Полдня со Христом
«Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…» Я не знаю, как для вас, но для меня эти два месяца предстоящие — самое тяжелое время в году. Но православный человек не унывает, он смотрит на всё, имея добрый помысел, что скоро будет лето.
Сегодня мы слышали в Евангелии о том, как нужно жить по-христиански. У нас это никак не получается. Как я могу любить своих врагов? Как я могу что-то отдавать всем и ничего за это не получать взамен? Мир научил нас правилам временной жизни: «Я дал столько-то, получил в два раза больше». И все тебя хвалят: «О, ты бизнесмен!»
Я помню этот переход в 1990-е годы, когда еще в конце 1980-х спекулировать было стыдно. И эти бизнесмены — они же все раньше были комсомольцами, были за (коммунистическую. — Ред.) партию и вдруг стали такими «крутыми». Так ужасно было… А сейчас бизнес — это: «Кем ты работаешь?» — «Бизнесмен». — «А что ты делаешь?» — «Покупаю в Китае, продаю вот здесь, в Беларуси». Но, честно говоря, я бы лучше взял веник и подметал, потому что человек должен ценить и уважать себя. Если он не уважает себя, если он живет, пытаясь извлечь выгоду, он проиграл в жизни. И поэтому у нас два мира. Мир этого земного жития, где мы хотим быть счастливыми, понимая под счастьем богатство, славу, здоровье и прочее. И другой мир — блаженны плачущие, блаженны нищие духом (Мф. 5: 3, 4). И нам очень трудно.
Отец Николай (Гурьянов. — Ред.) мне в какой-то момент сказал: «Живи так: бери поменьше, отдавай побольше». Сейчас я понимаю: это правда жизни. Тебе очень трудно быть свободным, когда ты напичкан грехом и всеми этими суррогатами, которые, хочешь или не хочешь, входят в тебя. Но вот мы читаем в Евангелии, что надо любить врагов: тебя обманывают, тебя ненавидят, а ты их любишь, потому что они бедные, они несчастные, они не ведают, что творят, помоги им, Господи!.. Видите, нам нельзя прийти в храм и после этого жить, как мы жили раньше.
Я помню, в 1990-е годы освящал банк. Такие были крутые ребята все: «Давай, батюшка, освяти». Я совершил чин освящения банка, а потом говорю им слово: «Вы знаете, после освящения я не уверен, что у вас банк не разорится». — «Как?» — «Я молился о спасении ваших душ, а не о том, чтобы вы процветали и чтобы потом всех вас поубивали». А тогда убивали… Я вам это говорю как переживший это всё. Бандиты в то время обращались к священникам. А для священника нет никакой разницы, бандит ты, колхозник или еще кто-то. Бандиты — это несчастные люди, которые поверили, что можно быть счастливым за деньги. Это было ужасное время.
…Враг держит нас на привязи. Друзья мои, будьте свободны. И я хочу быть свободным. Но не получается. Зависишь от многих вещей. Вот тебе что-то сказали неприятное, потом еще раз, и тебе это кажется несправедливым. И ты начинаешь возмущаться, осуждать и теряешь Бога. У тебя что-то заболело, и тебе плохо. Но если говорить по-духовному, это Господь тебя посетил. У меня один близкий человек заболел онкологией — перенес шесть операций. Я приехал к нему (он известный человек, не буду говорить кто) и вижу: он изменился в лучшую сторону. Подумалось: «Вот как болезнь меняет человека». Мы же цепляемся не за вечность, а за годы земные: «Вот бы мне здесь подфартило, вот бы мне здесь приобрести что-то. А где там эта вечность? Что там будет? Кто его знает, а может, вообще ничего не будет?» Вот и всё. Но мы же знаем, что там будет, потому что мы сейчас с вами в вечности, потому что в нас сейчас Христос, Его Тело и Кровь, потому что мы сегодня победили то, что нас разделяет, то, что каждого из нас внутренне разрывает на части. Сейчас мы едины во Христе. Вот остаться бы такими и дальше! Попробуйте в течение дня — ладно, день много, — хотя бы полдня: «Я полдня останусь со Христом. Что бы ни было, пускай на голову кирпич упадет, пускай кто-то подойдет и плюнет на меня, но я скажу: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе"».
Проповедь после Божественной литургии 12.10.2025 г.
20.10.2025