Давайте попадем все в рай!
И снова мы победили. И снова, несмотря на все наши грехи и немощи, Бог вошел в нас. Враг делает всё, чтобы мы не соединялись с Богом. Но враг бессилен — всесилен Господь. И даже если у тебя такое состояние, что ты не хочешь идти в храм, — ты туда ползи. Не можешь ползти — попроси, чтобы тебя кто-то взял за шкирку и притащил в храм, и тебе уже станет лучше.
Не надо сентиментальности, не надо каких-то человеческих чувств, настроений, состояний. У нас вопрос стоит: жить или не жить, быть или не быть. Этот мир всячески старается, чтобы мы не были в вечности. Он нам подкидывает всё что угодно: «Посмотри туда, посмотри сюда… Успеешь еще в этот храм прийти, успеешь еще на эту службу… Заботься о своем здоровье, думай о своей нервной системе, занимайся оздоровлением своего умирающего организма». Сумасшествие! Земля еси, и в землю отидеши (Быт. 3: 19). Что ты оздоровишь, что ты исцелишь?..
В принципе, мы обречены на смерть. В этом и наша, и не наша вина. Мы можем сказать, что жили бы вечно, если бы Адам с Евой не согрешили. Но вечно жить такой жизнью, какой мы живем сегодня, — это самый страшный приговор. И все-таки мы надеемся, что отмучаемся, а потом, может быть, всё будет по-другому… Может быть, мы попадем в такое место, где люди будут любить друг друга, улыбаться друг другу, где не будут лезть вперед и говорить: «Я первая, а ты вторая! Я главная, а ты никто. Я тут всё для тебя делаю, а ты ничего не делаешь!» Может быть, там каждый будет стараться жить в Боге — в той полноте любви, в которой нет ничего «моего», а всё Божие, в той красоте, где каждый будет озаряться светом любви Христовой: в одном ее будет больше, в другом — меньше, но все будут согреты этой любовью.
А сегодня мы бываем очень холодными и голодными, и нам кажется, что нас в чем-то обошли, что нам чего-то недодали, что о нас забыли. Никто не забыт, ничто не забыто. Друзья мои, есть правило, которое сформулировали святые отцы: дай кровь — прими дух. Если ты не даешь крови, какой у тебя будет дух? Душок. Душонка будет твоя душа — душонка, а не дух животворящий. И поэтому, конечно, как это ни прискорбно по земным меркам, человеку приходится идти на смерть, чтобы помочь кому-то. Муж 20 лет «бухает», всё пропил, а жена его любит… Я ей говорю: «Надо идти дальше. Недостаточно одной лишь твоей молитвы. Становись на колени и всю ночь рыдай, кричи. И Бог помилует и тебя, и твоего мужа».
В какой-то момент человек говорит: «Вот это мне, а это — Богу». Да, можно приспособиться, найти пропорции, сказать: «Вот это я отдал Богу, а сейчас уже хватит». Пока это наша норма жизни. Я живу точно так же, еще хуже, чем вы. Но я понимаю, что в какой-то момент надо будет распять себя со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5: 24), то есть полностью отказаться от своей жизни. Этот момент еще не пришел. Дай Бог, чтобы пришел. Не бойтесь, с Богом хорошо!
Мне когда-то отец Николай Гурьянов сказал… Сидели мы, пили чаек. Он всегда наливал чаек гостям. У него были чашки определенные, на одной был изображен Спаситель в терновом венце, и плакатик висел, икона: рай и ад. И он мне сказал: «Смотри, как в раю хорошо». Там были показаны праведники. Я посмотрел и увидел, что он действительно знает, как там, в раю… И я почувствовал такую радость! А где грешники мучаются, там очень плохо.
Слушайте, давайте попадем все в рай! Давайте не будем валять дурака. Что нам вообще стоит попасть в рай? Что нам стоит отдать свою жизнь в руки Божии? Мы думаем, что станем генералами, министрами, президентами, бизнесменами. Зачем? Если надо, станешь. А не надо — значит, не надо. Нам необходимо стать людьми. Кто есть ближний мой? (Лк. 10: 29). Сегодня* мы слышали в Евангелии: священник бежит на службу, опаздывает, и ему нет никакого дела, что рядом лежит избитый человек: «Ну его! Еще замараешься, а мне на службе надо быть чистым». Проходит мимо левит (дьякон) и тоже думает: «Ай, да ну его!» А самарянин — казалось бы, тот, с которым иудеи правоверные не общались, — помог несчастному. Вот и думайте, кто наш ближний.
Самое трудное — жить в семье. Семейная жизнь — это крест, когда ты видишь все недостатки своего ближнего и всё равно должен его любить. Это Пасха, но это и Воскресение из мертвых. Как ты можешь любить этого «болвана» или эту «хорошую тетю», которая тебе всю душу уже проела? Как можно ее любить? Вот и подумайте, как. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4: 13). Если люди научатся любить друг друга в семье, то у нас не скоро будет конец света, поверьте. А если нет, то всё… И дьявол делает в этом мире всё возможное, чтобы разрушить семью, разрушить целомудрие семьи, придумывает что угодно, какие-то «гражданские браки», какие-то «отношения», блуд, который становится нормой жизни.
Мне одна сестра говорит (я не выдаю ничьих секретов, потому не уточняю, кто это был): «Батюшка, я встретила человека немножко моложе меня, но он такой хороший и так меня любит! Наверное, с ним надо…» Я говорю: «Слушай, ты спроси его: он на тебе женится или нет? Сначала заявление в ЗАГС, а потом уже отношения». И она приуныла: «Он говорит, что не хотел бы венчаться и создавать семью: "Я люблю, и всё"». Это свобода любви, которая называется блудом. А любовь — это взять на себя ответственность. «Да, я тебя люблю. Сегодня ты красивая, а завтра можешь стать уродом. Сегодня ты такая шелковая, покладистая, а завтра будешь колючей. А я тебя всё равно буду любить, потому что мне тебя дал Бог». Это действительно семья, а всё остальное — баловство. Простите, что я так говорю, может, кого-то обижаю. Мы все любим друг друга, мы все хотим быть хорошими, прекрасными людьми, и мы такими являемся. Вообще, на нас смотреть — просто одно удовольствие… Любоваться и говорить: «Слава Богу за всё».
* Проповедь после Божественной литургии 23.11.2025 г.
01.12.2025