Такая интересная православная жизнь
Православная вера — как ценный дар, который люди передают друг другу от сердца к сердцу. 16 лет назад Вероника Вакар попала в больницу и встретила там верующую женщину. С тех пор ее жизнь изменилась. Теперь она и сама при случае старается показать людям красоту Православия.
Наша героиня родом из казахского города Астана. В начале 2000-х она вместе с родителями приехала на родину отца — в Беларусь. Окончила Оршанский железнодорожный колледж и Белорусский государственный университет транспорта. С тех пор работает дежурным по станции Лиозно — поселка в Витебской области, в котором и живет. Руководит движением поездов и маневрами. Ее родители — тоже железнодорожники. Профессиональная династия. Вероника много паломничает, участвует в жизни прихода. И даже умудряется приезжать в Минск и вместе с нашими уходовыми сестрами оказывать помощь пациентам РНПЦ психического здоровья. На это послушание она пришла после окончания курсов.
«Совсем иная жизнь»
— Вероника, как Вы попали на курсы по сестринскому делу? Мечтали стать медсестрой?
— В группе нашего Крестовоздвиженского храма прочла объявление, решила попробовать. В первый поток не успела, попала во второй. Прошла обучение примерно год назад. Перед началом курсов нам раздали учебные материалы, с которыми надо было ознакомиться к началу занятий.
— Что оказалось для Вас новым? Нужны ли такие знания обычному человеку?
— Я ничего не знала о правилах сестринского ухода, поэтому всё для меня было в новинку, да и жизнь, слава Богу, не сталкивала с тяжелобольными людьми. Знания, безусловно, ценные. Среди учащихся было много женщин, которые ухаживали за лежачими больными. Они вздыхали: «Ах, я это делала неправильно, спасибо, буду знать, что надо делать так».

— Как Вы теперь применяете на практике то, чему научились?
— После курсов нам предложили ходить в РНПЦ психического здоровья. Я приезжаю раз в месяц или два, как получается, и иду в 12-е или 13-е отделение, где вместе с другими сестрами участвую в уходовой практике. В этих отделениях лежат пациенты, в основном пожилые, с психоневрологическими заболеваниями.
— Каким было Ваше первое впечатление от посещения отделения?
— Оторопь, словно ты увидел окошечко или дом, где совсем иная жизнь, и думаешь: «Кто от этого застрахован?» У каждого пациента, который там оказался, свой путь и свои причины, по которым он туда попал. Наша старшая сестра Елена знает всех по именам, знает, кто что любит и у кого какая судьба. Например, говорит: «К нам зашла сейчас Валя, она не любит мыть голову» или: «Смотрите на Валю». Это значит, что с ней надо быть особенно внимательными.
— В том, чтобы прийти второй раз, сомневались?
— Нет, я не сомневалась. Первое впечатление уже было, а потом приходят другие чувства, иногда просто некогда подумать. У нас же поток, и надо вымыть всех в отделении, а это человек 30–40, и побыстрее, то есть за 3–4 часа. Бывает, что пациент не хочет мыть голову, и начинаешь ему говорить: «Ой, не будем, не будем мыть», — а потом получается, что ты уже моешь ему голову. Это как с маленькими детьми.

— Кто-то потом бывает радостный, благодарный?
— Конечно, многие говорят: «Ты ж как мама в детстве меня моешь. Ой, спасибо, как хорошо!» Но так не со всеми. Например, одна бабуля всегда возмущается, мол, мы не шахтеры, чтобы нас так часто мыть.
— Что Вы чувствуете, когда послушание окончено? Удовлетворение, усталость?
— И то, и другое. Выходим из отделения, и каждый делится, как всё прошло, как справились новенькие. Своеобразный разбор полетов. Потом мы идем к матушке Анфисе. Она нас кормит супчиком, поит чаем, и мы обычно говорим: «Ну всё, сегодня, слава Богу, все справились».
— Про наш монастырь Вы узнали благодаря курсам?
— В монастырь я впервые приехала как паломница.

«Наконец вместе с детьми дошла до храма»
— Как давно Вы при Церкви и как пришли к Богу?
— Я в Церкви с 2009 года, и привел меня Господь. Получилось, что я в больнице лежала в палате с верующей женщиной. Мы с ней вечером разговорились, и она стала рассказывать о Православии, о таинствах, о святых. Взяла мой номер телефона и выслала мне беседы монахини Нины (Крыгиной) и отца Амвросия из Иванова. Мы с мужем послушали, и лекции нам понравились.
Рабу Божию Тамару я считаю своей второй крестной мамой. После больницы она мне звонила два месяца и каждый раз спрашивала: «Вероника, ты ходила на Причастие с детьми?» В какой-то момент мне стало так стыдно, что я, наконец, вместе с детьми дошла до храма.
Буквально через две недели я с дочкой поехала в гости к своей тете в Минск. Утром слышу колокольный звон… Оказалось, что рядом приход в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Опять с дочкой побежали на службу. На проповеди батюшка сказал, что начался Рождественский пост. Прихожу и говорю тете, что буду поститься. «Да как же так? Я же уже сварила борщ с мясом», — возмущается тетя. «Тогда я его без мяса буду есть» (смеется).
Я приехала домой и начала поститься. Спросила у домочадцев, будут ли они есть постные блюда. Все согласились. Родители первое время наседали, что мы мучаем бедных детей, голодом морим. Потом я стала всех друзей учить жить по-православному, как и положено неофиту. А спустя какое-то время мы с прихожанами начали ездить по святым местам, организовалась группа. Объездили всю Псковщину, были в Почаеве, Одессе, Кронштадте, Оптиной пустыни.
— Вы ездили как организатор?
— И как водитель. У нас был свой микроавтобус.
— Это же тяжело — много часов за рулем.
— Так это же с Богом, с благословением…
«В моем поселке мне очень нравится»
— Вам хочется возвращаться в свой поселок?
— Я люблю свой дом. Дети разъехались. Старший живет в Витебске, младший служит в армии, дочка работает в детском саду. У нас в Витебском храме святой Татианы есть движение православных скаутов. Они ездят на фестивали и слеты молодежи: в Гродно снимают фильмы, в Смоленске принимают участие в Сретенском балу. Столько радости! Недавно побывали в Дивеево. Епархия выделила автобус, я ездила с ними как мама.

Кстати, через наш поселок уже 21-й раз идет крестный ход из Витебска в Смоленск. 5 августа он выходит из Витебска и приходит в Смоленск 9 августа, ко дню празднования в честь иконы Божий Матери «Одигитрия» (10 августа. — Ред.). Первая остановка — в Лиозно. Представляете, когда люди проходят 30 км в первый день, а еще жара? Обычно ночлеги в школах на матах, и хорошо, если всем хватит этих импровизированных матрасов. А так можно спать либо на своем коврике, либо на полу. Я всегда зову паломников к себе домой. Так мы познакомились с замечательными людьми, с девочками из скаутского движения. Очень интересная православная жизнь. Мы всегда встречаем гостей, у меня в доме ночует по 15 человек. Последние два года это Настины друзья-скауты. Они парятся в баньке, ужинают, ходят на концерты, общаются. Утром — подъем на литургию, потом надо всех покормить, развезти. Мы всегда с большой радостью принимаем людей.
Мои дети и сами в разные годы ходили этим крестным ходом от начала и до конца три раза.
Мне в моем поселке очень нравится. Здесь есть всё, что нужно для жизни. Я люблю ткать, вязать, занимаюсь валянием из шерсти, вышиваю иконы. Мои вышитые иконы были на выставках в Лиозно и Витебске.
Наш поселок маленький, но всё для всех есть. Хочешь плясать? Пляши. Бабушки у нас ездят на велосипедах, на мотоциклах, танцуют. Смотрю: опять костюмы надели и поехали в соседнюю деревню песнями «меряться». У других спрашиваю: «Вы куда сегодня?» — «У нас велопробег в Полоцке» или «Сегодня премьера спектакля, который мы ставили». Я еще не на пенсии, но надеюсь дожить до такого времени, когда смогу участвовать во всех мероприятиях. В поселках сейчас жизнь стала интересная для определенной возрастной категории, а молодежи, конечно, скучновато. Одного кафе на шесть тысяч человек мало, но зато есть бассейн. Если я заскучаю — пойду к соседям, пообщаемся, поделимся, кто где побывал, что видел.
— Куда Вам хотелось бы съездить?
— Я побывала много где: в этом году — на Ганиной Яме, в Иркутске в монастыре. Когда едешь, то знаешь: тут икона чудотворная, тут батюшка хороший, тут мы были на пассии. И сразу вспоминается, как красиво пели матушки.
Я не была у нас в Турове и в монастыре под Гродно. А недавно еду в автобусе, слышу, как женщина сокрушается, что ее на целый месяц послали на учебу в Витебск, нарушили все ее планы. На остановке подошла к ней и говорю: «Вы так не переживайте. Вы будете жить в общежитии, пока дойдете до университета, слева будет такой-то храм, справа такой-то, а дальше — Свято-Духов монастырь. Вам понравится Витебск!» Мы так разговорились, что еще час не могли расстаться. Потом обнялись, распрощались, обменялись телефонами. Позже она звонила и благодарила, рассказывала, где побывала, и приглашала по святым местам Гродненщины! Думаю — надо поехать!

Беседовала Елена Романенкова
Фотографии Вероники Вакар
26.11.2025







