Из Гаваны — в наш монастырь: история кубинской пары
Молодая кубинская пара Роберт и Хелен, живя в Гаване, каждое воскресенье ходила в евангелистскую церковь. Но в Беларуси Бог по-новому открылся для них. Супругов настолько поразили радушие местных жителей, их вера, что они приняли Православие и даже повенчались.
Мы встретились на мужском подворье нашего монастыря в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», где Роберт и Хелен стали мужем и женой перед Богом. Супруги рассказали, что привело их в Минск, как они интегрируются в белорусский быт и культуру и почему решили навсегда остаться в Беларуси.
— Мы приехали сюда полтора года назад, в апреле, — начинает рассказ Хелен. — Давно об этом думали, но последнее слово было за Робертом. Я ему доверяю.

Чтобы купить самое необходимое на Кубе, мы вынуждены были работать в две смены, но всё равно не могли себе позволить привычные для белорусов продукты. Решающую роль сыграла необходимость обеспечить лучшее будущее для нашей дочери, которая сейчас осталась на Кубе с родственниками.

— Две недели мы просто скитались, — вспоминает Роберт. — Ночевали на улице и террасах кафе, а днем ходили в службы иммиграции, европейские посольства. Спрашивали, где можно найти работу и как остаться в Беларуси. У нас истекал срок безвизового пребывания в стране, мы не знали русского. Нас отправляли в посольство Кубы, чтобы мы вернулись обратно.
Жили переселенцы в эти дни очень скромно: раз в день ели суп, спали на пледе под открытым небом. К скудному питанию они привыкли в Гаване, и именно острая нужда побудила молодую семейную пару оставить родину.
— Мы попытались устроиться в Москве, но не получилось. Оттуда приехали в Минск. Самое дорогое, что у нас было с собой, — это фотография нашей дочери, ради будущего которой мы здесь, — говорит Хелен.
В Беларуси кубинцев встретили доброжелательно.
— Здесь живут неравнодушные люди. Например, они прерывали разговор по телефону, чтобы показать нам дорогу. Когда мы уже отчаялись, зашли в кафедральный собор на Немиге. Священник дал нам 50 рублей. Мы не хотели брать, но он настоял, накормил нас. Я заплакала: «Где нам могут помочь?» И батюшка дал адрес Свято-Елисаветинского монастыря. Мы заблудились, но добрые люди снова помогли нам найти дорогу. Сестры обители нас приняли, помогли устроиться и сделать документы, — рассказывает Роберт.
На мужском подворье всё рядом: гостиница, где живут Хелен и Роберт, храм, куда они приходят помолиться, и мастерская, в которой кубинцы трудятся вместе с белорусами, изготавливая декоративные футляры для икон.
В нашем монастыре супруги впервые познакомились со святыми образами. И первый образ, который они увидели, был образ преподобномученицы Елисаветы.
Проходим в иконную мастерскую. На рабочем столе — необходимые материалы. Кубинцы оклеивают бархатом заготовки. Так получаются искусные «обложки» для икон-складней.
— На Кубе мы ничего подобного не делали. Это так приятно — научиться новому! Мы чувствуем душевный мир, спокойствие и большую радость оттого, что можем работать и посвящать свое время Богу, делу Божию, — говорит Хелен.
Роберт признается, что их любимая икона — образ Спасителя.
— Господь Иисус Христос — Владыка Неба и земли, всей вселенной и наших жизней.

В Гаване Хелен и Роберт каждое воскресенье ходили в евангелистскую церковь. В Беларуси стали чаще обращаться к Богу, и Бог по-новому открылся для них. Их настолько поразили радушие местных жителей, их вера, что они захотели принять Православие.

— Когда мы увидели белорусские храмы, молящихся людей, то пришли в восторг. Я верю, что нас привел сюда Божий Промысл. Мы ходили на богослужения в монастырь, смотрели, как проходят праздники, интересовались основами вероучения и решили покреститься. Для нас важно, что теперь с окружающими нас объединяет одна вера, — говорит Хелен.
Она благодарит Господа за то, что Он так устроил их жизнь. И убеждена: с Робертом ее тоже соединил Бог. Супруги, переглядываясь, вспоминают, как познакомились.
— Мы были на одном празднике. Она проходила мимо и задела меня локтем. Наши взгляды встретились, — делится Роберт.
— Я обратила на него внимание. А потом через два месяца мы встретились снова. Стали общаться. Поженились. Я всегда говорю, что мы предназначены друг для друга. Вначале нам было трудно. Господь дает нам испытания, чтобы мы стали еще ближе, — считает Хелен.

Роберт рассказывает, что решиться на перемены было трудно. Уезжая, они оставляли дом, родственников и друзей. Но в тех обстоятельствах пара не видела иного выхода.
— Тяжело оставлять место, где ты вырос, чтобы пойти другой дорогой ради перспектив. В Гаване было плохо с зарплатой и едой. Жители там испытывают проблемы с медобслуживанием и лекарствами, особенно когда речь идет о детях. Медицинская помощь бесплатная, но медикаментов не хватает. За таблетки приходится платить большие деньги или обращаться к знакомым врачам, чтобы помогли достать. Были случаи, когда без должной помощи люди умирали от инфекций.
Мы часто жили без света. Зарплаты там не хватает, чтобы купить продукты, какие хочешь. Куриные яйца, молоко мы себе позволить не могли — очень дорого. Ситуация не улучшается, а цены растут…
У нас на Кубе остались близкие, которым мы сейчас помогаем.
— Нужно было выбирать: покупать продукты или одежду, — подтверждает Хелен. — Люди крутятся, имеют по две работы, но совмещать не всегда получается, особенно когда есть семья.
Многие трудятся на государственных предприятиях, а во вторую смену работают на частника, где зарплата повыше. Например, в барах, кафе. Я была воспитателем. Нам выдавали деньги каждый день, и это давало возможность держаться на плаву. У меня среднее специальное образование, я педагог-воспитатель.
— Но человек с высшим образованием иногда зарабатывает практически так же, как и со средним. Я учился меньше, но получал больше, чем Хелен, — замечает Роберт. — Я работаю с тринадцати лет. Сначала был водителем велотакси, пять лет возил в повозке пассажиров. Затем устроился оптовым продавцом на предприятие. Прошел обучение. Потом работал в строительной фирме, но недолго — начались проблемы со спиной, и я перешел на склад кладовщиком.

Но эти усилия не помогли преодолеть бедность. Новую жизнь Роберт и Хелен решили начать в Беларуси, где хотели бы остаться навсегда. Недавно перевезли сюда своих мам, Маилин и Юслеивис. Маилин работала в мединституте Сальвадора Альенде, организовывала питание сотрудников. А Юслеивис готовила еду для бригад скорой помощи.
Кубинцы откладывают деньги, чтобы купить небольшой дом в деревне. Они надеются: однажды к ним приедут и другие родственники. Верят, что в нашей стране будут воспитывать свою дочь, по которой сейчас очень скучают.

— Нам здесь хорошо. Нет постоянных переживаний, что завтра нечего будет есть, что пропадет электричество. На Кубе высокая преступность, а тут спокойно. Мы отъедаемся. Здесь всё очень вкусно, особенно белорусские пироги, — говорит Роберт. — У нас пока нет возможности попробовать креветок или омаров, но зато мы ежемесячно делаем денежные переводы нашим родным, а недавно отправили посылку с лекарствами, вентиляторами и лампами с заряжающимся аккумулятором. Приобрели бытовую технику, которой сможем пользоваться, когда, надеемся, у нас появится собственное жилье.
— Здесь такой хороший воздух! У меня прошла астма, больше не беспокоит аллергия. В Гаване на улицах можно увидеть много непристойного, а здесь порядочные люди, — восхищается Хелен. — К нам очень хорошо относятся. Мы благодарны монастырю, который нас приютил. Сестры научили немного русскому языку.

В прошлом году гости с Острова Свободы приняли участие в «Голубом огоньке» в «Ковчеге»: исполнили несколько песен на испанском языке, а также «Подмосковные вечера» — на русском. Улыбающиеся, поющие и танцующие, они открыты новому. Не побоявшись рискнуть, они обрели в Беларуси не только материальное благополучие, но и душевный покой.

Подготовила Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова
04.12.2025



