X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Пимен Великий — ангелов пастырь

Преподобный Пимен Великий

Что тя ныне, Пимене, именуем? Монахов образ и исцелений самоделателя, воздержания ранами страсти уязвивша душевныя, гражданина Ангелов и собеседника, Вышния митрополии жителя, добродетелей сосуд и благочестивых утверждение. Моли спастися душам нашим.

Стихира на Господи, воззвах, глас 8

Пимен в переводе с греческого означает «пастырь». Пастырь добрый полагает душу свою за овец своих (ср.: Ин. 10: 11), говорит Господь в Евангелии. И святые отцы, совершив свой преподобнический подвиг, продолжают служить спасению человеческих душ своим молитвенным предстательством и наставлениями. Сегодня Церковь совершает память великого угодника Божиего, приведшего ко спасению многих иноков, молитвы и наставления которого по-прежнему действенно помогают взыскующим почести высшего звания (ср.: Флп. 3: 14).

Однажды, будучи еще малым отроком, он загорелся желанием увидеть знаменитого Нитрийского пустынножителя Паисия Великого. Отцы затруднились просьбой ребенка, объясняя, что беспокоят Великого только по существенной нужде и испросив заранее благословение на посещение. Но отрок умолял взять его в пустыню, чтобы хотя бы услышать голос преподобного, обещая остаться снаружи и не входить в келью подвижника. Но когда Паисий Великий принял отцов, он первым делом спросил их о мальчике и велел привести его в келью. Обнял, благословил отрока и сказал монахам: «Это дитя спасет души многих, и многие при посредстве его сподобятся райских обителей — с ним рука Божия».

Прошло немного лет, и уже юный послушник после беседы со старцем на пороге своей кельи вспомнил, что не спросил духовника об одном из беспокоивших его помыслов. Он оставил ключ в замке и тут же отправился обратно в неблизкий путь — пустынники селились удаленно друг от друга. Удивленный возвращением Пимена — так звали молодого монаха — старец, узнав о причине, изумившись его подвигу и ревности о чистоте ума и сердца, воскликнул: «Пимен, Ангелов пастырь!»

 

немного воды

Воды там мало и в наши дни…

Величайший из подвижников древнего монашества, преподобный и Богоносный отец наш Пимен Великий родился около 340 года в Египте. Совсем юным вместе со своими братьями он ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все они приняли иноческий постриг около 356 года. Там, на расстоянии ночного перехода от Александрии, в бедных хижинах монахи-пустынники проходили особо строгий подвиг. Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV веке, пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой и множеством мошкары и комаров:

«Воды там мало, да и находимая вода — отвратительного запаха, пахнет смолою, но не вредна для питья. Там живут только мужи, уже усовершенствовавшиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием? Но живут все между собою во взаимной любви и с сердечным радушием принимают, кто бы к ним ни пришел».

 

Места подвигов преподобного Пимена Великого

Места подвигов преподобного Пимена Великого

Основал монашеское жительство в этом месте преподобный Макарий Египетский, или Великий. Его учениками, ставшими первым поколением скитян, стали аввы Сисой, Аммон, Афре, Исаия, Ор, Паисий и Павел. Во втором поколении прославились преподобные Арсений, Карион, Захария, Пафнутий, Силуан, Марк, Зинон и иные.

Преподобный Пимен Великий относился уже к третьему поколению скитян, наряду с такими святыми, как аввы Ахилла, Аполлон, Илия, Иоанн Колов, Моисей, Серапион, Симеон, Феодор Фермейский и другие подвижники. После этого произошло предсказанное ранее (например, аввой Моисеем Муриным) разорение Скита кочевниками-варварами мазиками в 407 году. Но географическое название усвоилось образу жизни великих подвижников, который стали именовать «скитским». А свои поселения стремившиеся подражать подвигам египетских отцов монахи назвали «скитами», и сегодня можно встретить скиты по всему миру.

Однажды мать преподобного Пимена, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась в Скит навестить их. Она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в храм на службу. Завидев мать, сыновья тотчас вернулись в свои кельи. Женщина побежала вслед за ними и, найдя двери запертыми, стала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Мать воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне я уже вся в сединах — и не могу вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты потерпишь и не станешь видеться с нами здесь, ты непременно встретишься с нами в жизни вечной». И благочестивая мать удалилась, полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас в мире сем».

 

Современная грузинская икона

Современная грузинская икона. Преподобному Пимену Великому возносятся молитвы во многих православных храмах по всему миру.

Однажды правитель области пожелал видеть святого. Преподобный Пимен, избегая славы, рассудил: «Если вельможи станут приходить ко мне и почитать, тогда и многие люди из народа начнут приходить ко мне и мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую приобрел при помощи Божией». И отправил с посланным отказ.

Хотя мы не располагаем отдельными изданиями «правил» преподобного Пимена Великого или его духовных наставлений к монахам, тем не менее к его подвижническому опыту можно прикоснуться через сохранившиеся краткие изречения святого и поучительные рассказики-суждения — апофтегмы, собранные в «Скитском патерике». Об особом таланте преподобного Пимена — даре слова и способности духовно наставлять ищущих спасения свидетельствует то, что его изречения и краткие повествования о нем составляют пятую часть «Достопамятных сказаний о подвижничестве святых и блаженных отцов» среди 130 упоминаемых в них подвижников. Одно из них особенно драгоценно: отцы обсуждали вопрос, как поступить с братом, уснувшим за богослужением. Ответы были разные: «Разбудить и понудить к бодрствованию, дать покаянное правило…» Но Пимен ответил: «Если увижу брата дремлющим в церкви, положу его голову себе на колени». Другое знаменитое выражение Пимена также характеризует то мировосприятие, что вдохновляло великое множество людей уходить в пустыню в поиске монашеского идеала: «Живущий в монашестве должен всех братьев считать за одного». Святой Пимен имел особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, благоразумие, чуждое высокомудрия.

 

Суровая Египетская пустыня

Суровая Египетская пустыня — место уединенного подвига

Для многих иноков преподобный Пимен был духовным наставником и руководителем. Они записывали его ответы для назидания себя и других. На вопрос, как избавиться от навязчивых злых мыслей, старец отвечал: «Злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу». Преподобный говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».

Другой инок обратился к преподобному, сказав: «Я тяжко согрешил и хочу провести в покаянии три года. Достаточен ли такой срок?» Старец отвечал: «Этого много». Инок продолжал спрашивать, какой срок покаяния преподобный сочтет для него нужным — год или сорок дней? Старец сказал: «Я думаю, что если человек от всего сердца покается и положит твердое намерение более не возвращаться ко греху, то Бог примет и его трехдневное покаяние».

 

Икона преподобного Пимена Великого

Икона прп. Пимена Великого с частицей мощей в Свято-Алексеевском женском монастыре города Саратова

Авва Пимен долгие годы сиял как звезда в пустыне, наставляя собственным опытом и примером, став живым образцом всех добродетелей. Прожив богоугодно, преподобный Пимен Великий скончался около 450 года в возрасте ста десяти лет. О месте погребения святого аввы сведений не сохранилось. Поскольку преподобный всё стремился делать втайне, возможно, на то была его воля.

Но Господь прославил Своего угодника: за смиренномудрие, скромность, правдивость и самоотверженное служение Богу Церковь наименовала его Великим. Вскоре после кончины он стал почитаться святым. Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV–V веков. Частица мощей преподобного Пимена Великого хранится в мраморном мощевике Троицкого собора Данилова монастыря в Москве. Чтимая икона подвижника с частицей его мощей пребывает в Свято-Алексеевском монастыре города Саратова.

 

Троицкий храм

Троицкий храм с приделом преподобного Пимена Великого в Сущеве, Москва

Видимо, ради помощи в бодрствовании и бдительности преподобного Пимена Великого взяли своим покровителем древние московские привратники — стражники, охранявшие городские ворота столицы. Они проживали слободскими поселениями, и поначалу селились у стен Кремля. Охранники крепостных ворот назывались воротниками. Обратились московские воротники за особым покровительством к преподобному Пимену после трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 8 сентября (26 августа ст. ст.) вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 9 сентября (27 августа ст. ст.). В течение года столица была заново отстроена и заселена; видимо, к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля, чтобы Господь утвердил его как «град ограждения» (см.: Пс. 30:22) и сохранил во всех испытаниях.

 

Интерьер предела преподобного Пимена Великого

Интерьер придела преподобного Пимена Великого храма Троицы в Новых Воротниках в Сущеве, Москва

К XVI–XVII веку в Москве уже было четыре крепостных оборонительных стены и около 30 ворот, которые нуждались в охране караульной службы. В 1658 году часть стражников от Старых Воротников переселили в старинное село Сущево для охраны нового защитного ряда укреплений. Поселение назвали Новыми Воротниками. В том же году новоселы выстроили себе и церковь. В 1681–1682 годах храм возвели каменный, с главным престолом во имя Святой Троицы и с приделом во имя святого покровителя московских стражников — преподобного Пимена Великого. На протяжении истории церковь перестраивалась, последний раз — в начале ХХ века. В советское время «Новый Пимен» не закрывался, в нем служили будущие новомученики (протоиерей Владимир Соколов, пресвитер Иоанн Плеханов, диакон Алексий Протопопов), а патриарх Тихон (Беллавин) и митрополит Трифон (Туркестанов) были в нем частыми гостями. Здесь же начинал свое церковное служение будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В наше время старинная церковь отпраздновала свое 350-летие и является одним из красивейших храмов Москвы.

Молитвами преподобного Пимена Великого, Господи, помилуй и спаси чтущих его святую память!

Монахов множества наставника тя почитаем, отче наш Пимене: твоею бо стезею воистину право ходити познахом. Блажен еси, Христу работав, и вражию обличил еси силу, Ангелов собеседниче, преподобных сопричастниче и праведных. С нимиже молися Господеви помиловатися душам нашим.

Стихира на стиховне, глас 8

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Мині́а, мѣ́сяцъ А́ѵгустъ. — Кі́евъ: Въ тѵпогра́фіи Кі́ево-Пече́рской Ла́вры, 1894.
  2. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. — Москва: «Ковчег», 2010.
  3. Отечникъ: Рассказы о жизни святых подвижников / Сост. святителем Игнатием (Брянчаниновым). — Изд. 5-е. — Москва: Даръ, 2009.
  4. Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — Москва: Сретенский монастырь, 2009.
  5. Пресвитер Руфин, Жизнь пустынных отцов, Москва, 1998.

09.09.2025

Просмотров: 170
Рейтинг: 5
Голосов: 3
Оценка:
Комментировать