«Мы строим жизнь на любви»

Поздравляю вас, друзья мои, с самым радостным, что может быть в этой жизни, — соединением с Богом. У нас есть какие-то свои человеческие даты, свои планы, и, когда у нас что-то получается, мы радуемся и помним об этом. Но самое главное — и, наверное, страшновато, что мы к этому привыкли, — что Причастие выходит за рамки всех наших человеческих планов и намерений. Это уже вне времени, потому что человек причащается в жизнь вечную. Но сильна живущая в нас основа первородного греха и, к сожалению, не дает нам улететь далеко. Крылышки наши подрезаны, и мы, как курочки: «Ко-ко, ко-ко…» Смотрим: «Кто-то полетел! Журавль полетел! А я могу только "ко-ко"»… Но и это хорошо, понимаете, и это неплохо! Мы любим золотые яички — особенно золотые.
Сегодня в Евангелии тоже говорилось о последствиях грехопадения. Человека за долги хотели продать в рабство — и его, и всю его семью, и отобрать у него всё, что он имел. А хозяин сказал: «Прощаю». Но человек этого не запомнил и своему собственному должнику ничего не стал прощать (см. Мф. 18: 23–35). Поэтому мы и читаем в «Отче наш»: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».
Природа греха, которая живет в нас, не должна нам диктовать, как надо жить.
А сегодня* еще, почему я и говорю о журавлях в небе, мы вспоминаем об отце Николае Гурьянове (24 августа 2002 года — день преставления отца Николая. — Ред.). Первый раз, когда я приехал к отцу Николаю, я не знал, кто это, и мне было очень плохо, душа была мрачная. Я вообще тогда думал о своей погибели, о том, что от меня отошла благодать. И мы зашли в храм, и отец Николай начал причащать людей, сначала детей. И во время Причастия я увидел свет. Свет любви, который у меня продержался, наверное, месяц. Я его потом потерял, конечно. Но это такой свет! Он входит в человека, и человеку — радость, огромная радость! И он видит красоту мироздания, красоту ближнего.
В отце Николае я видел любовь. И эта любовь дала мне возможность понять, что смысл христианства — не в какой-то «православной нирване», чтобы «улететь куда-то». Не в том, чтобы тебе вдруг стало хорошо-хорошо и все проблемы у тебя ушли, а в том, чтобы сострадать и служить своему ближнему. В том, чтобы молиться за весь мир, чтобы люди не потеряли своего Творца и не попали навечно в царство тьмы.
Царство тьмы — это царство одиночества. Мы все эгоисты по своей природе. Мы все очень самовлюбленные. У нас такие планы!.. Но, слава Богу, когда человек чуть-чуть пожил, у него планов, казалось бы, уже не должно быть. А у меня знаете сколько планов? Думаю: «Когда эти планы кончатся? О, мы еще столько сделаем!» Надо жить! Понимаете? Не быть тусклыми, не быть мрачными, посредственными, а быть красивыми людьми, в которых живет Дух Святой, в которых есть благодать. И этой благодатью надо делиться со своими ближними. Не «жмотить»: «Это мое, это твое». Давайте благодать, идите к людям, которые уже потеряли смысл своей жизни. Вот в Новинках (РНПЦ психического здоровья в Минске. — Ред.) целое отделение суицидников, как мы их называем, которые хотели уйти из жизни добровольно. Это же страшно! Сколько таких людей? А сколько кончают жизнь самоубийством? И как нам помочь этим людям быть в Боге, быть красивыми?
Каждый человек, в котором живет благодать, должен трудиться, каждый на своем месте. Кто-то рисовать, кто-то стихи писать, кто-то подметать, кто-то убирать — не важно. Если в человеке Дух, вокруг него будет свет. И поэтому цель нашей жизни — удержать мир Божий в себе. И тысячи людей спасутся вокруг тебя. Для этого стоит побороться…
Поздравляю вас с принятием Бога. Идите воюйте за любовь. Идите встречайте всех с улыбкой, с благодарностью, с радостным словом. Не унывайте. Не делайте на лицах таких гримас, что возникает вопрос: «Что у человека случилось?» Нет, у нас всё хорошо. С нами Бог. «Разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог».
Аминь.
* Из проповеди после Божественной литургии 24.08.2025 г.
01.09.2025