«Учитель — профессия творческая»
Александр Владимирович Чурбаков — учитель истории школы «Ихвис», один из самых молодых ее педагогов. Он пришел работать сюда три года назад. Мы встретились с ним и попросили рассказать о том, легко ли было найти общий язык с детьми, влюбить их в свой предмет, а также о том, какими он видит своих учеников и чему хочет их научить.
— Александр Владимирович, расскажите о себе.
— Когда я был еще ребенком, мой отец, Владимир Чурбаков, каждую неделю водил меня на Божественную литургию. Я помню, что мы ходили в Свято-Духов кафедральный собор, Петро-Павловскую церковь, приезжали сюда, в монастырь, когда тут был один Никольский храм, а Елисаветинский еще только строился.
Я всегда верил в Бога, но не могу сказать, что это была живая вера. Просто меня так воспитали, а живого Бога я не чувствовал. В подростковом возрасте даже охладел к Церкви. Я знал все правила, мог читать молитвы без ошибок, но фактически моя жизнь ничем не отличалась от жизни сверстников. А в 21 год Господь вернул меня к Себе. У меня была личная встреча с Богом через покаяние: в таинстве Исповеди Господь простил мне все грехи. Это было так удивительно! Все камни упали с души. Господь дал силы бороться с грехами, и с тех пор началась другая, счастливая жизнь с Богом.
— Почему Вы избрали профессию учителя, а в качестве специализации — историю?
— История в школе давалась мне лучше всего, поэтому я поступил на исторический факультет в Белорусский государственный университет. На практике в университете я с волнением пробовал себя в профессии учителя истории. Изначально это был просто жизненный путь, а полное осознание важности этой специальности пришло со временем.
— Как Вы начали работать в монастыре?
— На пятом курсе университета встал вопрос распределения. Тогда меня познакомили с монахиней Ольгой (Антанович) — директором школы «Ихвис», мы пообщались, и меня взяли на работу в эту школу. Я несказанно рад этому по сей день, ведь здесь удивительная атмосфера. Работа в этой школе — одна из бесчисленных милостей Божиих, которыми Он меня осыпал. У меня есть возможность зарабатывать себе на жизнь, содержать семью и, главное, развиваться как христианину!
С детьми в этой школе я работаю уже три года. Господь через мое призвание дает мне шанс повлиять на их жизнь, на их становление как личностей. То, что мы, педагоги, вкладываем в наших учеников в детстве, может помочь им развиться в будущем. Мы делаем всё, чтобы они стали лучше.
— А какую роль играет обитель в Вашей жизни?
— Монастырь занимает значимое место в моей жизни, я ценю атмосферу любви к ближним и верности Православию, которая царит здесь. Также здесь я обрел духовника, это отец Андрей Малаховский. Когда я только пришел к Богу, были искушения, и его твердые вероучительные взгляды, основанные на святоотеческом опыте, помогли мне устоять. Отец Андрей явил мне пример стойкости православного духа, который не поддается порокам этого мира.
— Слышал, что ученики Вас очень любят. Как Вам удалось расположить их к себе, найти с ними общий язык?
— 1 сентября 2017 года я встретился со своими первыми учениками. 1 сентября — это и мой день рождения! Такой вот удивительный подарок судьбы.
Сначала я вел предмет «Мая радзіма — Беларусь» и был воспитателем в группе продленного дня. Первые впечатления — удивление и растерянность. Такого живого опыта с детьми, который я получил в школе, у меня прежде не было. Меня удивили открытость и любовь детей, которые они ко мне проявили. Второклашки, семи- и восьмилетние мальчики и девочки приняли меня очень хорошо и полюбили сразу, просто из-за того, что к ним пришел новый учитель. Я не привык к такой любви в этом мире, и это было так удивительно и интересно!
Кроме того, я сам молодой и люблю с ними повеселиться. Общие игры — это абсолютно нормально. Нет ощущения, что я взрослый, который снисходит до детского уровня. Я играю с ребятами по-настоящему, но соблюдаю границы. Панибратства быть не должно.
— Сейчас эти дети уже подростки. С ними стало сложнее?
— В некоторых моментах стало даже проще: я уже могу говорить с ними по-взрослому, и они будут правильно воспринимать меня. Да, новый возраст — новые проблемы, но это нормально.
— «Педагог от Бога» — это какой, по-вашему? И много ли таких учителей в школе «Ихвис»?
— Один из западных отцов Церкви говорил о Боге в своих сочинениях как о педагоге: Господь есть Педагог и Он как Учитель направляет человека ко спасению. Поэтому мне кажется, что педагог от Бога — человек, который помогает своим ученикам найти Бога. Это самое главное в жизни. Важнее, чем любые звания, почести и социальные высоты.
Я не знаю ни одного учителя в нашей школе, о котором нельзя было бы сказать «педагог от Бога». У нас дружный коллектив. Все мы единомышленники. Каждый педагог в свою меру старается помочь детям возрасти духовно и профессионально, привить им нравственные ценности, которые дал нам Господь.
У нас работают большие профессионалы. От коллег получаю много подсказок. Все три года моей работы они делятся со мной своими знаниями. Атмосфера в педагогическом составе плодотворна для личного профессионального роста. Учитель — профессия творческая. Здесь всё время происходит внутреннее движение и поиск: как выстроить урок, как преподать тот или иной материал, чтобы победить в схватке за знания.
— Вы говорили о том, что человеку важно найти Бога. А на уроках истории это возможно?
— Да. Мы часто размышляем на уроках о том, почему, например, распалось то или иное государство, империя или царство, и часто в истории разных народов можно увидеть десницу Промысла Божия. В пятом классе мы изучаем древние цивилизации, и все они быстро исчезают, кроме Римской империи. В конце каждого параграфа рассказывается про религии древних народов — к примеру, финикийцев или египтян, и мы видим, что они практиковали идолопоклонство, которое зачастую принимало уродливые формы. Вот причина их распада.
— А как у Вас получается заинтересовать детей своим предметом?
— У меня нет четкого рецепта, я над этим до сих пор работаю. Все дети разные, и для кого-то история — любимый предмет, а кому-то он не очень нравится. Поэтому и преподавать историю можно по-разному. Кому-то нравятся захватывающие исторические короткометражки, кому-то экшены — это можно интересно подавать детям. Кроме того, всегда стараюсь их вовлечь, спрашиваю: «А как бы поступили вы?»
В шестом классе изучаем историю средневековой Европы. Там просто невероятное количество информации, много стран: Испания, Франция, Италия, Римская империя, Англия... И вот когда изучаем, скажем, гражданскую войну Алой и Белой розы в Англии, начинаем с учениками дискутировать о том, за кого переживали они в этой войне. Или мы смотрим на спор феодала с королем и обсуждаем, в чем прав феодал, а в чем — король. Воспитание критического мышления у детей — одна из главных целей обучения. Зачастую всё не только белое или черное, и на уроках истории это можно детям показать.
В прошлом году мы с учениками «смотрели сериал» про Древнюю Грецию. Точнее, играли в сериал. Каждый урок — новая серия. Детям очень нравилось. Они в курсе, что такое новый сезон, и мы обсуждаем, что было в прошлой серии — это как проверка домашнего задания.
Еще детям нравится, когда их слышат. Это очень важно! Надо дать им возможность высказать свое мнение.
— Александр Владимирович, Вы также преподавали в нашей школе предмет «Основы православной культуры». Он есть не в каждой светской школе. Как эти занятия проходят у Вас?
— Учащиеся школы «Ихвис» — дети, которые с рождения воспитываются в церковной среде: участвуют в богослужениях, приступают к таинствам. Поэтому самая главная мысль, которую мне хотелось донести ученикам на «Основах православной культуры», — о том, что у них должны быть личные отношения с Богом вне зависимости от внешних обстоятельств. Это такие отношения, как в семье, как у друзей, реальные. Если они есть — это победа! Моя задача на этом уроке — показать детям живого Бога, не отбив желание верить. Это непросто. Жизнь христианина — это труд и борьба.
— Я знаю, что учащиеся школы после уроков могут остаться в группе продленного дня, где Вы также являетесь воспитателем. В это время Ваши отношения с детьми меняются?
— Время после уроков проходит по-разному. Всё зависит от количества кружков и заданных уроков. Мы с детьми гуляем, занимаемся.
Детям всегда надо давать разрядку: разрешить повеселиться, морально и физически отдохнуть. И вместе с тем надо помочь выполнить задачи, которые перед ними стоят. У меня в арсенале есть игры для детей на все случаи жизни — в кабинете, коридоре и на улице. А вообще, работа воспитателей творческая и интересная. Ответственность в духовном воспитании ребенка у этих людей не меньше, чем у учителей. Воспитатель тоже учит детей, но в формате повседневной жизни.
— А будь Вы сами ребенком, хотели бы здесь учиться?
— Да. Здесь семейная атмосфера. Мне кажется, что если ребенок самые гибкие свои годы проведет в атмосфере любви и христианского образа жизни, это, несомненно, даст свой плод.
Беседовал Вадим Янчук