X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Выпекать просфоры — это духовное делание»

монахинеяЕвпраксия

Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в просфорной монастыря.

Что самое главное на этом послушании? Почему просфоры могут не получиться? И как тут помогает Бог? Рассказывает руководитель просфорной монахиня Евпраксия (Жовак).

«Тесто всё чувствует»

Когда заходишь в просфорную монастыря, хочется перейти на шепот и отключить мобильный телефон. Никаких табличек об этом, как в библиотеке, нет. Но ты вдруг чувствуешь, что здесь какой-то особый мир, и в него нельзя грубо вмешиваться. Может, потому, что монахиня Евпраксия встречает на входе с тихой улыбкой и в непривычном для меня белом одеянии. Или потому, что я чувствую жар печи особенно остро после осеннего уличного ветра. И вижу, как братья молча и слаженно выполняют послушание. Матушка как будто слышит мои мысли и говорит:

— Просфорная — это второе место в монастыре после алтаря по сакральности и благоговейности процесса. Сюда нельзя приходить, если раздражен или расстроен, тогда тесто это почувствует и просфоры не получатся. Вот знаете, бывает, что человек с кем-то поссорится утром и приходит трудиться, и просфоры получаются кривые.

 В просфорной желательно и мысли плохой не допускать — тесто всё чувствует. 

 

сестры

У нас есть правило: на послушании не пользоваться телефоном. Во время разговора человек отвлекается от процесса, мыслями оказывается уже в других проблемах. А тесту нужно внимание. И еще оно любит тишину. Празднословие у нас недопустимо. Братья между собой разговаривают только по делу. Каждый молится про себя. Или хотя бы просто молчит. Когда в просфорной не работают машины, мы слушаем Евангелие.

 

просфоры

«Профессии просфорник не существует»

Рабочий день в просфорной длится 6–7 часов. Замес теста начинается в 9 утра — это самый ответственный момент. Все ингредиенты добавляются строго по рецепту: мука, дрожжи, соль, вода. Казалось бы, что может пойти не так? Рецептура тщательно выверена опытным путем. Но братья, которые здесь трудятся, подтверждают: никогда не знаешь наверняка, получится ли просфора. На процесс действительно влияют и настроение братьев, и их духовное состояние, и даже погода.

— Профессии просфорник, вообще-то, не существует, — поясняет матушка. — Например, можно получить образование пекаря, но даже если человек работал пекарем, у него не всегда получится печь просфоры. Просфорное тесто особое, другой консистенции. Было такое, что человек работал в пекарне, пришел к нам — а у него ничего не получается. И я такой вывод сделала: пока человек не смирится, ничего не получится. Он должен прилагать 100 процентов своих усилий, но при этом просить: «Господи, я сам ничего не могу, Ты мне помоги». И когда кто-то приходит на наше послушание, мы обязательно это объясняем. Человек сам должен оценить, сможет он здесь трудиться или нет. Он должен осознавать, что пришел на послушание, что это монастырь, что он делает просфоры. Если человек не понимает, что выпекать просфоры — это духовное делание, он тут не задержится.

 В просфорной всегда нужно помнить, для Кого ты это делаешь и для чего. 

 

братья вырезают просфоры из теста

Сейчас в просфорной трудятся восемь человек. Они работают в две смены. Один из опытных братьев, Андрей, трудился в монастыре охранником, а в какой-то момент отец Андрей Лемешонок сказал ему: «С завтрашнего дня у тебя новое послушание: будешь печь просфоры». Примерно так произошло и с матушкой. Она пришла в наш монастырь из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Там несколько дней в неделю помогала в просфорной, но опыта руководства процессом не было.

— Когда отец Андрей спросил, пойду ли я в просфорную как руководитель, я не могла ему отказать, хоть и не представляла, как справлюсь, — делится матушка Евпраксия. — Но я пришла в монастырь добровольно и должна выполнять послушание, не раздумывая о том, нравится мне это или нет. Тем не менее, сейчас я чувствую себя на своем месте.

 

монахиня свято-елисаветинского монастыря

В то время в просфорной не было ни руководителя, ни постоянного состава работников, ни отдельного помещения. Количество просфор, которое надо было делать, увеличивалось. Тогда отец Андрей благословил выделить специальное помещение рядом с кухней. Нужно было приобретать оборудование, подбирать технологию. Матушка и брат Андрей поехали набираться опыта в другие монастыри.

Когда нас благословили переезжать в новое помещение, мы с Андреем поехали в Москву, чтобы посмотреть оборудование для просфорной, приобрести вырезки, печати, проколки для просфор. Побывали во многих монастырях, храмах, в лавре преподобного Сергия Радонежского, на Валааме. И во всех этих святых местах возле мощей, мощевиков мы обращались к святым, просили их помощи в обновлении, дальнейшем развитии данного нам послушания. Уверены, что святые нам помогают.

В мастерской считают покровителями преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, и молятся им каждый день.

 

чтение молитв

Тонкости послушания

— Наш монастырь большой, и просфор нужно много. За смену мы выпекаем около 1000 маленьких просфор, а еще — большие служебные и Агнцы для алтаря. У нас много служб не только в монастыре, но и в интернатах, где служат наши священники, а еще на мужском и женском подворьях. Сейчас во многих учреждениях образования, таких как БАТУ, тоже служится Божественная литургия. Также мы помогаем маленьким приходам, где нет своей просфорной, передаем им наборы просфор для богослужения.

 

печать на просфоры

По словам матушки, к своей уникальной технологии выпечки просфор они пришли методом проб и ошибок. За основу взяли рецепт, но подстраивали его под наши погодные условия, широту, долготу. Ведь на тесто влияет, например, и влажность воздуха, и каждый просфорник учитывает это при замесе.

Технология такая: тесто замешивает механический тестомес, готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку. Так из него выдавливается воздух. Скалкой это сделать практически невозможно: тесто твердое, а воздух создает дырочки в просфоре, что нежелательно.

Тесто должно получиться определенной толщины для нижней и верхней части просфоры — низов и верхов.

— Тесто должно быть плотным, но мягким, — поясняет тонкости матушка. — В нашем монастыре есть особенность — много причастников. Причастие длится долго, и частицы лежат в Чаше около часа. Нужно, чтобы тесто было не очень мягким, чтобы частицы не растворились. А маленькие просфоры мы стараемся делать мягкими, потому что к нам приходит много детей, болящих, пожилых. Просфора не должна быть жесткая.

Афонские старцы говорят: «Как узнать, угодил ли человек Богу? Нужно спросить у старца. Если человек угодил старцу, то он угодил Богу». Наш духовник — отец Андрей, он наш вдохновитель, и мы к нему с этим вопросом обращаемся. Если ему просфоры нравятся, то мы спокойны, значит, всё хорошо — Богу угодили. Если батюшка делает нам какие-то замечания, то мы стараемся ошибки исправить. Это очень важно.

 

выпечка просфор

«В просфорной мы все стоим за одним столом»

Раскатанное тесто белый, ровный, гладкий пласт брат Вадим держит двумя руками и переносит на стол. Сейчас будут делать большие Богородичные просфоры. Вадим с усилием давит на специальное приспособление-«вырезку» и вырезает из пласта идеально ровные низы, другой брат укладывает их на противень, а третий укрывает полотенцем. То же повторяется для верхов. В это время в тестомесе — уже новый замес. Процесс отлажен, и в нем практически нет пауз. К такой слаженности на послушании и стремится матушка:

— Важно, чтобы между братьями было понимание и единство. Если один брат начинает думать, что это он такой молодец, то в следующий раз у него ничего не получится. Тут важно слушать друг друга. И я заметила, что братья на этом послушании меняются: характеры обтачиваются друг о друга и становятся круглыми, как просфоры (улыбается).

 

работа с тестом

В Псалтири есть такие слова: Се что добро, или что красно? Но еже жити братии вкупе (Пс. 132: 1). То есть в мире и согласии. Конечно, это высокая цель. Мы ее, может, никогда и не достигнем, но стремимся к этому. У нас работают мирские люди, а мир сейчас живет «индивидуально», у каждого — личное пространство. В просфорной мы все стоим за одним столом и разделываем тесто. Личного пространства вообще нет, потому что человек стоит рядом с тобой. В идеале всё должно прийти к тому, чтобы человек, работая у нас, получал сердечную радость от этого послушания, от общения с братьями, которые ему, по сути, чужие. Мне бы очень хотелось, чтобы люди сопереживали друг другу, не были конкурентами.

 Труд в просфорной — это работа руками, но еще и большая работа над собой. 

Если человек над собой не работает, если он не ходит в храм на исповедь, Причастие, то долго трудиться он у нас не сможет.

Верхи и низы соединяются, матушка прокалывает верхнюю часть просфоры для выхода воздуха во время роста теста, и противень отправляется в расстоечный шкаф, где сформированные просфоры будут подходить.

 

в просфорной

«Каждый из братьев умеет всё»

Каждый из братьев в мастерской закреплен за своим участком работы, но при этом может заменить другого, ведь процесс выпечки нельзя остановить, если кто-то, например, заболеет.

— Те, кто у нас остаются, это универсалы, которым интересен весь процесс, и они хотят узнать больше. Костяк — это Андрей, Вадим и я. Мы можем делать всё: от замеса до конца выпечки, собрать любой набор. В просфорной также нет уборщицы или человека, который стирает используемые при выпечке полотенца. Пылесосят, моют пол, стирают тоже работники. Помыть пол в просфорной — это на самом деле особая благодать. Я не знаю даже, как это объяснить. Наверное, только попробовать. Ты моешь пол и почему-то радуешься.

 

уборка

Большие Богородичные просфоры уже в печи. Брат Вадим через стекло смотрит на них и время от времени вынимает противни, чтобы повернуть просфоры — нужно добиться одинакового румянца. А маленькие просфоры ждут своей очереди и подходят в расстоечном шкафу.

Один из братьев берет молитвослов и читает акафист святителю Николаю Чудотворцу, пока другие следят за процессом выпекания.

Путь в монастырь

Брат Вадим достает просфоры из печи. Они получились круглыми, ровными, румяными. Пахнет так, как в деревенском доме, когда бабушка печет пироги перед Пасхой в печи. Уточняю у матушки, был ли у нее опыт взаимодействия с тестом в миру.

 

духовой шкаф

— В миру я не была связана с выпечкой хлеба. Первое мое послушание в монастыре было на кухне. Я тогда так возмущалась и боролась с этим: как это — я, с двумя высшими образованиями, и на кухне?

Матушка рассказывает, что, когда была светским человеком, никогда не представляла себя в монастыре. В школе у нее была насыщенная жизнь, много кружков. Родители никогда не заставляли ее ходить в храм, но сами всегда ходили, и в старших классах у нее уже появился собственный интерес к вере, иногда и она ходила в церковь. А дальше всё развернулось по неожиданному для нее сценарию.

— Поступила в университет, всё было хорошо, но при этом я всегда ощущала, что мне тесно. Искала ответы в психологии, но в какой-то момент зашла в тупик. Как-то мне сказали, что то, что я ищу, найду в монастыре. И в первую неделю Великого поста я поехала на две недели в Полоцкий монастырь. Было очень трудно — длинные службы, послушание на кухне. Когда закончился срок, помню, что я подумала: «Наконец-то».

 Но как только я вышла за пределы монастыря, почувствовала, будто с широкого проспекта ступила на узкую тропу. 

Я запомнила это чувство. Но, видимо, моя жизнь никак не изменилась. Я работала в школе и готовилась к новому учебному году, писала план. Решила, что на каникулах съезжу еще на две недели в монастырь, чтобы набраться сил перед учебным годом.

Когда приехала в монастырь, меня позвали на отпевание схимонахини. Я не хотела, потому что не так давно потеряла отца и тяжело переживала его уход, но всё же пошла. Это было долгое отпевание, но я вдруг почувствовала необыкновенную радость, которую больше потом никогда не чувствовала. Как будто я побывала на небе. И вдруг подумала: «Я хочу, чтобы меня тоже так отпевали!»

Я забыла эту мысль, трудилась, молилась, а когда нужно было уезжать, почему-то пошла к игуменье и попросилась остаться в монастыре. Я никак не могу объяснить, почему это сделала. Мне вообще несвойственны импульсивные поступки. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было действие Бога. Ведь сказано: Не вы Меня избрали, а Я вас (Ин. 15: 16). Думаю, что именно так произошло и с просфорной. Не я выбрала это послушание.

Печати на просфорах бывают разные. Самая распространенная — IC.XС.NIKA, что в переводе звучит как «Иисус Христос побеждает». При необходимости изготавливают Богородичные просфоры или просфоры с печатью святой покровительницы нашего монастыря — преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а также святителя Николая Чудотворца.

 

печать

«Здесь научаешься всё время молиться»

— В просфорной всё происходит с Божией помощью. Это такая работа, где больше не физически устаешь, а от напряжения. Например, сделать большой Агнец — очень тяжело морально. Волнуешься, чтобы он получился такой, как надо. Зато научаешься всё время молиться: «Господи, помоги».

Как-то я посмотрела одно видео, где пекарь рассказывал, что для богослужения с патриархом он поставил просфоры в печь и вдруг увидел, как они «пошли». Я тогда скептически усмехнулась, мол, ну как они там уже «пошли»…

Обычно, когда к нам в монастырь приезжает какое-то высокое духовное лицо, нас предупреждают заранее, чтобы, если просфоры не получатся, была возможность сделать другой замес. Но тут неожиданно приезжал митрополит, и времени на вторую попытку не было. И вот в процессе я понимаю, что всё пошло не так, просфоры кривые, некрасивые, а времени исправлять нет. Поставила их такими в шкаф и вдруг вижу, как в печи они расправляются, круглеют. И тогда я вспомнила то видео. Теперь и на моих глазах просфоры «пошли». В итоге в тот раз получились просто эталонные просфоры. Вот так Господь меня потихоньку вразумляет.

Смысл служения

Готовые румяные просфоры достают из печи, перекладывают в емкости и накрывают белыми полотенцами так они будут остывать. И в этот момент просфорня напоминает мне зал, где каждый новорожденный лежит в своей колыбели, закутанный в пеленку. Хлеб для человека всегда был символом жизни, а просфора по этой аналогии символ вечной жизни. Я спрашиваю у матушки, в чем для нее смысл служения.

 

готовые просфоры

— Для меня это послушание дает возможность быть ближе к Богу. Чем ближе мы друг к другу через это общее послушание, тем ближе мы и к Богу. И это тоже высокая цель. Ты понимаешь, что делаешь и для Кого. И надеешься, что хоть на какую-то долю миллиметра все-таки приближаешься к Богу. И люди, которые с тобой рядом трудятся, — тоже.

Мне кажется, на любом послушании цель — как-то послужить Богу, приблизиться к Нему. Неважно, чем ты занимаешься: трудишься в просфорной либо в трапезной, моешь пол или работаешь в саду. Поэтому, наверное, служение — это выполнить послушание, которое духовник, отец Андрей, мне доверил. И чтобы он был доволен. Старец доволен — доволен Бог.

 

сестра у березвы

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

Читайте также:

Как готовятся просфоры: фоторепортаж из монастырской просфорной>>

07.10.2025

Просмотров: 1235
Рейтинг: 5
Голосов: 50
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать