X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Любовь всё созиждет»

сестра милосердия

Для сестры милосердия Марины Яскевич студенты — это «детки», в сердцах которых много боли, из-за чего им особенно нужна любовь. Она считает, что именно поэтому Господь дал университетам и колледжам Минска часовни, где Марина несет послушание уже 25 лет. «Должно быть место, куда человек может прийти, что бы в его жизни ни произошло», — говорит она.

Поняв, что такое пустота в душе, глубокий кризис и отчаяние, сестра Марина помогает студентам узнать о полноте жизни с Богом. А первым шагом для этого может стать ее добрый взгляд, улыбка, сказанные от сердца слова: «Помилуй тебя Господи…»

«Должно быть место, где тебя обнимают»

Ночь. Общежитие Белорусской государственной академии музыки. Небольшая комната, переделенная под часовню. На стенах висят иконы, на столике лежат духовные книги. На коврике у аналоя, подложив руки под голову, спит студентка. Так, под присмотром святой великомученицы Екатерины, во имя которой освящена часовня, она проспала всю ночь. Девушка пришла сюда вечером в слезах — проблемы с учебой, грозит отчисление, казалось, выхода нет — стала перед иконами на колени и не смогла уйти. «Я проснулась утром и почувствовала, что уже всё в порядке. Вдруг поняла, как мне жить и что делать», — позже студентка расскажет это сестре милосердия Марине Яскевич, «духовной маме» всех студентов.

***

Первый курс университета. Тебе 17 лет, и ты впервые покидаешь родной дом. В общежитии живешь в одной комнате с чужими тебе людьми. Общая кухня, общая ванная. Эта пора для одних — предвкушение светлого будущего, для других — свобода от родительского присмотра, время студенческих вечеринок, возможно, первого алкоголя и первых сигарет. Но даже если первокурсник не разрушает себя дурными привычками, адаптироваться к учебе, нагрузкам, бесконечным зачетам и экзаменам непросто. Часто студенты выглядят дерзкими и самоуверенными, но при этом внутри у каждого может быть много боли.

Чтобы утешить эту боль, наш монастырь создал часовни при учебных заведениях. Чаще всего это небольшая комната в общежитии или учебном корпусе, где всегда открыты двери. На фоне потока студентов и их активной жизни эти часовни — маленькие островки покоя и тишины. Там, среди икон и свечей пахнет ладаном, в них тепло и уютно, как дома. Там ты любим.

— Должно быть место, куда студент может прийти, что бы в его жизни ни произошло, где ты делаешь шаг — и тебя обнимают, — говорит сестра Марина.

 

сестра марина

Для нее студенты — «детки», которые не очень-то хотят идти в церковь, не надевают на молебны платки и не знают молитв. Часто их отправляют на службу воспитатели, и они приходят сонные, в общажных футболках. Но сестра видит в них в первую очередь людей, которых нужно обнять. И верит, что, если бросить семечко в их души, оно обязательно прорастет.

 

студенты во время пандемии

«В душе было состояние полной катастрофы»

Марина и сама знает, что такое боль и пустота в душе. Ее путь к служению начался со скорбей: операция, муж ушел к другой женщине, она осталась одна с двумя маленькими детьми. 1995 год — время, когда было трудно выживать всем. Она работала преподавателем в БГАТУ на кафедре философии, получала мало. Марина признается, что, если бы не отец, с которым она тогда жила, семья просто голодала бы.

— В душе было состояние полной катастрофы. Я не знала, что мне делать. Бога в моей жизни тогда не было. Впереди только мрак, опереться не на что. У меня была страшная депрессия. Бывало, что мне не хотелось жить.

Работая на кафедре философии, Марина искала смысл жизни в трудах философов, но ощущение тяжести и непокоя в душе не проходило. А однажды доцент кафедры дала ей книгу схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский».

 

икона старца силуана

— Случилась вспышка, — делится Марина. — С первых же прочитанных страниц я почувствовала неизреченную радость. Я наконец нашла пристанище — Бога. Помню, шла с работы домой и не узнавала улицу. Мне всё казалось преображенным — деревья, люди.

Согретая радостью и любовью, Марина захотела делиться тем, что приобрела. В соборе Петра и Павла увидела сестер милосердия в облачении. Красота их служения тронула ее. Но только через два года решилась подойти к отцу Андрею Лемешонку и попросить благословение в сестричество, чтобы ухаживать за больными. Марина хорошо помнит, как отец Андрей сильно пожал ей руку и сказал: «Потрудимся».

— И вот уже 25 лет Бог дает мне такую милость — труды. За это время мы открыли больше 20 часовен при учебных заведениях, в монастырь приезжают группы студентов на экскурсии. Я счастлива, что всё так происходит. Послушание держит меня — не дает упасть в пропасть.

 

сестра и сирень

«Плохо — бегите в монастырь»

Хорошо помня себя на краю этой пропасти, Марина делает всё, чтобы не дать упасть туда студентам. И несмотря на то, что, по ее словам, те еще «дети», проблемы у них взрослые. Кто-то страдает от неразделенной любви, кто-то — из-за конфликтов с сокурсниками и преподавателями, у кого-то болеют родители. Однажды в часовню привели парня, который порезал себе вены. Отец Сергий Фалей тогда долго с ним беседовал. После этого парень попросился на лечение в монастырь.

— Господь этих детей опекает, — говорит сестра Марина. — Ребенок жил с родителями и вдруг приехал в общежитие, где живут совершенно разные люди. Студенты живут мечтами о светлом будущем, но приходит разочарование, они встречаются с жестокостью среди однокурсников, преподавателей. Бывают очень потерянными, скучают по дому, родителям. Слава Богу, что они могут прийти в часовню, помолиться, найти утешение.

 

священник кадит

Сестра Марина рассказывает, что одно из общежитий университета называли «гнилым» местом несколько раз студенты прыгали с балкона 12 этажа вниз. Причины разные: несчастная любовь, проблемы со сверстниками или в учебе. Вот уже год священник нашего монастыря Сергей Фалей ездит туда и прямо на балконе совершает молебен. Он молится, стоя на коленях, и просит Бога защитить ребят. Сейчас в этом месте висят иконы святителя Николая Чудотворца и Божией Матери «Семистрельная». И вот уже год там не было суицидов…

— Одна девочка жила с мужчиной, — продолжает сестра Марина. — Он был старше, снял для них квартиру. Но оказался неуравновешенным, как-то укололся и прыгнул с восьмого этажа на ее глазах. Когда я пришла, на нее больно было смотреть. Она рассказала, что каждую ночь у нее видение — он приходит и говорит: «Иди ко мне, прыгай». Я поняла, что девочка на грани, и тут же повезла ее в монастырь. Мы просто бежали. И, слава Богу, она исповедовалась, причастилась первый раз. И эти видения прекратились. Вот так вовремя Господь ее спас.

 

престол

Как-то захожу в часовню и вижу, что мальчик рыдает у иконы. Мне было неловко спрашивать, что случилось. Я села в притворе. Он молился около получаса. Когда выходил, я поняла по его лицу, что он получил облегчение. И он мне даже улыбнулся.

Я всегда говорю им: «Плохо — бегите в монастырь. Приложитесь к мощам в храме. Сразу станет легче».

«Двери часовни не закрываются»

Строительный колледж. На первом этаже комната, где всё перестроено под часовню в честь Новомучеников белорусских. На богослужении около 20 первокурсников. Иконостаса нет, всё близко — престол, жертвенник. От этого есть ощущение предельной близости Бога. Послушница Юлия, которая пела литургию, читает последование к Причастию. В какой-то момент предлагает прочесть его студентам. Они отказываются, мол, не умеем, но всё же после уговоров один из них берет текст. Когда Юлия продолжает читать, другой парень вдруг говорит: «А можно мне?» Читает первый раз, запинаясь, конечно, с ошибками, но очень старается. Позади студентов висит икона Христа, где Он склонился к ним, будто пытаясь вслушаться в эти слова.

Отец Сергий во время проповеди говорит:

— Мне очень радостно, что в этом храме впервые за семь лет читали молитвы студенты. Вот это первое чтение, где пока много ошибок, привлекает внимание даже больше, чем когда всё идеально. Вы пока духовные младенцы, которые учатся говорить со своим Небесным Родителем. И эти первые робкие, но искренние слова дороги Богу, как дороги первые слова ребенка своему отцу. Помните, что вы всегда можете сюда прийти, двери не закрываются.

— Надо идти к ним, а не ждать, пока они сами придут к Богу, — считает сестра Марина.Молебны — это неизреченно. В это время что-то касается души, происходит таинство. Молодые люди не реагируют, когда им рассказываешь про свой опыт, им важно самим его приобрести. Отец Андрей в начале этого служения сказал: «Главное — повесить иконы и чтобы шла молитва».

Первые часовни открылись в 2000 году. Не всё было гладко. Когда открывали православную точку в БГАТУ, преподаватели возмущались. Несколько раз на грани закрытия была часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, но всегда будто Сама Богородица вставала на защиту.

Перед Божественной литургией мы в каждом общежитии заходили во все комнаты и приглашали на службу каждого студента, но приходили единицы. Иногда я видела, что им это неинтересно: кто-то смотрит в телефон, кто-то зевает, кто-то уходит. Я часто задавала вопрос отцу Андрею, нужно ли продолжать. И он говорил: «А вы сейте, на камне прорастет».

И сейчас после службы студенты подходят и интересуются, когда будет следующая. Я как-то спросила: «Вам понравилось?» — «Классно было!».

 

стеденческий молебен

Когда мы открыли часовню в Белорусской государственной академии музыки, один студент сразу начал ходить и вскоре стал «хранителем» часовни. Он жил этим. Мы привезли книги, повесили иконы. А он украсил часовню ангелами, колокольчиками, посадил цветы — создал настоящую оранжерею.

Сегодня в медуниверситете во всех общежитиях есть часовни. Нам постоянно звонят из других университетов и просят открыть и у них. Сейчас к отцу Сергию на молебны приходят по 50–70 человек. Если раньше батюшка служил раз в месяц, то теперь — почти каждый день по три молебна. Отец Андрей Малаховский служит ночную литургию, потому что студенты не могут в другое время. Вместо ночных клубов у них — ночная литургия. Бывает, что студенты ночуют в часовнях, даже делают там домашние задания.

 

священник свято-елисаветинского монастыря

Человек триединен: дух, душа, тело. Если нет связи духа с Богом, то и покоя нет. Я верю, что эта первая встреча с божественным живет в их сердцах. Заряд любви сопровождает их в жизни. Они сейчас в поиске. Дай, Боже, чтобы они пришли в Отчий дом.

«Деточка, всё будет хорошо»

После молебна сестра Марина подходит к каждому студенту, крестит, будто припечатывает любовью, и говорит: «Андрюшенька, помилуй тебя Господи», «Сашенька, помилуй тебя Господи»… Все студенты сразу притихают и сами называют свои имена. Сестра Марина говорит, что они очень любят этот момент и воспринимают его как материнское благословение.

— Помню, я как-то поехала в паломничество в один монастырь и пошла на исповедь. Там исповедовал такой старец с бородой, и я думала, что он меня отругает, а он меня обнял и сказал: «Ничего деточка, всё будет хорошо». И всё у меня действительно стало хорошо, появились силы жить. Со студентами я поступаю так же.

Вот увижу студента, худенького такого, и так хочется ему отдать свое сердце! Иногда я обнимаю их и чувствую, как душа оттаивает. Или приходит студент голодный, считает копейки, я даю ему пирожок и плачу из своего кошелька, но за этот пирожок он готов меня расцеловать. Сейчас не хватает любви и среди преподавателей, и среди студентов. Поэтому важно обнять их, согреть, сказать: «Всё будет хорошо, детка».

 

сестра милосердия марина

Как-то приезжаю в монастырь, и ко мне подходит мужчина, бывший мой студент, и кланяется мне. Рассказывает, что работает в каком-то хозяйстве, его поставили директором, оно было очень запущено — алкоголь, беспорядок, сквернословие. А потом сказал: «Мне так пригодились встречи с батюшкой, наши молебны в университете! Батюшка всегда говорил: "Любовь, только любовь". Я это всё воплотил в жизнь. Строгость тоже нужна, но все чувствуют, что я их люблю. И наше хозяйство стало одним из лучших в Беларуси».

То есть он понял, что любовь всё созиждет. Это стержень, на котором всё держится. Я повторила бы это сейчас всем: «Главное — любовь».

«Служить Богу — это неизреченно»

— Если бы у меня всё было хорошо, не знаю — пошла бы я служить во 2-ю больницу, в онкологический центр в Боровлянах?.. Бог, наверное, взрыхляет почву души страданием, чтобы ты был готов помогать людям, сопереживать им.

Сейчас мне каждый день Бог дает задание — я как солдат на посту: целый день загружен, с утра до вечера. Но я рада. Для человека главное — быть нужным. Служить Богу — это неизреченно.

Для меня это служение — радость каждый день. Благодарю Бога за то, что пропадала, а Он дал мне жизнь. Уповаю на Бога, что Он меня не оставит, что я смогу закончить свою жизнь достойно, не обидев Его. Хочется побольше сделать для молодежи, студентов, чтобы они совершили в жизни меньше ошибок и научились любви.

 

елеопамазание

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

19.11.2025

Просмотров: 432
Рейтинг: 5
Голосов: 18
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать