата и 350-летия основания обители и города, названного в честь обители Далматовым, было принято решение провести археологические раскопки захоронения старца, воздать полагающиеся почести и вновь обрести главную святыню монастыря. 6 августа 1994 года состоялось обретение мощей преподобного Далмата, почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской церкви монастыря.

К 300-летию преставления святого в 1997 году были составлены ему служба и акафист. В 2004 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II преподобного Далмата Исетского причислили к местночтимым святым Курганской епархии, почитаемым в лике Собора Сибирских святых. 4 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского.

Дни памяти: 8 июля (25 июня по ст. ст.), 6 августа (24 июля по ст. ст.) (обретение мощей в 1994 г.) и в Соборе Сибирских святых.

Илл.: Прп. Далмат Исетский. Икона у раки с мощами святого. Успенский Далматовский монастырь, Далматово,  Курганская обл., Россия