X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде
Криптовый храм в честь Царственных Страстотерпцев

Криптовый храм в честь Царственных Страстотерпцев

13 октября 2012 года в крипте храма в честь иконы Божией Матери «Державная» была освящена церковь в честь Царственных Страстотерпцев. Она напоминает древние раннехристианские (катакомбные) храмы. В этой церкви совершается таинство Крещения: в середине находится большая каменная купель для крещения взрослых и детей.

О. Сергий Нежборт, руководитель иконописной мастерской: В росписи этого храма мы попытались совместить несколько литературных тем: тему мученичества, первохристианскую, потому что храм, можно сказать, катакомбный; тему Царственных страстотерпцев, потому что он посвящен именно им; и тему крестильную, так как этот храм крестильный. Хотелось, чтобы эти три темы при всей своей несхожести переплелись, создали особую атмосферу. Поэтому мы выбрали и соответствующие сюжеты, которые напоминают о крещении: композиция с изображением Крещения Спасителя, а напротив нее сюжет, который является ветхозаветным прообразом крещения — переход через Чермное море, когда израильтяне идут, а вода за ними потопляет их врагов, преследователей — фараона с войском. Еще одна связующая тема — это тема воды. Чтобы она прозвучала, специально был выбран колорит с преобладанием серо-голубых и красных тонов — и тот, и другой цвет отображает стихию воды. Где-то эта стихия воды живой, которая в крещении обновляет человека, а где-то — воды, которая является погибелью для греха, для дьявола.

 

 

На потолке в центральной части храма изображена сцена Второго пришествия — Господь в славе, вокруг Него пророки, и в текстах, которые там написаны, тоже говорится о воде как стихии, через которую Господь действует.

Во второй части, ближе к алтарю, помещены медальоны, где изображены Божия Матерь, святой пророк Иоанн Креститель, Ангел Хранитель и Десница Благословляющая, Которую несут два ангела. Эти изображения находятся прямо над купелью, где происходит таинство Крещения, и по-своему раскрывают смысл происходящего. Божию Матерь изобразили с платом как с покровом. С одной стороны, это традиционное изображение, а с другой стороны, хотелось показать, что человека, выходящего из купели после таинства Крещения, Богородица встречает, как крестные родители (когда крестят младенца, они сразу пеленают его в покров). Хотелось отобразить тему родственности, близости к нам святых.

В самом алтаре изображение Евхаристии, но молящиеся его не видят, потому что оно находится на внутренней стороне иконостаса. А на восточной стене алтаря изображен большой лик Спасителя. Изображение специально продумано так, что когда во время службы или крещения открывается завеса в царских вратах, этот лик становится самым главным, доминирующим во всем храме: через молитву, через таинства Господь во всем Своем величии открывается молящимся. Также в алтаре присутствуют изображения основных сюжетов из жизни Спасителя — распятие и воскресение (сошествие во ад).

В храме есть большая купель для крещения взрослых людей с полным погружением — баптистерия. Раньше при храмах таких купелей практически не было — начиная с крещения Руси, люди в основном принимали крещение в младенчестве. Они существовали только в древних храмах, потому что в первые века, наоборот, очень много людей приходило креститься во взрослом возрасте. В нашем крестильном храме эта купель была создана по древнехристианским мотивам. Когда совершается таинство Крещения, внешне всё выглядит очень красиво: купель снаружи обложена натуральным камнем — известняком, а внутри красивая мозаика, которая отчасти является украшением, а отчасти даже литургическим оформлением. Всегда впечатляет, когда взрослый человек, прожив половину жизни вне храма, погружается в эту воду и выходит обновленным. Это вдохновляет.

На иконостасе в полный рост изображена молящаяся Богородица без Младенца на руках, но со свитком, в котором отображен диалог между Богоматерью и Спасителем. Она испрашивает помощи, прощения у Христа за всех людей. И ответ на Ее просьбу написан в Евангелии, которое держит Сам Спаситель на иконе: Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16: 16). Таким образом, через эти надписи раскрывается смысл таинства Крещения.

Так как храм посвящен Царственным страстотерпцам, в иконостасе справа от Спасителя находится икона святых царя Николая, царицы Александры и царевича Алексия, а слева от Богородицы — икона святых царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

На стенах храма находятся иконы святых, которые исторически связаны с крещением Руси, с Русской Церковью: равноапостольного князя Владимира, первых русских святых Бориса и Глеба, равноапостольных Кирилла и Мефодия, славянских просветителей.

Особо хочется выделить икону, на которой изображен сюжет из жития пророка Иоанна Крестителя. По церковному преданию, Иоанн Креститель в младенчестве остался без родителей, и ангел Божий был путеводителем в первых шагах его жизни. На этой иконе изображен большой ангел, держащий за руку маленького Иоанна, который ведет его в пустыню. С одной стороны, это сюжет из жизни пророка, а с другой — иллюстрация, поэтический образ жизни каждого человека: душа его действительно нуждается в руководстве, помощи. Особенно трогает, что младенец держит ангела за один пальчик, как часто младенцы не могут держать взрослых людей за руку полностью. Такое прикосновение и близость, отеческую заботу, наверное, чувствует человек, приходя в храм, попадая в пространство благодати Божией.

 

 

В храме много ручной ковки: паникадило, дьяконские врата, светильники — всё выполнено из металла. Для отделки стен храма применили имитацию древней каменной кладки, что передает атмосферу архитектуры катакомбного уровня, где виден след человеческой руки. Так как этот храм криптовый, там практически нет окон, мало света. Всё это создает ощущение камерности, молитвенности, особой теплоты именно этого пространства.

Еженедельно по пятницам в храме служится Божественная литургия, а накануне — вечерняя служба. По субботам и воскресеньям совершается таинство Крещения.

Храмы свято-елисаветинского монастыря