X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святитель Мардарий (Ускокович): первая встреча с Россией

Святитель Мардарий (Ускокович)

Книга воспоминаний святителя Мардария Ускоковича (1889–1935) «Непостижимая Россия» — бесценное свидетельство эпохи. В 1907 году юный иеродиакон прибыл на учебу в Россию, чтобы пробыть в ней более 10 лет. Много позже эти годы жизни владыка опишет в своих мемуарах. Их текст на английском языке под названием «Incomprehenssible Russia» был найден не так давно и датируется 1935 годом. Сербский перевод, потребовавший серьезной научной и литературной работы, вышел в свет в монастыре Святого Саввы в Либертвилле в 2017 году.

В день памяти владыки публикуем отрывок из его книги воспоминаний, который представляет собой описание первых впечатлений молодого сербского священнослужителя по прибытии в Россию.

 

паровоз

Спустилась ночь, и сонный стук колес начал влиять на моих попутчиков. Для меня сон был невозможен. Возбужденное ожидание всё возрастало.

Наконец вошел проводник. Он объявил станцию, которая, я знал, была последней на территории Австро-Венгрии. Еще одна остановка, и мы окажемся в России.

Радость переполняла мое сердце, чистая радость ребенка, вернувшегося в объятия матери. Я с нетерпением считал телеграфные столбы, радуясь, что с каждым уходящим столбом приближаюсь к России. Я смотрел на покрытые снегом ели и березы, пытаясь угадать, которая будет первой на русской земле.

Поезд замедлил ход и остановился. Вне себя от возбуждения, я бросился к двери и спрыгнул со ступенек вагона. Упал на русскую землю и поцеловал ее. Я приветствовал Россию, как под предводительством Моисея евреям не было суждено приветствовать землю обетованную.

Еще в восторженном состоянии я подбежал к первому русскому, которого увидел, — бравому станционному жандарму — и, к его удивлению, приветствовал его как давно потерянного брата.

Я был в России.

Москва

Ранние сумерки быстро сгущались в длинную зимнюю ночь. Наблюдая за превращением полусвета в темноту, я ловил себя на мысли: «Ну почему наступила ночь? Почему она наступила теперь, когда мне нужен свет, чтобы впервые смотреть на русскую землю, когда мне страшно пропустить и малейшую деталь картины заснеженных деревень или дальнего пейзажа».

Но поезд не останавливался, земля продолжала вращаться, и в скором времени ночь, которая так мне мешала, подошла к концу. С первым проблеском зари я снова был у окна. Мне казалось, мы проехали огромное расстояние. У меня сложилось впечатление, что дорога от границы до Москвы намного длиннее, чем весь путь до российской границы — столько разных впечатлений вызывала безграничная широта этой страны.

Вся расстилающаяся предо мною Россия была покрыта чистейшей снежной вуалью. И таково было мое восхищение, что, мне казалось, и жизнь в России должна быть чиста и целомудренна подобно белоснежному покрывалу, символично лежащему на земле.

Мы всё приближались к Москве. Но, несмотря на быстроту поезда, мне казалось, он ехал слишком медленно. Мне хотелось спрыгнуть и подталкивать его сзади. С каждым оборотом колес чувство радостного предчувствия возрастало, и прибытие в Москву стало представляться мне единственно важным событием моей жизни.

Через несколько часов я буду на земле, свято чтимой почти всеми славянами. Святая мать Москва, город, вокруг которого выросла Российская империя, ее духовная, хотя уже не политическая столица. Москва — древнейшая и величайшая из славянских столиц, мать городов русских.

Мое возбуждение при мысли о въезде в Москву было, наверное, похоже на переживания благочестивых католиков, въезжающих в Рим, или правоверного мусульманина, впервые увидевшего Мекку или Медину.

С глухим шумом поезд мчался по всё учащающимся стрелкам. Хорошие дороги появились вдоль железнодорожных путей. Замелькали загородные виллы. Всё указывало на близость большого города.

 

конный трамвай

Расстояние между домами сокращалось. Вот дома слились в типичные пригородные улицы, где кареты и телеги сновали туда-сюда. Наконец появились трамваи.

Боясь что-то пропустить, я переходил от окон на одной стороне вагона на другую и обратно. Справа от железной дороги церквей было больше, чем я видел за всю жизнь, слева — то же самое. С обеих сторон простиралось море русских куполов, которые я впервые видел не на книжных картинках. Я начал было их считать, но быстро сбился со счету.

Море куполов не оставляло сомнений: это уже Москва.

Вокзал оказался прямо в центре города.

Я никого не предупредил о своем приезде, поэтому меня не встречали на вокзале. Схватив чемодан, я вышел из вагона и начал пробираться сквозь толпу новоприезжих и отъезжающих, напоминавшую кишащий муравейник. Кое-как выбрался я из вокзала. Стоя на ступеньках лестницы, оглядел огромную площадь перед железнодорожной станцией, покрытую бесчисленными заиндевевшими телефонными и телеграфными проводами. Сотни кучеров криком приглашали их нанять.

Впервые в жизни залез я в сани. Большой, черный, чистокровный орловский рысак, позванивая бубенцами, мчал меня по оживленным улицам Москвы. Он пофыркивал, и, выходя из ноздрей, дыхание на секунду становилось паром.

Мы ехали по Лубянке. Я с трудом верил глазам — не мог поверить, что в Москве. Всё вокруг казалось мне волшебным — я жил в сказке «Тысячи и одной ночи».

 

Лубянская площадь

Лубянская площадь

Неужели сбылась моя детская мечта? То, о чем я мечтал еще до того, как взобрался на Ловчен, с того самого времени, как русские студенты, гостившие в Черногории, рассказали мне, десятилетнему мальчику, о чудесах своей страны.

Мы подъехали под стены Кремля, и кучер остановился у ворот Сербского подворья. За воротами я еще мог раздумывать, в Москве я или мне это только снится, но внутри при виде настоятеля архимандрита Михаила, лицо которого мне было знакомо еще с Сербии, сомнения исчезли, и я, наконец, поверил, что добрался до цели.

Вот что мне еще запомнилось из первого дня в Москве.

 

Сербское подворье в Москве

Сербское подворье в Москве

Наступил вечер. Невзирая на усталость после длительного путешествия, я служил вечерню в храме Сербского подворья. Ожидал увидеть на службе лишь горстку соотечественников — сербов, проживающих в Москве. Каково же было мое удивление, когда при входе в церковь я увидел ее переполненной русскими, собравшимися там, как я узнал, задолго до начала службы.

Это был первый увиденный мной яркий пример духовного единства различных ветвей славянского Православия и силы объединяющего нас богослужебного церковнославянского языка. Впоследствии мне приходилось часто вспоминать об этом единстве. В русских церквях я всегда чувствовал себя как дома среди духовенства и среди мирян, так же, как и русские чувствовали себя как дома в Сербском подворье в мой первый вечер в Москве.

На следующее утро сразу по окончании литургии, позабыв о столь необходимом отдыхе, вышел на шумные улицы. Я больше не смотрел свысока на мелодрамы улиц большого города, как приехав впервые из Цетинье в Белград. Наоборот, желание посмотреть на всё вблизи преодолело усталость. Я хотел внимательно изучить черты этой древней российской Первопрестольной. И, начав, уже не мог остановиться.

 

площадь

Сколько шума, сколько гвалта производит прилив и отлив человеческой жизни! Шум города ничуть не тише рева штормовой Адриатики, по волнам которой наш пароход с трудом пролагал себе путь из Котора до Фиуме, но несравнимо прекрасней, потому что в нем есть какой-то смысл.

Мне всё казалось еще более удивительным по сравнению с обстановкой в Студенице, откуда я только что приехал (имеется в виду древний сербский монастырь Студеница, где святой Мардарий в 1906 году принял монашеский постиг. — Ред.). Там, в далекой Сербии, благословенное уединение и тишину лишь изредка нарушает горный ветер, шевелящий листья. Здесь по улицам мчится стремительный поток. Тысячи, сотни тысяч разных лиц: старое, молодое, взволнованное, беззаботное. Непрекращающийся поток куда-то стремящегося человечества. Все спешат: заходят в магазины, выходят, забегают в банки и лавки. Сани скользят по улицам и площадям. Во всем мире не найдется столько извозчиков, как в Москве. Похоже, сюда собрали лучших лошадей со всего мира. Или, если хотите, здесь есть трамваи, чьи пути покрывают сетью всю Москву с непревзойденным нигде в Европе обслуживанием.

 

лошадь и собор

Гул тысяч голосов, крики, плач грудных детей, пронзительные возгласы торговцев. Наряду с богатыми, лучшими в мире мехами видны лохмотья нищих, таких нищих, которые незнакомы моей скромной родине.

Вот надменно прохаживаются купчихи, одетые по моде дамы, за которыми остается в воздухе легкий шлейф дорогих духов. Они, похоже, забыли, что сегодня они живут, а завтра — умрут, и, если бы кто-то остановил их и напомнил им, что всё их великолепие — лишь суета сует, они, вероятно, очень бы удивились.

За ними устало бредут согбенные нищетой женщины в лохмотьях.

Здесь — разжиревшие и заспанные обжоры, там — бледные нищие алкоголики, едва стоящие на тонких ногах.

По углам улиц стоят мрачные, разочарованные мужики. В безуспешном поиске работы их не оставляет мысль о женах и детях, с нетерпением ожидающих их возвращения на чердаках и в подвалах, с надеждой на корочку хлеба и глоток молока.

Там, под аркой дома, разочарованный и потерянный мужик пьет водку из бутылки, купленной, возможно, на последние десять копеек. На тротуаре напротив такой же, как и он, бедняк смотрит на него с нескрываемой завистью, засунув руки в пустые карманы и нарочито небрежно посвистывая, будто ему принадлежит вся Москва. Не эти ли люди послужили Максиму Горькому прототипами героев книги «На дне»?

 

ступени зима храм

Приведу слова и другого великого русского писателя, сказавшего про весь мир: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».

Человеческий поток мчится по улицам Москвы с раннего утра до позднего вечера. Стены Кремля смотрят на происходящее внизу, как на человеческую лаву, непрестанно извергаемую невидимым вулканом.

Глядя на это, я думал о незначительности и беспомощности человека, несомого этим потоком.

Прошла похоронная процессия. Почти никто не обратил на нее внимания. Обнажившие голову перед гробом были, скорее, исключением. Что значит смерть одного, когда миллионы еще живут? В толпе никто не знал и не спрашивал, кого несут на кладбище.

Приближалось время вечерни. Колокола «сорока сороков» церквей мощно зазвонили, призывая человеческий поток остановиться хоть на час, забыть мирские заботы и надежды и предаться молитве и созерцанию. Внезапно от людского потока начали отделяться ручейки людей с обнаженными головами, бегущие к открытым дверям то одной, то другой церкви.

Я присоединился к одной такой струе и с ними вместе зашел под величественные своды церкви, видевшей не одно поколение молящихся.

Еще минуту назад каждый из них вносил свое в уличный шум и гам многолюдного города. Здесь же они вдруг преобразились. Частные цели и желания исчезли, их объединило чувство благоговения и мира. Хор запел, стоящие в церкви подхватили. Я был уже не наблюдателем, а составляющей этого благочестивого сообщества.

Голоса хора слились в великолепном крещендо.

Мой голос присоединился к их голосам в пении рождественского гимна: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Перевод с английского Марии Некипеловой

Источник: Святитель Мардарий (Ускокович): Первая встреча с Россией — Сербское подворье.

12.12.2025

Просмотров: 274
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Комментировать