«Если человек живет с Богом, он всегда молодой»
На сестрическом собрании духовник монастыря протоиерей Андрей Лемешонок и монашествующие сестры рассуждали о различиях поколений и взаимоотношениях сестер разного возраста.
Вопрос из зала: Современное поколение молодых людей и детей отличается упрямством, своеволием, непослушанием и дерзостью. Это отмечают и родители, и педагоги. Как в монастыре происходит общение молодого и старшего поколений? Какие возникают трудности и недопонимания и как сестры их решают?

Монахиня Анастасия (Лашук): Я часто вспоминаю, как родители рассказывали о времени, когда они были маленькими, в каких условиях росли, сколько всего перетерпели. И, конечно, они и сейчас все трудности переносят по-другому — меньше думают о себе.
Или взять времена Великой Отечественной войны — сколько всего люди перенесли! А блокада Ленинграда?.. Страшно даже представить. И тем не менее люди как-то учились, устраивали театры, пытались полноценно жить, хотя нечего было есть. И тут же смотришь на себя. Если возникла небольшая трудность или что-то не понравилось, это сразу приводит в нехорошее состояние: «Ничего не хочу, не буду». Вот в этом и есть, наверное, главная разница поколений. Есть над чем работать, просить Бога.
Инокиня Екатерина (Алексеева): Начну, пожалуй, со своего детства и рассказа, как я относилась к пожилым людям. У нас во дворе не было детских площадок, и мы бегали среди домов, гаражей. Конечно, наши крики были слышны на весь двор. На верхнем этаже одного из домов жила бабушка, которая всегда ругалась на детей, чтобы они не бегали, не кричали, сидели дома и не мешали. А на моей лестничной площадке жила другая бабушка, которая приглашала меня в гости на чай. Ей было около 90 лет, но в свои годы она состояла в ансамбле русской народной песни. За всё время нашего общения она ни разу не сказала о ком-то плохо. Мы разговаривали, а я думала: «Когда я сама стану старенькой, то хочу быть похожей на эту бабушку, которая ни о ком не думает плохо».
Сейчас я много общаюсь с молодыми людьми, подростками. И когда у меня начинают возникать мысли, что молодежь нынче не такая, когда появляется ропот: «Куда катится этот мир?», я пытаюсь себя останавливать, чтобы во мне не рождалось непринятие другого поколения. Конечно, каждое поколение отличается и в каждом есть хорошие и не очень хорошие люди. Но как мы можем судить всех по одному человеку?
Отец Андрей Лемешонок: То есть и в старшем, и в младшем поколении есть разные люди. Есть доброжелательные, терпеливые и смиренные, а есть, наоборот, строптивые и раздражительные.

Инокиня Екатерина: Я стараюсь в молодом поколении замечать положительные качества. А когда люди чувствуют, что ты видишь в них хорошее, они раскрываются в лучшем свете.
Что же касается нашего монастыря, здесь живут сестры разного возраста и опыта. И это очень интересно! Мне всегда необычайно интересно послушать воспоминания сестер более старшего поколения, узнать о том времени и их жизни из первых уст. К тому же у них можно почерпнуть мудрость. Она даже не в словах, а как будто исходит от человека. И если не суетиться, никуда не бежать и быть рядом — можно этой мудростью напитаться, получить важный опыт.
У меня по отношению к сестрам, скорее, возникают вопросы, связанные с чином. В монастыре находятся и монахини, и инокини, и послушницы, и трудницы. И я, когда мы должны стать по чину или отдать должное старшему чину, для себя решила, что буду уважать эти правила. Есть такое благословение Церкви, и мне хочется, чтобы всё было в соответствии с этим благословением: чтобы мы стояли и шли по чину, чтобы всё было правильно и красиво. Для меня это важно и свято.
Отец Андрей: Это прежде всего уважение. Мне одна трудница рассказала, что в келье монахиня не встает на полунощницу, не встает на службу. Ну какое будет уважение к такому человеку? Извините, пожалуйста, но если ты военный — ты должен воевать. А если носишь мундир, хоть генеральский, и при этом сидишь в штабе и чаек с коньяком попиваешь — какой же ты воин?
Инокиня Екатерина: Я думаю, во мне тоже не хватает уважения, потому что каждый человек хочет сказать свою мысль, как-то показать себя, мы не умеем слышать и слушать внимательно. Нужно стараться внимательнее относиться к другому. И если вдруг тебе сделали какое-то замечание, нужно все-таки принять его с благодарностью, как заботу о тебе старшего по чину.
Но, как я вижу и чувствую, в нашем монастыре все-таки сестры друг к другу хорошо относятся, с любовью. И даже когда возникают моменты непонимания, сестры стараются друг у друга просить прощения. Поэтому со всеми сестрами приятно общаться независимо от возраста.
Отец Андрей: Важно хранить свой внутренний мир.

Монахиня Антонина (Семенова): Мне очень близки слова мать Екатерины. У меня примерно такое же понимание. Разница поколений, скорее, проявляется в каких-то внешних моментах: мы привыкли к одному, а другое поколение — к чему-то иному. И лучше бы эту разницу нивелировать именно в работе над собой.
Я недавно читала книжку про общение с подростками, где нашла цитату святого Иоанна Златоустого. Святитель пишет, в каком безобразии находятся дети и семья. Получается, разницы особой нет: времена святителя Иоанна Златоустого или сегодняшние. Потому что природа человека одна и та же.
Когда у меня возникает внутреннее неприятие или раздражение по отношению к детям, я стараюсь сразу себя переключить, напомнить, что это неправильно и что это я так вижу сложившуюся ситуацию.
Из-за перенасыщенности современного мира информацией, из-за интенсивного ритма жизни нам часто кажется, что дети нас не слышат, не понимают, не воспринимают. Но на самом деле они слышат и, более того, всё воспринимают, просто у них немножко по-другому работает мозг. Такая вот особенность. Но опять-таки: если вы заинтересованы увидеть что-то хорошее, то увидите, а если предпочитаете выискивать только безобразие, то так всё и будет.
Отец Андрей: Важно в общении с детьми иметь добрый помысел. Можно злиться, а можно попытаться понять, как ребенок себя чувствует, что он своим поведением хочет сказать. Дети очень чувствительны, и если они видят, что на них не просто злятся, а пытаются их понять, то, вероятнее всего, они быстрее успокоятся.
Монахиня Антонина: Просто взрослые часто себя жалеют. Мое глубокое убеждение, что многие проблемы идут именно из-за этого. Вместо внимания родителей — мультики, гаджеты. Но если дети чувствуют к себе доброе отношение, они никогда этого не отторгнут.
Отец Андрей: Мне кажется, что возраст — лишь внешняя оболочка. Всё зависит от души. Однажды, когда я был на острове Залит, отец Николай Гурьянов подхватил тяжеленный рюкзак, пошел быстро со своей больной ногой. В тот момент у меня вырвалось: «Отец Николай, какой вы молодой!» Хотя он был в несколько раз меня старше. Но я почувствовал себя стариком в сравнении с ним.
Мне кажется, здесь важен момент внутренней жизни. Если человек живет с Богом, он всегда молодой. И даже не поймешь, сколько ему лет, потому что душа молодая, пытливая. Как преподобный Амвросий Оптинский: будучи уже больным пожилым человеком, говорил метко, с таким юмором! Его слова совсем не похожи на кряхтение старика.
В заданном вопросе уже повешен ярлык на молодых людей, что они своевольные, дерзостные, непослушные. А я смотрю сейчас на наших воинов-героев: молодые ребята отдают свою жизнь. И это святые! Они не борются, как у нас на подворье: выпил — не выпил, укололся — не укололся… Эти ребята отдают свою жизнь за других, за будущее. Они герои. И таких много.
Если человек живет ради себя, не отдает свои силы Богу и служению ближним, в каком бы возрасте он ни был, это эгоизм и самоуспокоение. А когда человек действительно всё отдает Богу, сколько бы ему ни было лет, он всегда будет молод, а его жизнь — удивительна и неповторима. И всегда в этом есть что-то настоящее.
Очень важно, чтобы было что-то настоящее. Сейчас много фальшивок, подделок, повторений, которые уже надоели. Много лозунгов и слов, которые на самом деле ничего не значат. А есть реальная жизнь. И мы в этой жизни должны найти себе место. И не нужно его искать в своих фантазиях! Мы смотрим на свое послушание, на окружение, на свою работу, жилье, семью. Всё это и формирует нас как личность. И сегодня от нас зависит, какая будет у нас дальше жизнь, как будут жить наши дети, внуки и правнуки. Если в семье есть порядок и любовь, конечно, всё это передастся и дальше. А если любви нет, а есть безобразие греха, чем будут питаться детские души?
Сегодня многие говорят, что молодежи мало в храме. И это наша вина! Где наши дети? Где наши внуки? Почему они не в храме? Значит, мы не научили, они в нас не увидели любви и примера. Но есть возможность исправиться. Однако не хочется этого делать, и мы говорим: «Это влияние улицы, телевизора, смартфонов…» Мы как будто бы ни при чем, мы же хорошие, благородные люди… Но как сеешь, так и пожнешь. Сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125: 5). Поэтому в первую очередь важна наша собственная внутренняя жизнь: Причастие, храм, богослужение. Да, хвалиться нам нечем, но не будем унывать и опускать руки. Нужно не поддаваться греху и не отчаиваться, бороться и дальше строить наши отношения с Богом. И через это будут меняться и наши отношения друг с другом, с ближними, со всеми поколениями.
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Смотреть видеозапись собрания>>
02.12.2025