Священномученик Иларион (Троицкий)
28 декабря — день памяти священномученика Илариона (Троицкого)
Святи́телю Христо́в Иларио́не,/ сла́во и похвало́ Це́ркве Ру́сския,/ ра́зум боже́ственный стяжа́в,/ пред безбо́жники Христа́ дерзнове́нно испове́дал еси́,/ Его́же ра́ди страда́ния претерпева́я,/ лю́дем ве́рным возглаша́л еси́:// без Це́ркве несть спасе́ния.
Тропарь, глас 4
28 декабря Церковь чтит память священномученика Илариона (Троицкого). 96 лет назад в тюремной больнице тогдашнего Ленинграда перестало биться сердце архиепископа Верейского, викария Московской епархии, на этапе в очередную, уже последнюю его ссылку. «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» — измученный сыпным тифом святитель скончался, не договорив. Последние сутки владыка в бреду лихорадки, в беспамятстве произносил: «Вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет…»
Не взял этот мир священномученика — ни воинствующие безбожники, ни Тучков, ни обновленцы, ни григориане, не говоря уже о Соловках, о которых святой, уже будучи в лагере, благодушно написал: «Я теперь давно уже не у дел; отдыхаю и живу мирно на Соловках. Жизнь моя здесь совершенно благополучная. Никакого горя, нужды или утеснения я не испытываю… Обо мне знайте только то, что я живу очень хорошо, крепок здоровьем, бодр духом…»

Священник Алексей Петрович Троицкий с детьми, будущий священномученик — в крещении Владимир — крайний слева
Десять лет тюрем, лагерей, ссылок в 43 года превратили этого русского архиерея-богатыря в седого старичка — обритый, высохший, измученный, но не сломленный, он ни разу не посетовал на свое положение близким людям, а тем более в общении с окружающими. В письмах святителя нет ни слова жалобы, ни нотки уныния: «За долгие годы привык и живу — не тужу. На лучшее не надеюсь, от худшего не отрекаюсь. Какова есть о мне воля Божия — так пусть и будет». Этот лейтмотив в настроении святителя Илариона слышался всю его недолгую земную жизнь, соединив в себе Амвросиево «жить — не тужить» и Златоустово «слава Богу за всё». За год до смерти, когда истекал второй трехлетний срок пребывания святителя в Соловецком лагере, в день пятилетия своего заключения владыка Иларион при мысли о будущем испытывал чувство некоторого замешательства: «Сейчас я переживаю не вполне приятное состояние полной неизвестности: уеду ли отсюда или опять останусь, — писал владыка своей двоюродной сестре 15 ноября 1928 года. — Если уеду, то скоро, но сменяю ли я в этом последнем случае ястреба на кукушку — тоже неизвестно. Словом, внутри у меня неизвестность или неопределенность. Чего пожелать самому себе — тоже не знаю».

Священномученик Иларион (Троицкий) — талантливый богослов, автор около 90 публикаций, среди которых большое значение имеют работы, посвященные различным аспектам учения о Церкви и о спасении. Его творения и сегодня питают ум и душу православного читателя.
Первый арест будущего священномученика произошел в 1919 году по причинам неизвестным и невразумительным. 33-летний архимандрит Иларион три месяца провел в Бутырской тюрьме, точно оправдывая свое имя (от древнегреческого Ἱλαρίων — «веселый, радостный, тихий»). Из тюрьмы он писал: «Жизнь идет размеренная, правильная… Сейчас в камере собралось у нас три профессора. Читаем время от времени лекции… Прямо считаю нужным сказать, что эти два месяца прожил я и не без пользы, и даже интереснее, чем жил бы вне тюрьмы».
Через скорое время после освобождения происходит важное событие — святейшим Патриархом Тихоном была совершена хиротония архимандрита Илариона во епископа Верейского, викария Московской епархии. Очень знаменательны слова, которые владыка Иларион произнес в тот день в ответ на патриаршее слово: «Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровью новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чем читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят… Силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников».
Говоря эти слова, владыка Иларион словно предчувствовал свою будущую участь и мученический венец. Не могла остаться у власти без наказания деятельность активного епископа. Он напрямую разрушал планы большевиков по «разложению» изнутри, расколу Православной Церкви с помощью обновленческого движения. Святой Иларион был одним из самых рьяных борцов с обновленцами. Известен случай, когда он прибыл в Сретенский монастырь и выгнал оттуда обновленцев. После этого он великим чином, положенным после осквернения храма, освятил престол и собор Сретенского монастыря. Шум вокруг этого события разнесся по всей округе, и многие, осознав грех, каялись в участии в обновленческом движении и возвращались в лоно Православной Церкви.
В 1921 году владыка вновь был арестован, но вскоре освобожден. 22 июня 1922 года священномученика высылают в Архангельскую губернию на один год, но в декабре 1923-го приговаривают уже к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.

Заключенные епископы и священники на работе по просушке и ремонту сетей в Филимоново (бывшая монастырская рыболовная тоня), крайний слева — архиепископ Иларион (Троицкий). Соловецкий лагерь, 1920-е годы
Интересен еще один случай из жизни священномученика Илариона. Летом 1925 года его перевели в Ярославскую тюрьму. Это было сделано для того, чтобы начать вести с ним переговоры о предательстве… Готовилось устранение местоблюстителя патриаршего престола — Петра (Полянского), митрополита Крутицкого. Об этом и беседовал с владыкой Иларионом глава 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Евгений Тучков — человек, получивший прозвище «главпоп» за то, что в то время заведовал практически всеми «делами» Русской Православной Церкви. Справедливости ради нельзя умолчать о том факте, что Тучков, умирая в 1957 году на больничной койке, пожелал исповедоваться. Совершал таинство, которое продолжалось несколько часов, сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Но раскаяние придет позже… А в июле 1925 года он предлагал святителю Илариону возвращение в Москву. Там владыка должен был стать членом группы архиереев, готовивших церковный переворот. Владыка Иларион резко отверг сделанное предложение и даже рассказал об этом своим сокамерникам. За это последовало суровое наказание.
Но родственница в письме владыки из ярославской тюрьмы в 1925 году прочла: «Ты спрашиваешь, когда кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем "стаже" меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь. Я уже привык не сидеть в тюрьме, а жить в тюрьме».
В 1926 году истекал срок заключения священномученика. Ему дали новый — снова три года — и вернули на Соловки. Он был отправлен в штрафной изолятор на Секирку — место, откуда живым редко кто возвращался.

Архиепископ Иларион (Троицкий) в Соловецком лагере. Коллаж
В лагере, среди всех его слоев, архиепископ Иларион был самой популярной личностью. Любовь владыки ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала шпана, уголовщина, преступный мир воров и бандитов, именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить. На работе урывками или в свободный час его можно было увидеть разгуливающим под руку с каким-нибудь «экземпляром» из этой среды. Это не было снисхождение к младшему брату и погибшему, нет. Владыка разговаривал с каждым как с равным, интересуясь, например, «профессией», любимым делом каждого, и его манера была всепобеждающей. Он как друг облагораживал их своим присутствием и вниманием. Наблюдения же его в этой среде были исключительного интереса.

Православное духовенство в заключении на Соловках, архиепископ Иларион (Троицкий) — в первом ряду третий слева направо. 1924 год
Самая обыкновенная, простая, несвятая внешность — вот каким был владыка. Но за этой заурядной формой, веселостью и светскостью можно было постепенно усмотреть детскую чистоту, великую духовную опытность, доброту и милосердие, сладостное безразличие к материальным благам, истинную веру, подлинное благочестие, высокое нравственное совершенство, не говоря уже об умственном, сопряженном с силой и ясностью убеждения. Нечеловеческие условия существования, изнуряющий труд, постоянные издевательства, голод, холод и болезни — это нужно было терпеть не один месяц, не два. Сам Соловецкий лагерь священномученик воспринял как суровую школу добродетелей — нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия. Его нельзя было опечалить ничем — и это его настроение поднимало дух у окружающих, его благодушие передавалось другим заключенным. Ко всем он относился с любовью и пониманием. В каждом человеке ощущал образ и подобие Божие, жизнью каждого интересовался искренне. Воистину был кроток и смирен сердцем, не только находя в этом покой для своей души, но вселяя мир и покой в смятенные души окружавших его людей.

Священномученик Иларион (Троицкий). Фрагмент современной иконы
Благодушие владыки распространялось даже на лагерное начальство. Борис Ширяев описывал случай, когда ранней весной карбас с военкомом лагеря Суховым и четырьмя гребцами оказался в плену шуги (талого льда), и его понесло на север в открытое море. Несмотря на безнадежность ситуации, владыка Иларион отважился выйти на карбасе в море «на спасение душ человеческих» и действительно спас не только жизнь, но и душу военкома Сухова.
В праздник Покрова Божией Матери, 14 октября 1929 года, последовал новый и последний приговор — три года ссылки в Казахстан. Во время этапа архиепископ тяжело заболел сыпным тифом и 19 декабря был помещен в ленинградскую тюремную больницу, где и скончался 28 декабря 1929 года. Тело его было выдано для церковного погребения. В отпевании и погребении участвовали митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов) с тремя архиереями и множеством духовенства. Архиепископ Иларион был погребен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. В 1999 году были обретены его мощи и в том же году перенесены в Сретенский монастырь в Москве.

Рака священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском монастыре установлена на камнях из Соловецкой обители. Освященные страданиями святых, камни были присланы наместником Соловецкого монастыря архимандритом Порфирием, ныне епископом Озерским.
Священномученик Иларион — человек уникальных способностей: ученый-богослов, автор многих богословских сочинений, замечательный лектор, молитвенник, прирожденный монах, один из выдающихся деятелей Православной Церкви XX века, ближайший сподвижник патриарха Тихона, стал одним из тех самых «камней», на которых Церковь выстояла в кровавые годы гонений, распространения обновленчества и гибельного безбожия. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Его постоянное напоминание о том, что вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств, спасительным благовестом звучит и в XXI веке.

Архиепископ Даниил (Троицкий), родной брат священномученика Илариона, также прошел заключение и ссылки за веру. Село Липицы Тульской губернии, родина Троицких, потомственных священнослужителей
Два родных брата архиепископа Илариона — архиепископ Даниил (Троицкий) и иерей Алексий (Троицкий) также стали исповедниками веры. Владыка Даниил был первый раз арестован в 1921 году, отбывал ссылку в Пенджикенте, где участвовал в тайной хиротонии владыки Луки (Войно-Ясенецкого). В 1926 году был снова арестован и сослан уже на север, в Архангельскую губернию. Умер из-за подорванного здоровья в сане епископа Брянского и Севского в 1934 году, в 46 лет. Младшего брата, отца Алексия, арестовали в 1930 году. ОГПУ осудило его на 5 лет заключения в концлагере в городе Усть-Цильма Северного края, дом — конфисковали. После лагеря отец Алексий не мог проживать с семьей, которая была на иждивении его двоюродного брата Петра Павловича Троицкого. В 1937 году отец Алексий был снова арестован и расстрелян на Бутовском полигоне.
Священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!
Молитва священномученику Илариону
О, пресла́вный уго́дниче Бо́жий священному́чениче Иларио́не, о́тче наш, ты, во дни маловре́меннаго жития́ земна́го посреде́ гоне́ний и скорбе́й мно́гих ве́ру сохрани́в, ду́ха не угаси́л еси́ и ве́рныя научи́л еси́, ка́ко подоба́ет жи́ти в Дому́ Бо́жии, и́же есть Це́рковь Бо́га Жи́ва, столп и утвержде́ние и́стины. Сего́ ра́ди к тебе́ припа́дающе, мо́лимся: помози́ нам твои́ми моли́твами догма́ты и кано́ны церко́вныя тве́рдо храни́ти, зре́ние согреше́ний свои́х ду́хом смире́нным стяжа́ти, вся́каго челове́ка я́ко нетле́нный о́браз Христо́в по глаго́лу Ева́нгельскому возлюби́ти, ни еди́наго же презира́юще или́ отрева́юще, но всем по си́ле служа́ще, и та́ко Го́сподеви рабо́тающе, да сподо́бимся с тобо́ю и со все́ми новому́ченики Це́ркве Ру́сския воспева́ти Святу́ю Тро́ицу во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Славу мира сего оставив, Христу доблественне последовал еси и, святительское служение восприим, венцем мученичества украсился еси, и ныне, Престолу Божию предстоя, молися, Иларионе, иерарше премудре, спастися душам нашим.
Ин кондак, глас 2
Величаем тя, священномучениче Иларионе, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
Величание
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Жизнь и труды священномученика Илариона / А. А. Горбачев. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2016 г.
- Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич), архиепископ, священномученик | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке.
- Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, 15 (28) декабря // Дамаскин (Орловский), архимандрит, Соловецкие новомученики. М.; Соловки, 2009 г.
- Приход села Липицы — колыбель трех архиереев. Благовест-Инфо.
- Иларион — значит «веселый». Журнал «Фома».
28.12.2025