Отдадим суд Богу
Спасибо за службу, за дружбу, за веру и за любовь. Всё это дары Божии, но мы их принимаем и присваиваем — «это наше», «это мое». На самом деле всё Божие. Пока человек имеет связь с Богом, он живет. Потеря связи с Богом приводит к помрачению ума, к тому, что человек начинает блуждать, запутывается и не знает, что ему дальше делать. В общем-то, все наши вопросы от этого. Любой больной, который скажет: «Я болею из-за своих грехов», будет на плаву. А больной, который станет жаловаться: «За что? Почему? Зачем это мне надо?» — уже тонет. Мы должны благодарить Бога, но это трудно.
Сегодня* у нас непростой день. В этот день мы всегда поздравляли нашего приснопоминаемого митрополита Филарета (митрополита Минского и Слуцкого, первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси. — Ред.). Два человека стояли у истоков нашего монастыря — отец Николай (Гурьянов. — Ред.) и митрополит Филарет. Думаю, сейчас они молятся за нас, несмотря на то, что мы двоечники и многое делаем не духовно, а по чувствам, которые, конечно же, подводят…
Я только сейчас осознал, какой удар на себя принимал владыка, когда люди, разные люди, в том числе священники, делали всё, чтобы нашего монастыря не было (не понимая, конечно, что они делают). И благодаря его стойкости, благодаря его вере, благодаря тому, что он этих студенток молоденьких постриг в монахини, состоялся наш монастырь. Это было дерзновение. Для меня это было дерзновение. Поэтому давайте мы ему сейчас споем «Вечную память»…
Всегда нужно время, чтобы оценить масштаб личности и то значение, которое имеет человек для Бога и для дела.
А сегодня мы слышали в Евангелии о том, как встретился с Богом богатый юноша, который жил очень хорошей жизнью (см.: Лк. 18: 18–27). И вот здесь вопрос (я скажу сейчас грубовато, вы простите меня). Вот человек — ну просто к ране его прикладывай: не пьет, не курит, не изменяет жене, в общем, живет по совести, такой хороший-хороший. А другой человек, алкоголик, тунеядец, ни на что не способный, приходит в храм и кается, и Бог его оправдывает, а этого хорошего — нет…
Я не говорю, что надо быть «нехорошим». Смысл в том, что этот хороший, к сожалению, знал, что он хороший. Этот юноша знал, что живет благочестиво, и поэтому спросил: «Что я еще не сделал? Что еще мне нужно сделать, чтобы я уже точно попал в Царство Небесное, наверняка?» И Господь ему сказал: «Отдай всё». Это не значит, что надо быть нищим и голодным. Просто надо всю свою жизнь отдать в руки Божии.
Когда человеку нечего терять, ему легче отдать. Но когда у человека есть что терять, он не отдаст. Он скажет: «Это мне!» Он будет делить: «Тебе, Господи, половину и мне половину. Нет, мне надо чуть-чуть больше…»
Тайна спасения души — удивительная. Бог не руководствуется какими-то табличками, какими-то человеческими нормами. Вот скажите кому-то другому, нехристианину, что первым человеком в раю оказался разбойник благоразумный… Это непостижимо. А вот так получилось: Днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23: 43).
Хочешь идти за Христом — отвергнись себя. «Как я могу отвергнуться себя?..» Это значит, что нужно доверять Богу, отдать Богу всю свою жизнь. Мы же так молимся на литургии: Весь живот наш Христу Богу предадим. А мы собственники: «Это мое!»; «Вот, Господи, я Тебе что-то дал, а Ты мне тоже что-нибудь отдай взамен. Давай с Тобой бартер совершать: Ты мне, я Тебе. Ты мне меньше дал, чем я Тебе. Я в этот пост так пощусь: один раз в день кушаю — и то сухари! Делаю 300 поклонов земных и дальше молюсь. А Ты мне ничего не даешь. Ты такой несправедливый!»
А другой пришел в храм «с бодуна». Я говорю про себя, это было давно-давно. Я еще не был священником, трудился сторожем. И мне так совестно тогда стало за свою жизнь… Я почувствовал, какая я дрянь, какая я мразь. И у меня такая боль была в душе! И я ощутил такую благодать, которую, наверное, ощущал только несколько раз в жизни. Я почувствовал, что Бог меня прощает.
Когда я ехал к отцу Николаю, у меня были такие искушения, что было даже страшно. Не то чтобы страшно, а просто стыдно было, что это святой человек, а я ему буду морочить голову своими вопросами… И я при встрече с ним ощутил огромную любовь, потому что чувствовал, что я никто и ничто. А когда ты «герой», ну и оставайся «героем».
Что такое стать христианином? Умереть за Христа. Пусть нас сейчас не убивают, ракеты и дроны пока не летают, но если человек живет со Христом, он умирает каждый день. Умирает по своей греховной природе, которая отторгает Христову, Божию волю и не хочет смиряться. Если ты не умрешь, ты не пойдешь за Христом и согрешишь.
Видите, как всё неоднозначно. Блудницы, разбойники, пьяницы, грешники становятся первыми в Царствии Небесном. Справедливо это или несправедливо, друзья мои? А мы — кто мы? Переворачивается психика человека, и он не знает, кто он, и не судит других. Святой мученик Вонифатий, как мы знаем из его жития, жил блудно со своей госпожой, пьянствовал, объедался. И вдруг его приносят к госпоже уже как мученика, святого. Кто мог это знать? Парнишка, который вчера был наркоманом, всё разваливалось и было непонятно в его жизни, приходит, — я смотрю, а у него крест, медаль «За отвагу». Я даже переспросил: «Это ты?» — «Да, это я». Ничего себе! И у него уже глаза другие, это уже другой человек, новый, он пролил кровь за свою Родину.
Поэтому кто может сказать, окажется ли он в Царствии Небесном? Кто может сказать Христу: «Что я еще не сделал? Я уже всё сделал. Забирай меня в рай. Что ты разбойника забрал? Ты меня забирай, я уже всё сделал, я хороший человек, я живу по совести!»
Эта тема была для меня очень больная, когда я ходил во 2-ю больницу (еще когда она находилась на старом месте). Мы ходили туда долго и много. Там лежали ветераны. И вот пожилой человек, никогда в жизни не исповедовавшийся, не причащавшийся, но крещеный… Я спрашиваю: «В чем Вы каетесь?» Он на меня смотрит и говорит: «Я? А мне не в чем, молодой человек, каяться. Я жил честно, трудился, не воровал, не изменял жене. Я всё делал правильно. Мне каяться не в чем». Знаете, какой ужас! Я не говорю, что он плохой, но просто у него нет понимания, каким должен быть человек. Поэтому не судите, не судите. Давайте отдадим суд Богу. Давайте скажем: «Господи, Ты меня прости и помилуй, если можешь, потому что я виноват». И мы друг перед другом виноваты, потому что могли бы жить по-другому, но, к сожалению, мы с вами так не живем. А может быть, если бы я жил по-другому, предположим, тот человек не помер бы от водки, а тот — от передозировки?.. И так это всё печально, потому что ты чувствуешь и свою вину.
В последнюю субботу перед Новым годом у нас будет Соборование. А Новый год, как вы знаете, мы по традиции начинаем с благодарственного молебна, потом совершаем Тайную Вечерю, на которой причащаемся Тела и Крови Христа, а потом уже идем поздравлять друг друга. Несмотря на пост, мы всё равно поздравляем друг друга. И в «Ковчеге» у нас даже будет «Голубой огонек». Я думаю, это тоже нормально, чтобы люди немножко улыбнулись… Потому что слишком много горя и печали проживает человек в этой временной жизни.
* Проповедь после Божественной литургии 14.12.2025 г.
22.12.2025