История создания «Державного» храма
16 апреля 2000 года, в день Похвалы Божией Матери, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил закладку капсулы в строящийся рядом с монастырем храм в честь иконы Божией Матери «Державная». Создавался этот великолепный храм восемь лет: три года длилось строительство здания, еще пять лет велись отделочные работы.
Отец Андрей Лемешонок: «Мы знаем, что Марфо-Мариинская община, созданная преподобномученицей Елисаветой в Москве, некоторое время хранила "Державную" икону Божией Матери. Стремясь к тому, чтобы наше сестричество и монастырь были духовно связаны с московской обителью, мы решили построить храм в честь этой иконы, а нижний храм, крестильный, посвятили святым царственным страстотерпцам».
Проект нового храма, который должен был вместить уже около 900 молящихся, разработал минский архитектор Николай Дятко. В проекте использованы различные стили древнерусского храмового зодчества. Желание построить просторный, вместительный храм родило идею использовать конструкцию без колонн, где купол опирался бы прямо на стены.
Отец Андрей Лемешонок: «Когда приступили к строительству храма, просто было желание работать Богу и помогать людям. Об усталости мы даже не думали. Богослужение — самая совершенная красота и самый настоящий праздник, который просто необходим человеческой душе. Божественная литургия — это действие другого измерения, другого времени, а точнее, вечности. И атмосфера храма — фрески, мозаики, иконы, песнопения — должна вводить человека в другую реальность, настоящую. Горе имеем сердца! Еще только начиная работу, мы решили, что будем делать всё своими руками — руками братьев и сестер, которые трудятся в монастырских мастерских. Всё это убранство — плод их труда, их мыслей, состояний, их дерзновения».
Храм в честь иконы Божией Матери «Державная» украшен удивительной красоты мозаиками, фресками, резьбой по дереву и камню, витражами. В нем много необычных архитектурных решений, а иконография имеет определенные особенности.
Отец Сергий Нежборт (руководитель иконописной мастерской): «Мы в иконописной мастерской продумывали убранство именно иконостаса, икон, которые будут в храме. Стенописная мастерская продумывала мозаики и фрески. А в какой-то момент мы соединились. Я помню этот этап. Когда начали делать, казалось, что это такой неимоверный храм, в который вместятся уже все желающие».
Сестрам и братьям монастыря пришлось открывать для себя много нового. Духовник монастыря благословлял начинания, давал свободу творчества, но, чтобы выполнить данное им послушание, надо было учиться. Братья и сестры изучали специальную литературу, искали совета опытных мастеров, ездили перенимать опыт в Москву, Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Киев, Ферапонтов монастырь, Оптину пустынь…
Евгений Семенов из мастерской цветных металлов специально ездил в Испанию учиться искусству византийской эмали у мастера, который 30 лет этим занимался. Мощевики для святых мощей и медальоны для иконостаса храма выполнены в этой технологии.
Самые большие сложности возникли с мозаикой. В русских храмах мозаики практически не было. Техника очень сложная, на земли Древней Руси пришла в Х веке из Византии. Во времена татаро-монгольского ига традиция была прервана, и только при М.В. Ломоносове мозаика возродилась, но она уже отличалась от византийской.
Димитрий Кунцевич (руководитель стенописно-мозаичной мастерской): «В Академии искусств на кафедре монументально-декоративного искусства по мозаике давали очень поверхностные знания. В общем, мы не нашли нужных специалистов, и поэтому при работе в "Державном" в основном книги помогали, древние образцы и усердие ребят. Правда, приглашали специалиста по клеевым составам из Академии наук, чтобы узнать, как эта масса будет держаться на потолке.
Долго искали золотую смальту. Нашли немного в Киеве и Новгороде. Ее бывшие завхозы еще с советских времен хранили в старых запасниках. Привезли в Минск. Но этого было мало, а новая смальта очень дорогая, мы не смогли ее купить, поэтому начали искать способ, как изготавливать самим. От безысходности начали экспериментировать. В Москве кое-что подсмотрели: в алтаре одного храма реставрировали мозаичные украшения столетней давности. В общем, золотая смальта у нас на свой страх и риск в основном доморощенная».
За 8 лет работы над храмом было много жарких споров, бессонных ночей, переживаний. По благословению духовника был создан художественный совет, на котором отец Андрей всегда выслушивал все мнения, порой противоположные, молился, искал Божией воли, чтобы сохранить единство.
Илия Кирьянов: «Я учился на скульптора в Академии искусств. Вуз не окончил, пришел в монастырь и понял, что здесь можно большему научиться. При работе над интерьером "Державного" разрабатывал капители, кувуклии, орнаменты. Трудно было осваивать новое, но мне кажется, что все эти трудности неслучайны, они учат смиряться, любить ближнего».
«Создателям "Державного" храма удалось что-то новое привнести в византийскую традицию. Это огромнейший исторический соборный труд. И здорово, когда каждый из участников вкладывает что-то свое и вдохновляет на поиски своих товарищей. То, что они сделали, — очень красиво. На высоком уровне. И еще этот храм хорош тем, что он пока единственный в своем роде. Пусть он таким и остается».
Геннадий Лаврецкий, архитектор, председатель архитектурно-художественного совета Минской епархии
В 2008 году храм в честь иконы Божией Матери «Державная» был освящен Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом. В тот же год монастырь почтил своим визитом Святейший Патриарх Алексий II и малым освящением его освятил. На престоле в антиминсе есть его роспись.
Этот храм был последним, который патриарх Алексий освящал. Воспоминание об этом событии хранят не только сердца людей, но и храмовые стены.
Отец Сергий Нежборт: «Нам пришла идея попросить Святейшего Патриарха для увековечивания памяти об этом событии расписаться, но не просто ручкой на бумаге, а чтобы прямо оттиск руки, нажатие ее запечатлелись на века на стене храма. Думали, чем же дать расписываться. И специально для этого сделали особый резец, чтобы можно было по глине писать. И вот, человека уже с нами нет на этой земле, годы идут, а этот оттиск, прикосновение руки, — запечатлен».
Слева роспись Святейшего Патриарха Алексия, справа роспись митрополита Филарета
Отец Андрей Лемешонок: «Храм получился светлый. В нем есть простор и свобода. Здесь нет колонн, и за счет такой архитектуры легко дышать, легко молиться. Небо здесь близко. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение (Лк. 2: 14). Мне кажется, в "Державном" храме есть соединение земли и неба: человеческих усилий, земных средств и в то же время — духовного мира, любви. И всё это делает его таким близким и дорогим. История храма продолжается. Теперь ее пишут прихожане и паломники, сестры милосердия и монашествующие сестры, духовенство и гости монастыря».
Назад к истории обители