«Поиск супруга или супруги — это творческая задача от Бога»
«Поиск супруга или супруги — это творческая задача от Бога». Так считает автор книг о семье и воспитании, отец восьмерых детей, создатель проекта «Школа христианской семьи», автор журнала «Фома», участник программ радио «ВЕРА», радио «Радонеж» и телеканала «Спас», настоятель храма святых Космы и Дамиана на Маросейке в Москве протоиерей Феодор Бородин. Недавно отец Феодор приезжал в наш монастырь, где выступил на семейном православном форуме «Дом счастья» в «Ковчеге», а потом дал интервью корреспонденту нашего сайта.
Мы спросили у отца Феодора: стоит ли ехать к старцам за благословением на брак, что в семье важнее чувств, кто является главным врагом любви и можно ли надеяться, что если не сложилось один раз и на всю жизнь, то получится ли один раз на Вечность? Читайте в интервью!
— Любви предшествует встреча. Как понять, что она от Бога?
— Иногда человеку кажется, что можно точно угадать, на ком есть воля Божия жениться. Но поиск супруга или супруги — это не квест, а творческая задача от Бога. Господь поможет после того, как вы сами друг друга выберете. Он знает, кто будет вашим супругом, но Он не выбирает за вас.
В 1990-е годы очень большое число молодых людей ехало к отцу Кириллу (Павлову), архимандриту Иоанну (Крестьянкину), отцу Николаю Гурьянову. Юноша привозил с собой девушку и спрашивал, есть ли воля Божия на ней жениться. Знаю, что отец Кирилл очень не любил этот вопрос. Жених должен сам сказать: «Я беру тебя в жены. Я хочу сделать тебя счастливой. Я выбираю. Господи, помоги!» Здесь, скорее, важен сердечный и умственный выбор самого человека.
Надо смотреть, насколько избранник или избранница — глубокий христианин или христианка, насколько жених и невеста близки по человеческим качествам. Если девушка верует в Господа по-настоящему, глубоко, тогда молодой человек сможет построить с ней хорошую семью. Девушке важно замечать, как юноша общается со своими родителями. Если он плохо отзывается о матери, надо сразу бежать, потому что семья иерархична: если он попирает иерархию с родителями, то и с женой потом иерархия будет попрана.

— А известны ли Вам случаи, когда старцы ошибались, давая благословение на брак?
— Приходит человек к отцу Иоанну (Крестьянкину). Он отвечает: «Если будете вести себя благочестиво, молиться, служить друг другу, то волей Божией у вас будет христианская семья». А мужчина — гордец, не смиряется, унижает жену, не уважает. Или она такая. У них разваливается семья, а потом они говорят, что старец ошибся. Но это они разрушили свой выбор.
В таинстве Венчания христианину дается всё, чтобы прожить счастливую христианскую жизнь, вся благодать, вся помощь Божия. Только со стороны человека должно быть усилие. Это синергия, соработничество, когда труд человека над семьей и Божие благословение сочетаются.
— Насколько важно просить благословение на создание семьи?
— Таинство Венчания — это и есть благословение на брак. Мы создали семью и просим Бога, чтобы Он ее освятил. Важно еще и благословение родителей.
Священник не должен принимать решение. Он должен помолиться о том выборе, который сделал человек, и помочь ему советом.
Нужно молиться, искать доброго, благочестивого человека, любящего Христа, и создавать с ним семью; сдерживаться до Венчания, учиться совместной молитве. Если вместе хорошо и радостно молиться — это самый главный показатель. Вы будете церковью, домом молитвы.

— Но не всегда встречаются двое воцерковленных людей…
— Да. Если он уважает твою веру, прочел Евангелие, заинтересовался, готов поговорить со священником, сознательно подходит к Венчанию, то есть надежда, что такой человек через тебя станет добрым христианином.
Я знаю замечательную историю. Один известнейший проповедник Русской Церкви, будучи семинаристом, привел в церковь девушку креститься. «Я крестный», — говорит. Но опытный священник попросил его постоять в сторонке: «Ей не нужен крестный». Потом эти двое поженились. Батюшке Господь это открыл. Возможно, тот священник увидел отношение молодого человека к девушке. Теперь она матушка, он — батюшка, у них прекрасная семья, они воспитывают детей.
— Родители бывают настолько привязаны к детям, что ревнуют их, не отпускают от себя. И в таких случаях сложно говорить о родительском благословении.
— Это очень большая проблема. Непонятно, что делать. Оставит сын отца и мать и прилепится к жене (ср.: Мф. 19: 5) — сказано. Для женившегося главной становится жена. Но иногда мы собственнически любим детей и тогда будем отваживать любую невестку и любого зятя.
Есть заповедь о почитании родителей, но это не про послушание до конца дней. Сыну, например, нужно сказать: «Мама, ты как христианка должна понимать, что это мой выбор». И попросить благословения.

— Семья может начинаться не с любви?
— Может. В предыдущие века большинство семей так и начиналось. Родители сватали детей друг другу. И это была тяжелая задача — полюбить по-настоящему человека, которого ты, может, всего два раза в жизни видел и, если бы не родители, то и не заметил бы. Любовь в такую семью придет, если ее создают глубокие христианин и христианка. Но в таком браке будет и определенная угроза, мина замедленного действия. Если случится кризис в отношениях, а к кому-то на стороне возгорятся чувства, будет тяжело устоять, потому что этих чувств супруги не переживали. Здесь надо выстоять и сберечь настоящую любовь. На чувствах, которые держатся два-три года, счастливый брак не построится. Нужна воля.
«Я другому отдана и буду век ему верна», — говорит Татьяна, русская душою, в произведении Александра Пушкина «Евгений Онегин». Она понимает, что ее муж — пожилой генерал, а не Онегин, в которого она была влюблена в юности. Это и есть любовь. И Пушкин в этом — гений. Бальзак или Стендаль считали бы любовью предательство Татьяной мужа и ее уход к Онегину. Но если бы Татьяна отдалась влечению к Евгению, то, скорее всего, ее душа была бы разрушена.
Я думаю, что женщина, которая по любви к Богу остается со своим пожилым мужем, получит от Бога в дар как награду глубокую любовь по отношению к этому человеку. Она будет с ним счастлива.
Мы, христиане, строим семью на любви, которая подобна любви Божией. Конечно, мы все желаем, чтобы была и влюбленность, и первые открытия с любимым человеком на пути создания семьи, но не всем дается такое. У Тютчева есть стихотворение, где он сравнивает первую любовь с бурной горной речкой, а любовь зрелую — с этой же речкой, но которая течет по равнине. Она может быть не так красива, но более полноводна. Нас убедили, что любовь равно влюбленность, но это не так. Если же человек в это поверил, то он будет бесконечно терять любовь за любовью, потому что из влюбленности не научится перерастать в настоящую любовь. И это беда.

— Что же тогда настоящая любовь, и есть ли у нее враги?
— У любви есть самый главный враг — эгоизм. А настоящая любовь — это всегда выход за рамки себя, служение, желание сделать другого счастливым. Если человек этому не научился в детстве, он и в браке этого не сможет дать.
— Но ведь в наше время много дисфункциональных семей, где дети наблюдают негативные отношения, а потом, вырастая, несут этот опыт в свои союзы. Где же им научиться любить?
— В браке можно научиться любить, но это сложнее. Настоящей любви нас учит Христос Своим примером. Он умывает ноги апостолам, идет на Крест, потому что каждого из нас любит. Христос слушает любого. Мы же хотим, чтобы нас любили со всеми нашими ошибками и искажениями, чтобы нас не бросали, когда нам плохо. Но если ты считаешь, что другой человек должен вокруг тебя крутиться всю жизнь, ты его не сделаешь счастливым и сам не будешь счастлив. На самом деле любовь — это преодоление своей замкнутости на себе, своего эгоизма, нежелания слушать. Если ты этому учишься, то создашь счастливую семью. Вопрос в том, сколько ты можешь отдать.
— В идеале семья — это один раз и на всю жизнь. Но сегодня много разводов, гражданских браков, есть вдовцы и вдовы. У них есть шанс на настоящую любовь и счастливый союз?
— Христос спасает любого обратившегося к нему кающегося грешника: и наломавшего дров, и разбойника распятого, который отнимал жизни, грабил, принес очень много горя, и уверовавшего римского сотника. Но любой грех оставляет очень тяжелый шрам на душе. Рана залечится, а спайки останутся. Может ли человек создать хорошую семью, став христианином после большого количества ошибок? Может. Но ему тяжелее, потому что он весь израненный.
Самые хорошие семьи — у людей, которые сохранили чистоту и целомудрие. Любой нагулявшийся в юности ловелас будет искать себе целомудренную девушку. Если он ее встретит, то поймет, какая это красавица, потому что знает, что она не будет ему изменять. Я много раз это слышал. Парень в молодости менял подруг, как перчатки, потом говорил: «Я так жалею! Я ее недостоин. Бог дал мне это сокровище, а я-то весь испачканный. И мне это мешает». И это действительно мешает. Неизбежно он сравнивает своих предыдущих пассий с этим человеком. Сложнее ему.
Я знаю историю. Был такой гулёна. Познакомился с девушкой. Она приехала в Москву и не поступила. У нее не было денег. И он позвал ее к себе в квартиру, куда раньше водил подруг. Она пришла и сказала, что такого не будет. А он в нее влюбился. И увлекся так, что два с половиной года они жили в однокомнатной квартире, а он ее не тронул, пока не повенчались. При этом он и никого другого не касался. Став христианином, переродился. Любовь ко Христу может так подействовать, что человек возненавидит грех, для него он станет невозможным.
Так что если по закону Божиему происходит брак, пусть и не один раз на всю жизнь, а один раз на Вечность, тогда он может стать счастливым.

— Вы как-то сказали, что в крепком браке супруги становятся настолько близки, что прозревают состояние друг друга. Как это приходит?
— Когда еще ни слова не сказано, а всё чувствуешь и понимаешь про любимого, — это прозорливость любви. Она приходит, когда люди начинают слушать друг друга, смиряться, не навязывать себя.
Счастье семейное основывается на умении по-настоящему любить. Ты умеешь любить человека так, как умеет любить человека Бог. В служении, жертвенности, внимании, уважении. Тогда ты можешь стать счастливым человеком. Даже если супруг постарел, у него проблемы с памятью и так далее, всё равно ты будешь счастлив, потому что умеешь жертвенно любить.
— Что поможет взрастить такую любовь? Какие молитвы, книги?
— Прежде всего — Евангелие. Это книга о любви Бога к человеку. Очень советую прочитать «Исповедь» блаженного Аврелия Августина — одну из величайших книг, с которой началась вся европейская литература. Это беспощадный рассказ о своей жизни епископа IV века. Он был свидетелем падения Римской империи, описывает свой путь к христианству, свои взаимоотношения с Богом. Рекомендую «Записи» священника Александра Ельчанинова. Автор показывает читателю, какой бывает человек. Помогают стать глубже взрослые книги Экзюпери, например, «Планета людей». Это в ней есть удивительные, вполне христианские слова: «Любовь — это когда двое смотрят не друг на друга, а в одну сторону». Почитайте «Детские годы Багрова-внука» Сергея Аксакова.

Беседовала Ольга Косякова
Фотографии Максима Черноголова и из интернета
23.10.2025