Отец Лука: «Улыбка лучше любых слов говорит о душе человека»
8 февраля 2013 года — день преставления архимандрита Луки (Анича)
Наша улыбка — это то, что принадлежит
и нам, и тем, кто нас окружает.
Архимандрит Лука (Анич)
Архимандрит Лука (Анич) был одним из самых известных и любимых народом клириков и духовников Черногории. Он неоднократно посещал различные святыни и обители Русской Православной Церкви, к которой питал особую любовь, приобрел здесь много близких друзей и оставил добрую память.
Тем не менее первый раз, когда его благословили сопровождать десницу Иоанна Крестителя во время принесения святыни в Беларусь, он недоумевал: «Какой-то Минск, я даже не знаю, где это…» Сербскую делегацию встречал митрополит Филарет (Вахромеев). Вместо отдыха после перелета гостям были предложены… акафист Крестителю Господню в кафедральном соборе, величание — пятьсот раз (!) и еще елеопомазание…
А потом отец Лука увидел красоту Беларуси. И с того момента, как он приехал в Минск в составе делегации, его всё время сюда тянуло. Господь его коснулся, и многих священнослужителей, монашествующих, верующих людей нашей Церкви он носил в своем сердце. Божий человек, который по возвращении приветствовал близких людей понятным только им приветствием «Минск посреди нас!», часами мог рассказывать, какая у белорусских православных христианская любовь.

Наместник Цетинского монастыря архимандрит Лука (Анич)
«С отцом Лукой, благодаря его чистоте и простоте, у нас были очень близкие, неформальные отношения, — вспоминает насельница нашего монастыря монахиня Севастиана (Ускокович), которая приехала в Беларусь из Черногории. — Мы могли часами говорить о Беларуси, делиться впечатлениями. Когда в 2008 году митрополит Амфилохий благословил отца Луку быть настоятелем монастыря Дайбабе (это в 30 минутах ходьбы от моего дома), я обрадовалась: будем дружить! Он уже раза два бывал у нас в доме на праздник нашего святого покровителя, а с моей сестрой — сейчас она монахиня Мардария — мы стали просто не вылазить из монастыря Дайбабе, не пропускали ни одного акафиста преподобному Симеону Дайбабскому, который служится в обители по пятницам.
Отец Лука не давал советов и не поучал, но я чувствовала его молитву и присутствие в своей жизни. Душа чувствовала, что он может оправдать любого человека, это было очень заметно, потому что и в Цетинском монастыре, и в Подгорице отца Луку окружали разные люди, он был публичным человеком, много общался. В 2012 году он успел побывать в Иерусалиме, прилетел из Америки (его благословили представлять Сербскую Православную Церковь на памятных мероприятиях, посвященных 20-летию со дня кончины отца Серафима (Роуза), два раза был в Минске, причем последний раз — с моим духовником отцом Драганом*.
Как он "уговорил" моего духовника побывать в октябре 2012 года в Минске — это сказка. Отец Драган — человек с высоким эстетическим чувством и хорошим вкусом — был занят строительством огромного собора Воскресения Христова в Подгорице, и отец Лука сказал, что митрополит благословил им посмотреть, как сделан из мрамора храм Святых первоверховных апостолов в Риме. Отец Драган, человек ответственный, очень занятой, только уточнил: "Ты спрашивал митрополита?" — "Да, да, митрополит благословил, давай паспорт, я займусь билетами". Отец Драган очень любил отца Луку, они были близки по духу. Общительный отец Лука и строгий к себе, немногословный отец Драган… И уже в самолете, когда они летели, отец Лука, как ребенок, смотрит в глаза отцу Драгану и говорит: "Я тебя обманул. Мы летим в Беларусь, в Минск". Отец Драган, человек трезвомыслящий, совсем не мечтатель, видимо, почувствовал, что был нужен своему другу, чтобы он проверил свой духовный опыт, и смирился.

Отец Лука (Анич), протоиерей Андрей Лемешонок и протоиерей Драган (Митрович) на освящении криптового храма в честь Царственных Страстотерпцев в Минске, Свято-Елисаветинский монастырь, 13 октября 2012 года
Последняя наша встреча была зимой. Отец Лука по благословению митрополита Амфилохия должен был везти Филеремскую икону на Мальту. В Сербии 20–27 января некоторые люди по старому обычаю держат "пост святого Саввы"**, и отец Лука сказал, чтобы мы ничего не приносили — он постится, и только взяли ноутбук.
Сначала мы смотрели его любимый мультфильм — думаю, часа два — про мышонка из Мексики***… Что-то подсказывало мне, что отцу Луке нехорошо. Очевидно, он делал это ради нас. Это был прощальный ужин для нас с сестрой. Потом он попросил зайти на сайт obitel-minsk.ru, мы читали статьи, смотрели фотографии — соревновались, кто больше знает имен сестер: "Это Ирина, Елисавета…", а у него самого — огромная скорбь. Вечером мы попрощались и уехали домой, больше я уже его не видела. Но мне было не по себе в ту ночь — огромная боль.

Персонаж из мультфильма «Быстрый Гонсалес» (1955) студии Warner Bros., Cartoon Studios
Отец Лука поехал на Мальту, а когда вернулся, нам передали, что он плохо себя чувствует. Это была не новость — он часто болел, и когда бывало нехорошо, двери его келлии были закрыты, он никого не впускал и говорил, что к нему приходит его врач. А 7 февраля я сходила к отцу Драгану на исповедь, и он благословил меня поступить в Свято-Елисаветинскую обитель. Мне очень хотелось обрадовать отца Луку. "Позвонить или нет?" — я вернулась домой с исповеди поздно и решила подождать до утра… А утром 8 февраля 2013 года отец Лука преставился…»
***
Глубина духовности этого человека не мешала ему быть открытым, простым, доступным. У архимандрита Луки было прекрасное чувство юмора. Доброй шуткой утешал батюшка, прогонял из душ уныние. В день его перехода в жизнь вечную вспомним несколько историй, рассказанных им и о нем.
У отца Луки было много воспоминаний и впечатлений, связанных с одним братом по имени Миланко из Плевли, который часто, переезжая из монастыря в монастырь, приезжал в Цетинскую обитель, где иногда оставался дольше, чем хотелось бы монахам. Отец Лука рассказывал: «Послушайте, какая у Миланко молитва. Цетинский монастырь. Мы с братом Марком поднялись на хоры, чтобы что-то посмотреть в богослужебных указаниях, и заходит в храм Миланко. Что вверху есть кто-то на клиросе, он, естественно, не знает. Миланко крестится, целует иконы и начинает петь Божией Матери песнопение. Чудное. Мы с Марко заслушались. Всё было прекрасно, пока он не начал молиться: «Помяни, Господи, митрополита Амфилохия, помяни такого-то, помяни еще того, помяни, Господи, и игумена Луку, хоть он и не хочет, чтобы я при монастыре еще пожил…»
***
Однажды отца Луку — настоятеля Цетинского монастыря — пригласили на официальный обед в ресторан, и официант, желая угодить ему, спросил: «Извините, отец, Вы едите мясо?» На что отец Лука ответил: «Нет, только иногда въедаюсь в печенки своей братии».
***
Как-то отец Лука повез в паломничество группу верующих. Перед тем как сесть в автобус, одна восторженная паломница спрашивает у отца архимандрита: «Отче, а какое название будет у нашей группы?» «А сколько вас?» — уточнил отец Лука. «Десять!» — «Ну, тогда нас назовут "Десять с луком"».

Архимандрит Лука у Троице-Сергиевой лавры
Нелегко, когда уходят люди, которые являются свидетелями Божией любви в твоей жизни. Но их отсутствие на земле восполняется приобретением на небе — пред лицем Божиим. Верим, что они возносят свои святые молитвы за нас, грешных. Царство Небесное дорогому приснопоминаемому другу и отцу архимандриту Луке.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
----------
* Протоиерей Драган (Митрович), настоятель собора Воскресения Христова в Подгорице.
** Память святителя Саввы Сербского православные сербы отмечают 27 января.
*** «Быстрый Гонзалес» (1955).
Читайте также:
08.02.2026