По следам блудного сына
Сегодня наш опрос посвящен Великому посту. Разные люди отвечали на вопрос: «Что для вас значит Великий пост и как вы к нему готовитесь?» Этот же вопрос мы адресуем Вам, наши дорогие читатели. Еще есть время подумать, подготовиться и не страшась отправиться в это удивительное путешествие к самому важному православному празднику — Воскресению Христову.
Елена, прихожанка монастыря:
— Для меня начало Великого поста — время трепета и переживаний: смогу — не смогу, доживу до Воскресения или останусь во тьме грехов? Взяла имение, расточила в праздности, блуде, самоугождении. По гордости думала, что мне не нужен Отец — есть знания, умения, силы, здоровье, впереди — счастливая жизнь. И вот я бреду полями, а рядом хрюкают мои единственные друзья. Ну и пусть. Рожки — тоже еда. Можно как-то жить дальше… Но что делать с этой пустотой, которая разрывает грудь? Куда скрыться от этой боли и невыносимой печали? Вдали от людей, среди высоких трав, под пронзительным взглядом неба я вспоминаю Отчий дом… Там меня любили, но я не ценила. Мне все были должны. Слишком поздно. Мне нет прощения. Я уже не могу называться дочерью. Буду наемницей.
Путь домой такой долгий! Вот на горке вижу Отца. Он смотрит вдаль, словно ждет кого-то. Вдруг сбрасывает плащ и бежит ко мне. Я падаю на колени, не в силах поднять голову. Он обнимает меня, прижимает к себе. Не слушает моих слов. И мы вместе плачем от горя и радости. Оттого, что любовь не перестает. Любовь вечна.
Для меня Великий пост — путь домой. Я пробираюсь через тернии грехов. Падаю снова и снова. Кое-как поднимаюсь только потому, что знаю: там, на горе, меня ждет Небесный Отец. Опять и опять. Каждый год…
Татиана Станиславовна, музыкальный руководитель детского сада:
— У меня подготовка к Великому посту начинается с недели о Страшном суде, которую в народе называют Масленицей. Я обычно провожу какие-то мероприятия в саду, и сама морально готовлюсь, стараюсь духовно переосмыслить жизнь. Конечно, это поминовение усопших. Для меня было открытием, что мы и своих близких, которые ушли из жизни, тоже приглашаем в этот путь по дороге к Пасхе. И обязательно Прощеное воскресенье. Чин прощения для меня — одна из самых главных подготовок. Мне очень нравится, что перед Великим постом есть недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне. Я всегда переживаю, когда ставлю себя на их место.

Чин прощения в Свято-Елисаветинском монастыре
Брат Валентин:
— Для меня Великий пост — это переосмысление жизни. Каждому из нас есть в чем каяться. Если ты хочешь что-то обрести в Боге, взвесь то, как ты жил. Покаяние — это не сорок дней плюс Страстная седмица.
У меня есть песня «Великий пост», там такие слова:
Этот март не задался — ни смиреньем, ни любовью,
Вьюга гонит голоса за продрогшие леса и гудит у изголовья.
И на масляной блины в снежном крошеве, как в пудре,
В ожидании весны удивительно вкусны на медовом перламутре.
Заневестила зима, словно девка-вековуха,
Распахнула закрома — все забиты снежным пухом,
И трещит в ночи мороз: впереди Великий пост.
Чин по чину всё прими, понимая: пост — не сделка.
Всё, что было, всё, что есть, на душе твоей повесь
на копье секундной стрелки.
В подреберие вонзи — правда хлынет, как из штофа,
Навсегда смывая ложь, и, быть может, ты поймешь:
Жизнь красна своей Голгофой.
Пыль обид смахни с горсти в миг великий Воскресенья,
Непрощенного прости, и тебе простится всеми.
Пусть трещит в ночи мороз.
Впереди — Великий пост.
Вот такое у меня отношение к Великому посту. Больше мне добавить нечего.
Егор, студент:
— Во время любого поста ближе становишься к Богу, очищаешься, молишься, становишься более свободным. Еще для меня это возможность попробовать новые постные блюда, разнообразить свое меню. У нашей семьи есть любимый святой — Евфросин-повар, о котором мы узнали благодаря книжке «Постная монастырская еда». С тех пор готовка из рутины превратилась для меня в интересное занятие.

Освящение колива в субботу 1-й седмицы Великого поста
Светлана, детский хирург:
— Церковь установила посты не зря, и выпадают они на определенное время. Великий пост в большей степени связан с духовным очищением, а не с физическим, хотя его необходимость обусловлена физиологией — говорю об этом как доктор. На переваривание пищи животного происхождения требуются силы, калории. Пост приходится на тяжелый период после зимы, когда организму нужен отдых. Исторически к этому времени было уже голодно: обычно все запасы за зиму съедали. Простые люди жили бедно. Зима прошла — и настало время духовного осмысления, очищения.
Пост определенно полезен, поскольку мы едим много нездоровой рафинированной пищи и вообще переедаем. Организм нуждается в разгрузке. Для тех, кто говорит, что не может жить без белка, есть растительный белок в бобовых, в сое. Некоторые люди не могут без пиццы, колбасы. Как одна мама говорит: «Мой ребенок ничего не ест, кроме колбаски». А что у вас колбаска делает в холодильнике? Не ест — и не надо. Не покормите его денек-другой, проголодается и съест всё, что дадите…
Юлия, многодетная мама:
— Для меня как для замужней женщины и матери четверых детей Великий пост — не столько в строгих ограничениях, сколько в сознательном перенаправлении сил от повседневных забот к более глубокой духовной жизни, к большему проявлению любви к своим домочадцам. Ставлю для себя целью в Великом посту восстановление связи с Богом и обновление себя, покаяние, очищение души. Для меня это не диета, а время для того, чтобы остановить привычный бег жизни, увидеть свои слабости и поработать над ними. Поскольку мои дни наполнены заботой о других, это особенно ценно, потому что в повседневных отношениях, в быту вижу, как проявляется моя черствость, невнимательность. Например, я могу слушать и не слышать человека. Часто чувствую раздражение или усталость и хочу использовать время поста для того, чтобы понять причину этих моих состояний и обратиться за помощью к Богу. Надо постараться избегать уныния и чувствовать маленькие радости и победы, поэтому планирую готовить для семьи пищу не просто постную, а еще и полезную, культивировать новые привычки, чтобы почувствовать радость и иметь больше благодарности. Буду просить, чтобы Господь даровал мне терпение.
Обязательно поговорю с детьми о посте, и вместе решим, от чего они готовы отказаться, чтобы стать ближе к Богу. Хочу получать радость не от развлечений, а от совместного чтения, труда, творчества, рукоделия и поддержки друг друга.
Чувствую, что еще важно не ругать себя за то, что я выполняю что-то не идеально. Всё, что сделано с любовью, — ценно. Считаю, что самое важное — это преображение в нашей повседневной жизни, и всё это для того, чтобы обрести больше мира, терпения и любви в своем сердце.

Литургия Преждеосвященных Даров
Сестра Светлана:
— К посту нас готовит Святая Церковь. А как ты сам настроишься? Надо просить у Господа помощи, чтобы быть внимательным на службах, потому что в них и есть вся суть покаянного настроя. Там всё сказано о том, как встретить это время. Все воскресные Евангелия, все предпостовые притчи — это школа духовного возрастания. Ты как инструмент, который Бог настраивает на высшее предназначение. Церковь помогает человеку познать свое истинное призвание. Всё время Господь тебя движет и движет. Он Сам. А ты даешь свое согласие и доверяешь.
Я настраиваю себя, чтобы никогда не пугаться. Понимаю, что будут труды, но стараюсь видеть в этом красоту. На самом деле Великий пост — это духовная весна. Когда он заканчивается, хочется, чтобы это благодатное время продолжалось. Я пощусь очень относительно, но пытаюсь соблюдать свою меру так, чтобы не терять радость. Для меня это очень важно. Всё время себя останавливаю и возвращаюсь к цели, то есть к духовной радости, чтобы быть с Богом. Там, где Бог, всегда радость и любовь.
Подготовила Елена Романенкова
Фотографии из архива монастыря
11.02.2026