Один малоизвестный эпизод из детства Великой княгини
    
1 ноября — день рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны
160 лет назад в городе Дармштадте возвели необычайно красивый трехэтажный дворец в стиле неоренессанс. Этот архитектурный шедевр создавался на средства английской королевы Виктории для ее второй дочери — принцессы Алисы, вышедшей в 1861 году замуж за принца младшей германской знати — Людвига. Ко времени окончания строительства молодая семья уже воспитывала двоих детей: принцессу Викторию двух с половиной лет и годовалую принцессу Елизавету, которую дома называли просто Эллой.
Внешний вид дворца и его внутреннее убранство сохранились лишь на фотографиях конца XIX – начала XX веков. Само же аристократическое строение было разрушено во время одного из авиационных налетов англичан на Германию в 1944 году.

Великолепные интерьеры, выполненные в английском стиле, поражают воображение. Вот так выглядела столовая.

Вид других помещений удивляет ничуть не меньше.

Мраморная комната (желтый салон)

Зеленый салон
В последующие годы в залах и комнатах этого дворца, названного в кругу семьи «Новым», зазвучали голоса еще пятерых детей — Ирены, Эрнста, Фридриха, Алисы и Марии.

1872 год. К этому времени в семье родилось пятеро детей. Слева направо: Ирен, Эрнст (Эрни), Елизавета (Элла, здесь ей восемь лет), Виктория, Фридрих (Фритти)
Особое место в сердце Эллы, ставшей впоследствии Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, занимал ее младший брат — двухлетний Фритти, страдающий редкой и неизлечимой болезнью — гемофилией. Коварное заболевание перешло к малышу от мамы, а к ней — от королевы Виктории. Обычно оно передается из поколения в поколение по женской линии и поражает в основном мальчиков. Кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы в результате удара могли вызвать у малыша сильную боль и даже внезапную смерть.
Юная Элла проявляла особую заботу о брате и старалась чаще находиться рядом с мамой, помогая ей ухаживать за малышом. Например, когда принцесса Алиса играла на пианино, Фритти любил залезать к ней на колени и подыгрывать, беспорядочно шлепая ладошками по клавишам. Восьмилетняя Элла улыбалась и аккуратно брала братика на руки, чтобы тот не повредил себе ручки.
Мысли о его неизлечимости огорчали сестру и вызывали искреннее чувство сострадания. Однажды, взглянув на надкушенное яблоко, Элла метафорично и с печалью сказала малышу, что фрукт уже никогда-никогда не будет иметь прежний красивый вид. Ее сердце переполнялось жалостью, а глаза — слезами. Фритти не удержался и тоже заплакал: «Сделай, как было! Я хочу, чтобы было как раньше».
Позже, когда Фритти плакал от боли после любого случайного ушиба, у Эллы от волнения перехватывало дыхание. Каждая травма могла оказаться для мальчика смертельной. Сестра смотрела в его глаза и хорошо понимала, почему мама хотела поменяться с малышом местами и терпеть его боль — только бы он жил здоровым.
После рождения младших детей принцессу Алису часто преследовала слабость. Как-то утром она лежала еще в постели в спальной комнате, а рядом баловались ее мальчики.

Спальная комната
Четырехлетний Эрнст затеял игру в гляделки: выбежал в гостиную посмотреть из окна на двухлетнего Фритти, оставшегося в спальне. Эти комнаты образовывали внутренний угол здания, а их открытые для проветривания окна, высотой от пола до потолка, смотрели друг на друга. Принцесса Алиса вскочила с кровати и побежала за Эрни, чтобы оттянуть его от окна гостиной. В это время Фритти взобрался на стул и решил осмотреться, но не удержал равновесие. Прежде чем мать успела вернуться, стул опрокинулся вперед, и малыш выпал из окна спальни со второго этажа во двор на каменную площадку. Первой, кто подоспел на помощь, была Элла. Именно она на руках внесла братика во дворец. Фритти остался цел, но его болезнь сделала свое коварное дело: от сильного ушиба вечером наступила смерть. Похоронили мальчика в семейной усыпальнице — мавзолее, расположенном неподалеку, в Розенхеэ, красивом парке в английском стиле на холме, где выращивали розы и редкие деревья.
Элла обнимала и утешала плачущую маму как могла. Девочке не исполнилось еще и девяти лет, но она уже верила: Бог принял душу младшего братика в самое радостное место — в небесный рай, где никто уже не страдает. «Когда туда попадают люди, которых мы любим, они молятся за нас, отчего наш земной путь становится легче», — так учила верить детей мама.
Семейный круг принцессы Алисы и принца Людвига сузился и всех сблизил. Каждое субботнее утро дети вместе с матерью собирали букеты цветов и относили их на одну из соседних улиц в госпиталь. Там ставили в большие вазы, дарили по цветочку пациентам и даже начинали с некоторыми из них дружить. Королевская дочь, она своим маленьким принцам и принцессам считала важным показать: они ничем не лучше остальных. Благодаря высокому положению у них есть лишь двойная обязанность: жить для других и быть скромными.
Так воспитывали маленькую Эллу родители. В жизни этой большой семьи и далее случались нелегкие, а порою невыносимо тяжкие события. Они обнажали особое качество души Эллы и каждый раз давали возможность ему проявиться. Какое это было качество, как оно формировалось с детских лет и почему так важно передать этот опыт своим детям, читайте в книге «Самая красивая принцесса».

Подготовил Павел Балванович
31.10.2025