Хор, в котором поют сердцем
— Олечка, мы тебя любим! — обнимает Елена.
— Мы вас ждали, — выходит навстречу Игорь.
— Оля, мы счастливы! У нас всё хорошо, — приветствует Александра.
Они радуются мне, как старой знакомой, хотя мы видимся впервые.
— «Веселые ребята?» — спрашиваю я, имея в виду название коллектива.
— Веселые, веселые, — улыбаются они, говоря о своем состоянии души.
Кажется, что мы разговариваем на разных языках, но если слушать сердцем, то всё можно понять.

— Радость у них внутри. Им надо сердцем до твоего сердца донести произведение, — говорит, встречая меня, руководитель коллектива монахиня София (Демьянова). — Будь внимательной, относись без предубеждения и увидишь, что они счастливы.
Матушка подхватила это послушание у почившей в 2013 году послушницы нашего монастыря Тамары Гвоздович. Тамара Ивановна собрала хор «Веселые ребята» в 1990 году из насельников Минского городского социального пансионата «Очаг» (тогда это был Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3). Когда сестра Тамара отошла ко Господу, ребята пришли проститься: несли к гробу сладости, игрушки — всё, что у них было. Мать София наблюдала и думала: «Только бы мне их сохранить». И теперь она для них как мамочка.

Сама матушка до монастыря пела в деревенском ансамбле в Брестской области. Но уверяет, что не этот опыт ей помогает:
— Ребята помогают, потому что они очень близко к Богу. Чудо Божие, что они здесь. Благодарность их чувствую. Это как семья. Им хочется служить людям. Иногда мы ездим ко мне в деревню. Увидят, что я устала, — посуду помоют, приберут. Внимательные, всегда стараются помочь.
У них простая жизнь. Они трудятся, ходят на службы, стремятся к духовному росту и понимают, что Господь укрепляет и дает силы. Не суетятся, мудрость накапливают и при встрече делятся. Ребята — пример праведности, приносят свет и радость.
Музыкальный коллектив объединяет людей с ментальными расстройствами. Большинство из них не умеют читать и не знают нот, но здесь — поют и играют, ведь язык музыки — универсальный.
Все ребята старше 20 лет. Они выступают в «Ковчеге», дают концерты в Беларуси и за рубежом — на их гастрольной карте города России, Франции, Германии, Польши, Литвы.
— Гастрольные поездки наполняют ребят незабываемыми впечатлениями и обогащают духовное, творческое, эстетическое мировоззрение, — считает аккомпаниатор, Заслуженный артист Республики Беларусь Владимир Ткач. — Память человека будет ясной, душа — спокойной, а сердце — наполнено добром через любовь к Богу, молитву и веру. С этим и приходят они на репетиции.

Сейчас коллектив разучивает новый, зимний, репертуар, готовится выступать на «Голубом огоньке». Пока главное место встречи — зал, где проходят репетиции. За чаем мы знакомимся, и некоторые ребята делятся своими историями.

Игорь сходу читает Есенина:
Не жалею, не зову, не плачу…
— Любимый поэт?
— Да. Приглянулся мне в серых неказистых переплетах трехтомник.
Увяданья золотом охвачен
Я не буду больше молодым…
— Ностальгия?
— С песней мне легче всё принимать. Матушка давно меня приглашала в хор, но была депрессия. Теперь я в хоре и ведущий, и один из солистов. Стихи мы подбираем с матушкой из интернета. Читаю почти без бумажки.
Игорь не случайно говорит стихами. Рифмой он объявляет все номера на концертах. Гитара — его отдушина с детства. Инструмент он взял в руки в седьмом классе, а до этого, еще в третьем, начал играть на аккордеоне. Занимался в школьном кружке, играл в оркестре народных инструментов. Позже от Академического хора студентов БГУ ездил выступать в Германию.
Как артист с опытом, с уважением отзывается об аккомпаниаторе-баянисте:
— Это человек с 40-летним стажем. Он с каждым работает индивидуально, подтягивает до своего уровня. Хоровой вокал ведь шлифуется годами.
Игоря как бывшего инженера, который одно время работал в Институте прикладных проблем БГУ, интересует тема источника бесконечной энергии. А вот энергию Божественную он чувствует каждый день:
— Крещен я с двух лет. Была проблема с почками, а после того, как мама с бабушкой сносили меня в храм, всё прошло. Сейчас мне помогает то, что мы — при монастыре. Бог внутри нас, в сердце. Без Него ведь ничего не бывает. Когда жизнь прижимает человека к земле, он обращается к тому, кто его спасет. И это может быть только Бог.

Если у вас есть вера в Бога, Бог вам может не помочь, но может и помочь. Если же вы в Бога не верите, атеист, вам нужно надеяться только на собственные силы в любой жизненной ситуации. Но мы, к сожалению, не всесильны. Ни нервные ресурсы, ни физические не беспредельны. Даже когда мне было очень плохо, я держался, не курил. Если у меня обострялась болезнь и мне кололи уколы, я обращался к Нему, чтобы меня не трясло, и ощущал защиту.
Еще один солист — Юра. Он больше молчит, наблюдает. Болезнь преследует его с юности. Отучился два курса в музыкальном училище по классу гитары, но не смог сдать экзамен.
— Нервничал, и ничего не получалось. Гитарное сообщество помогло — меня взяли в университет культуры, где я закончил программу музучилища, и мне выдали диплом.
Бороться с болезнью вне социального учреждения, самостоятельно ему трудно. Однажды батюшка благословил его искать приют при церкви.
— Здесь я пою то, что мне близко. Пишу песни. Надеюсь, матушка одобрит, и когда-нибудь мы их споем.

Елена пританцовывает. Улыбка, как солнечный зайчик, играет на ее лице.
— Пою с детства. Мама пела, папа играл на гитаре. Вот и я пристроилась, — спешит она рассказать о себе. — Тянет меня в хор. Мы все любим гастроли, цветы, подарки, овации. Любим, когда нас встречают, провожают. Все поездки помним. Любим выступать, репетировать. Это ответственность, стараемся не подвести. Нам нравится, что у нас серьезное дело, а не этот балаган «ух-ах». Люблю артистку Кадышеву. Она звонкая, заводная. Как услышу ее, начинаю танцевать. Стараюсь, как она. Многому у нее учусь, — заливисто смеется Лена, а потом переходит почти на шепот и говорит, что музыка ее поддерживает и в трудные часы болезни. А еще — молитва и храм: — Нападения всякие бывают на душу. «Богородицу» читаю, «Царю Небесный». Стараюсь с Богом быть. Я с малых лет верю и знаю, что Он со мной.

Представляете, на Пасху я нашла друга. Нет, он меня нашел. Мы учились в одной спецшколе, но в разных классах. А тут три года назад одна иду, думаю: «И кому я нужна?» Он подходит и говорит: «Давай, я буду с тобой». «Давай», — отвечаю. — «Если что, ты ко мне обращайся, а я к тебе буду обращаться». Я растерялась, но согласилась. Господь мне его послал. Одинокой себя сейчас не чувствую.
— Я выбрал самую красивую, — сияет Петр. — Дружу с Аленкой.
— Он играет на треугольнике, танцует, поет, — нахваливает друга Лена. — Угощает, в гости зовет, подарки дарит, заботится. В поездках сумки мои носит, посуду помогает помыть, убрать. Он мне как брат. Если что, бежим друг к другу на помощь.
— Может, больше, чем брат?
— Брат во Христе, — звенит колокольчиком смех Аленки. — Он и песни для меня поет.
— А вы? — спрашиваю у Петра.
— И я пою.
Глядя друг на друга, Аленка и Петя поют:
В тот день, когда ты мне приснилась,
Я всё придумала сама.
На землю тихо опустилась
Зима, зима, зима…
— Так у вас любовь!
— Да, — отвечают хором.
— Он сказал: «Не будем расставаться», — признается Лена. — Я согласилась: «Не будем». Три года вместе. Музыка нас связала. Судьба соединила.
— Верите в судьбу?
— И в Бога. В Бога больше. Бог надежнее, а судьба — как-то так. Бог ближе всего. Бог создает. Бог творит.
— Бог помогает нам, — поддерживает подругу Александра. — Мне тоже нравится петь в хоре. Выступаю, стихи читаю. Хожу в церковь, в воскресную школу. Мы счастливые, Олечка.

И этому веришь. Да, не все в коллективе выглядят веселыми: кто-то сосредоточен на песне, кто-то — на себе, у кого-то эмоции скованы препаратами. Но мне всё время вспоминаются слова матушки: «Радость у них внутри…» «Веселые ребята» действительно счастливы, и их счастье не сиюминутное. Оно глубокое и постоянное. Может, потому, что эти особенные артисты тонко чувствуют музыку и Бога.

Фотографии Максима Черноголова
26.11.2025