X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
Храм во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

Храм во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы

Верхний храм в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, небесной покровительницы монастыря, был освящен 2 января 2005 года. Интерьер храма представляет собой цельную, продуманную композицию. Пятиярусный иконостас выполнен в русском классическом стиле. Все иконы написаны иконописцами монастыря, которые ориентировались на русские и византийские образцы XII–XV веков — период расцвета церковного искусства.

Отец Сергий Нежборт, руководитель иконописной мастерской: Деисусный ряд иконостаса, где в центре изображен Спаситель на Престоле, а к Нему обращены в молитвенном предстоянии Божия Матерь, святой Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил, по благословению духовника монастыря отца Андрея Лемешонка был дополнен иконами святых, которые были по времени близки к новомученикам, к жизни преподобномученицы Елисаветы. Поэтому там изображены образы святых праведных Алексия Мечёва и Иоанна Кронштадтского, священномучеников Вениамина и святителя патриарха Тихона.

На храмовых иконах в основном писали тех святых, чьи мощи были у нас. Это Оптинские старцы, икона прп. Серафима Саровского с преподобными сестрами Александрой, Марфой и Еленой — женами, которые подвизались в Дивеевском монастыре. Икона Покрова Божией Матери писалась специально для клироса, чтобы вдохновлять наших поющих сестер.

Справа от иконостаса находится большая ростовая икона преподобномученицы Елисаветы в схимническом облачении. Сохранились исторические сведения о том, что великая княгиня Елисавета была в тайном постриге с именем Алексия.

Иконостас храма украшен уникальной резьбой ручной работы, выполненной в резчицкой мастерской нашего монастыря. Резьба была вдохновлена русскими мотивами, отчасти — рельефами, которые есть во Владимире на Дмитриевском соборе XII в. Это очень необычные рельефы с изображением многих святых, а также животных, птиц и орнаментов. Со временем возникло желание обогатить эту резьбу морскими ракушками, и они внесли свой колорит. Получилось что-то необычное: совместились разные по сути технологии и материалы — почти мозаика из ракушек и резьба по дереву.

Изначально планировалось, что весь храм будет расписан. Еще до освящения храма алтарь был расписан нашими стенописцами — в конхе алтаря фреска Троицы, в нижнем ярусе изображены молящиеся святители, которые обращены к центру со свитками, на которых написаны литургические тексты — традиционный сюжет в этом месте.

Но потом работа по росписи отложилась. Во время ремонта храма мы еще расписали купол — Спасителя в нем и пророков в барабане, и на этом работа остановилась.

Вообще, у меня была идея (может, она когда-нибудь реализуется) отразить в росписи этого храма тему милосердия, даже было такое рабочее название — «Эра милосердия», — чтобы эта тема звучала не только в подборе сюжетов, святых, которые будут там изображаться, но даже в композиционном и колористическом ключе. Может, это не будет считываться так сразу, а неявно, как лейтмотив всей росписи. Надеюсь, придет время, когда мы внутренне будем к этому готовы, и роспись продолжится.

В целом же храм продолжает благоукрашаться. Иногда кажется, что всё завершено, а на самом деле это живой процесс: что-то происходит, появляется, обновляется, и в этом тоже есть признак жизни.

В Елисаветинском храме в основном совершаются будничные богослужения, а также ранние воскресные и праздничные литургии.

Храмы свято-елисаветинского монастыря