«Чтобы дети не забывали, какой ценой завоевана наша жизнь»
III «Елисаветинские чтения» завершились в нашем монастыре. Международная духовно-просветительская конференция в этом году была посвящена 80-летию Великой Победы. Проект средней школы «Ихвис» собрал более 100 участников — гостей из городов Беларуси и России.
— Мы выбрали в этот раз непростую, но важную тему: тот подвиг, который совершили наши предки в Великой Отечественной войне и победили. А нам, современникам, важно помнить об этом, развивать те качества, которые были у наших близких: мужество, силу духа. Хочется быть достойными наследниками Победы нашего народа, — отметила на открытии чтений руководитель школы «Ихвис» монахиня Ольга (Антанович).
Конференции предшествовала большая предварительная работа: дети участвовали в конкурсах чтецов и рисунков, много путешествовали и готовили исследования. Одним из этапов этой работы стала поездка учеников школы «Ихвис» в Санкт-Петербург. Ребята побывали на экскурсии в месте, где шли самые страшные бомбежки Ленинграда, погибло очень много людей.
— Мы встретились там со священником, который участвует в раскопках, поминает души усопших. Он рассказал, что, когда находят новые останки и молятся за этих воинов, прилетают журавли. А однажды прилетели лебеди, — говорит матушка Ольга. — И ты понимаешь, что это не просто символ, а реальность — души этих людей живы. Мы благодарны им за то, что мы есть, что живем в мирное время. Они — соучастники наши в этой жизни.
Духовник монастыря отец Андрей Лемешонок назвал конференцию трудовым праздником:
— Очень важно, чтобы дети знали о том, что было раньше, и не забывали, какой ценой завоевана наша жизнь. Борьба добра и зла происходит в каждом человеке. В нашей школе мы стараемся, чтобы дети научились бороться со злом, чтобы внутри побеждало добро. Пусть ставшие традиционными чтения принесут добрые плоды сейчас и потом, когда дети вырастут.

Конференция продолжалась три дня. Кроме ребят из нашей школы, с докладами выступили участники социально-культурного центра «Троицкий» из Пскова, учащиеся гимназии Святителя Василия Великого из Москвы, Гожской средней школы, узденских средних школ № 1 и № 2, средних школ № 24, № 152 города Минска и других.
Ребята изучили разные аспекты истории борьбы советского народа с фашизмом: героизм защитников Брестской крепости, рельсовая война, вклад юных минчан в Победу, подвиг советских военнопленных в условиях геноцида. Свои выступления многие посвятили известным героям и простым солдатам, истории которых передаются в семьях. Младшие школьники работали над темами помощи святых на войне, чудотворных икон, которые сопровождали людей в страшные годы, силы молитвы, которая помогала их прадедам.
Учащиеся 7 «Б» класса 24-й средней школы Минска выступили с докладом «Есть у войны печальный день начальный…», в котором исследовали переживания поэтов, связанные с началом Великой Отечественной.
— У каждого стиха своя тема. Все произведения очень красивые. Через них мы узнали о том, как люди переживали 22 июня 1941 года. Это был очень важный день в судьбе народа, и нам надо это знать и помнить. Очень тяжело было людям, — говорит Вера Листопад.
Ученик 10 класса 152-й средней школы Николай Будник поделился историей ветерана Бронислава Викторовича Карпенко, который встречался со школьниками, вел насыщенную общественную деятельность, много внимания уделял патриотическому воспитанию молодежи:
— Для нас честь, что этот человек принимал нас в кадеты. Я хожу в военно-патриотический клуб «Память». Благодаря общению с ветераном мы поняли, что надо любить и ценить Родину, чтить героев. Иначе народ, который не помнит победителей, обречен на забвение.
Мемориальный отряд нашей школы нес вахту памяти в Москве, Волгограде, Туле, Санкт-Петербурге и других городах. В 2022 году мы приняли участие в Параде Победы в Ижевске.
Владимир Семак, ученик выпускного класса 180-й средней школы, свой доклад посвятил партизанам Кличева.
— Каждый уважающий себя народ обязательно имеет свою святыню. Партизаны и их помощь в освобождении нашей земли от немецко-фашистских захватчиков — святыня, которую мы должны беречь, — считает Владимир.
Глеб Фурсов из 12-й средней школы города Пскова представил образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского «Василий Теркин», а после выступления поделился:
— Мне понравилась тема, я начал ее готовить, увлекся. Полезный опыт, ведь предстоит сдавать экзамен по русской литературе.
Алексея Таранова, учащегося школы «Ихвис», заинтересовали история авиаполка «Нормандия-Неман» и вклад французских асов в освобождение, и не просто так:
— У меня родня связана с авиацией: папа и дедушка — авиационные инженеры, двоюродный дядя — военный летчик. Раньше мне было известно совсем немного про авиаполк «Нормандия-Неман». Во время своего исследования я узнал больше о судьбах летчиков. Это стало для меня открытием.

Ансула Черопулу, ученица 7 «Б» класса школы «Ихвис», рассказала слушателям о детских страданиях в годы войны:
— В концентрационном лагере «Красный берег» фашисты вели себя жестоко и отвратительно. Например, выкачивали кровь из детей. Если кто-то обескровленный приходил в себя, то смазывали ему губы ядом, а тела потом сжигали. Поэтому там нет могил. Это надо знать, чтобы ценить мир.

Одиннадцатиклассник Матвей Бабуль из школы «Ихвис», рассуждая о том, что нужно делать, чтобы память о предках не была очернена, а сохранилась для потомков, сказал:
— Каждый должен исследовать свою семейную историю. Изучением материалов мы увековечиваем память о героях. Работать с этой информацией больно, грустно, но это надо делать. Если не мы, то кто?

Все доклады предваряли театральные зарисовки, что оживляло чтения. А после выступлений работы школьников оценивало жюри. В его состав вошли главный редактор альманаха «Духовно-нравственная культура», член Союза писателей России Александр Фурсов, президент Фонда поддержки и развития детской литературы «Надежда», член Союза писателей России Надежда Кузнецова, учитель истории и обществознания гимназии Святителя Василия Великого протоиерей Андрей Надумович и другие.
— Результат воспитания очень зависит от того, на какой культуре воспитывается подрастающее поколение. Я вижу, дети здесь погружены в изучение русской литературы, русских сказок. Это говорит о том, что наши народы неразделимы. Есть даже такое выражение: какой народ, такие и песни. И я понимаю, что мы единый народ, — отметила Надежда Кузнецова. — Дети хранят память об убиенных в годы войны. Очень ценно, что школьников воспитывают здесь в духе преемственности поколений. Это дает надежду, что дети, зная горький опыт прошлого, смогут сохранить страну.
Что касается оценки докладов, я смотрю, насколько ребенок принял участие в подготовке работы. Взрослые могут направлять, но мысли ребенка сильно отличаются. Красота изложения должна соответствовать возрасту, художественному образу, стилю, грамотности, оригинальности идеи, выводов. Всегда ценится то, насколько это искренне прочувствовано, насколько прожито и идет от души. Такие работы — самые ценные.
Александр Фурсов заметил, что подготовительная работа с ребятами проделана огромная:
— Это очень важно, что звучит всё. А что звучит, то откликается и остается в детях. Хотелось бы, чтобы школьники поняли: слово должно быть весомо. Оно по природе имеет духовный вес. Нужно понимать, что произнесенное тобой важно, значимо. И ты отвечаешь за это. Нужна вера.

В рамках чтений был представлен благотворительный проект в память о священномученике Михаиле Новицком, прошли выставки детских рисунков, квест «Путь к Победе». Ребята из школы «Ихвис» рассказали гостям о концлагере «Дрозды», который находится недалеко от монастыря, и провели экскурсию.
Жизнь человека, как подчеркнул главный редактор альманаха «Духовно-нравственная культура» Александр Фурсов, должна обязательно принести духовный плод, и «Елисаветинские чтения» способствуют этому. А души усопших, как заметила монахиня Ольга, соучаствуют.

Фотографии Максима Черноголова и Никиты Провлоцкого
Больше фото смотрите в нашем альбоме>>
10.12.2025






