X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов)

Преподобный Исаакий Оптинский

Яко светлая свеща, преподобне Исаакие, от любве старцев Оптинских

возжеглся еси и светом богоразумия души приходящих к тебе просветил еси.

Тропарь 5 песни канона преподобному Исаакию I Оптинскому

В первые дни сентября вместе с Оптиной пустынью Русская Православная Церковь празднует память одного из ее преподобных отцов, «сочетавших в своей жизни строгую верность православной монашеской традиции и пастырскую открытость миру, глубокую молитву и деятельную любовь, преподобническое житие и исповеднический подвиг»[1]. А начиналось всё… с поворота. Ванюшка Антимонов, возвращаясь из Украины, куда отец, курский купец первой гильдии, посылал его по торговым делам, повернул вместо дома на Козельск…

«Он, варвар, меня убил!» — не знал за что хвататься Иван Васильевич — то ли за сердце, то ли за голову. Миша, один из старших его сыновей, теперь уже иеромонах Мелетий, подвизался в Киево-Печерской лавре. А теперь Иван… 36-летний Иван Иванович много помогал отцу в торговых делах, давал распоряжения, вел финансовые расчеты. Иван Васильевич видел в нем своего преемника и постепенно передавал управление всеми делами Антимоновых. Зажиточные купцы, они строили свой домашний уклад строго в соответствии с церковными правилами, отличались благочестием и любили храм. Щедрые жертвователи на церковные нужды, они много помогали нуждающимся и звание почетных граждан имели не случайно.

Семейство пользовалось в Курске всеобщим уважением за безукоризненную честность, истинное благочестие, широкую благотворительность. В доме даже был установлен определенный день недели, в который нищим раздавалась милостыня. И принято было у Антимоновых почитать старших и быть в полном им повиновении. Три года серчал Иван Васильевич, пока вместе со старцем Макарием сын не приехал в Курск, чтобы примириться с отцом. По молитвам старца и при его содействии мирные отношения были восстановлены. А перед своей кончиной 85-летний Иван Васильевич Антимонов и сам принял иночество и был келейно пострижен своим сыном в мантию.

 

Дом купцов Антимоновых

Дом купцов Антимоновых в Курске — сегодня охраняется как объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль усадеб купцов Антимоновых» (конец XVIII в. – начало XX в.). На памятной доске сообщается, что преподобный Исаакий I в этом доме родился и жил до своего поступления в Оптину пустынь.

Приезд в Оптину будущего старца Исаакия, а на тот момент купеческого сына, описал впоследствии преподобный Варсонофий: «Едет Иван Иванович на тройке, а кучер нечаянно и проехал мимо гостиницы. Отец гостинник вышел на звук колокольчика и видит: катит тройка и везет мирского человека, а на голове у него митра. "Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Что же это такое, ведь в полном разуме и не сплю". Побежал в гостиницу: так и так, говорит, вот что я видел.

— Да что ты, отец, в уме ли?

— Пойдем на крылечко, посмотрим.

Вышли. Кучер в это время лошадей повернул и подъезжает. Выходит Антимонов, кланяется.

— Вы проезжали сейчас?

— Да, кучер нечаянно вперед проехал. Да что вы, отец, так на меня смотрите?

— Да на голове-то что у вас было?

— Картуз.

— Картуз?

Отправился гостинник к архимандриту отцу Моисею и рассказал ему обо всем. Но отцу Моисею не было открыто об этом:

— Не знаю, что тебе сказать, ступай к батюшке отцу Макарию.

А батюшка сам встретил:

— Ну что? Видел архимандрита? Какова митра-то на нем! Великим будет архимандрит Исаакий!»

Так Господь еще до прихода в пустынь готовил Своего избранника к непростому служению: преподобный Исаакий настоятельствовал в Оптиной пустыни 32 года в период расцвета монастыря и сочетал в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще предшественниками. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных традиций старчества, что отличало уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгое послушание всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.

 

Место погребения благочестивого деда

Место погребения благочестивого деда преподобного Исаакия — Василия Васильевича Антимонова на Никитском кладбище в Курске. Василий Васильевич ежедневно бывал в храме и воспитывал в вере своих детей и внуков. Он сильно повлиял на будущего святого, заложил в него основы веры, благочестия, брал с собой на службы и в паломнические поездки. В день его кончины курскими священнослужителями на месте его погребения совершается панихида.

Иван Иванович поступил в монастырь в 1847 году при игумене Моисее и старце Макарии и был определен на жительство в Иоанно-Предтеченский скит. Первыми его послушаниями были кухня и общие братские послушания. Он пек хлеб, позже стал поваром. Так как послушник Иван Антимонов отличался крепким здоровьем и богатырской силой — мог поднимать тяжести до 15 пудов, — то трудился также на покосе, уборке картофеля и других тяжелых работах. Среднего роста, но коренастый, с благообразными чертами лица, он выделялся среди братии, всегда имел сосредоточенный вид, что отражало его внутреннее состояние.

Вместе с соседом своим, отцом Ю., к которому питал постоянную любовь и дружбу, занимался также келейно переплетом книг, продолжая при этом ходить на общие братские послушания. Неся с усердием внешние труды, новоначальный послушник не забывал и внутреннего своего устроения: неопустительно посещал все службы Божии, отправлявшиеся в скиту, и делал это с таким усердием, что всегда являлся первым и уходил последним, сохраняя большей частью свойственное ему молчание до начала правила или церковной службы, возгревая дух свой молитвой. Молодой подвижник старался сохранять мир ко всей братии, чем заслужил общую любовь и уважение. Особенной дружбы он не имел ни с кем, за исключением одного лишь вышеуказанного соседа, отца Ю., да жившего в то время на покое в скиту игумена Варлаама, отличавшегося высокоподвижнической жизнью, делателя умной молитвы Иисусовой.

Старец Макарий неоднократно предсказывал близким людям, что послушник Иван станет настоятелем, с особым вниманием относился к нему, воспитывая будущего наставника иноков. Не имея даже школьного образования, недостаток которого возмещался природным умом, богатым жизненным опытом, Иван Иванович в скиту много занимался чтением святоотеческих творений, что позволило ему глубоко постичь науку «внутреннего делания». Но главным руководством для него были советы старца.

Так, восходя постепенно по лестнице духовных добродетелей, Иван Иванович проходил последовательно и ступени иноческой жизни. В 1851 году он был пострижен в рясофор, 5 октября 1854 года — в мантию с наречением имени Исаакия. Через год отца Исаакия рукоположили во иеродиакона, а в 1858 году он был возведен в сан иеромонаха.

 

Предтеченский скит

Предтеченский скит, Оптина пустынь (коллаж)

В 1860 году скончался старец Макарий, отец Исаакий стал обращаться за советами к отцу Амвросию, под руководством которого он прожил до самой кончины старца. Когда в 1862 году умер и настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей, на должность настоятеля был назначен иеромонах Исаакий. Отец Исаакий принял обитель под свое управление в 1862 году, в возрасте 52 лет, прожив в ней к тому времени 16 лет. Не хотевший для себя настоятельства, он не стал отказываться, повинуясь благословению старцев: «Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!»

В течение тех тридцати с лишним лет, когда отец Исаакий возглавлял монастырь, продолжалось начатое еще преподобным Моисеем строительство обители, по тем временам немалое. Его же стараниями был достроен храм Всех святых на новом кладбище, сооружен новый иконостас в Казанском соборе и перестроен старый во Введенском, произведена новая роспись стен, построены монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достроен водопровод, возведено здание новой гостиницы и множество помещений было отреставрировано, переделано, обновлено или сооружено вновь. Под его мудрым управлением Оптина приобрела лесные участки, луговые земли, при нем открылся свечной завод, поощрялось разведение монастырских садов и огородов. Таким образом, Оптина пустынь во второй половине XIX века стала одним из процветающих монастырей России и этим во многом была обязана преподобному Исаакию.

Отец Исаакий с особым почтением относился к императорской фамилии, а императора Александра III называл великим и истинно благочестивым государем. При отце Исаакии в обитель неоднократно приезжал Ф. М. Достоевский, жил при обители К. Н. Леонтьев. Они с уважением относились к оптинскому настоятелю. В архиве Оптиной пустыни сохранилась переписка отца Исаакия с духовными чадами — людьми разных сословий.

Не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава. Особенное внимание обращал отец настоятель на посещение братией богослужений. Если замечал, что кто-то редко ходит на службу, то в трапезе обращался с увещанием ко всей братии: «Отцы святые! Забываете церковь. Надо знать, для чего мы пришли в обитель. Ведь мы должны за это пред Богом отвечать. Прошу всех вас не забывать храма Божия».

 

Настоятельский корпус

Настоятельский корпус, Оптина пустынь (коллаж)

Лучшим способом воспитания назидания иноков отец Исаакий считал собственный пример. Его строгость к себе поражала всех. Но главным его свойством была удивительная простота во всем. Посетивший в 1887 году Оптину пустынь великий князь Константин Константинович делился своими впечатлениями о настоятеле: «Ученых архимандритов я видел многих, а такого простяка вижу в первый раз. Я его очень полюбил!»

В своей повседневной жизни он ничем не выделялся среди братии. Посты соблюдал очень строго. Одевался, как и все, на трапезу ходил вместе с братией и вне начальственных отношений считал всех равными себе. У старых и нуждавшихся монахов часто спрашивал: «Не нужно ли тебе чего? Может быть, чайку или сахарку?» Впрочем, особенной любви к кому-либо старался не выказывать, дабы не возбудить зависти в других, а отличаемого брата не привести в гордость. Оценивая столь мудрое и любвеобильное отношение к себе настоятеля, братия в свою очередь питали и к нему нелицемерную любовь и уважение как к отцу, всегда заботившемуся обо всех, и называли его между собой не иначе как дедушкой.

Веря в благодатную силу его молитв, некоторые иноки, случалось, получали благополучный выход из опасных обстоятельств, призывая на помощь молитвы своего «дедушки».

Вполне отрекшись от мира и всех его прелестей, преподобный Исаакий относился к наградам и повышениям совершенно равнодушно и даже иногда уклонялся от них. Так он отказался по своему смирению от сана архимандрита в семидесятые годы и стал архимандритом уже только в 1885 году, без своего предварительного согласия, что не дало ему возможности отказаться.

В свое время он получал и ордена: Святой Анны 3-й и 2-й степени и Святого Владимира 4-й и 3-й степеней. Последняя награда была пожалована ему за несколько месяцев до его блаженной кончины.

 

Награды преподобного Исаакия

Награды преподобного Исаакия: орден Святого Владимира, наперсный крест, орден Святой Анны

Отъезд преподобного Амвросия из Оптиной в Шамординскую общину в начале июля 1890 года стал для монастыря началом испытаний. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», — сказал архимандрит Исаакий об этом периоде своей жизни, но перенес всё, попущенное ему Богом, со смирением и благодушным терпением, как твердый и стойкий подвижник.

Преподобный скорбел о распространении революционных учений, об упадке монашества в России. Особенно тяжело переживал отъезд старца Амвросия, что заметно сказалось на его здоровье. Отец Исаакий стал заметно слабеть и келейно принял пострижение в схиму, которое совершил над ним братский духовник, скитоначальник отец Анатолий (Зерцалов). По преставлении преподобного Амвросия на схиархимандрита Исаакия последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. Но братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, и он продолжил нести свой крест, что составило 32 года из пятидесяти лет его монашеской жизни и чему он отдал все свои силы.

Встречу со схиархимандритом Исаакием в июне 1894 года, за два месяца до его кончины, описал в своих воспоминаниях протоиерей С. Четвериков: «То был удивительный человек, олицетворение простоты, естественности, скромности и глубокой молитвенной собранности. Он не мог без слез совершать литургию. Мне пришлось видеть о. Исаакия, когда он уже был глубоким старцем. Он был среднего роста, довольно полный, сутуловатый старец, с длинными густыми седыми волосами, со спокойным, серьезным, прямым взглядом больших серых красивых глаз. Меня, студента духовной академии, мальчишку, он принял внимательно, ласково, сердечно, и много рассказывал о себе. На прощание он вынес мне жизнеописание оптинского старца Леонида, и, подавая его, сказал: "Возьмите, читайте: он тоже был из купцов"[2]. Меня очень тронули тогда эти его слова и его богослужение, совершаемое им со слезами на глазах, и благодаря ему навсегда установилась сердечная связь между мною и Оптиной пустынью с ее старчеством».

За месяц до смерти отец Исаакий передал управление обителью казначею. Нестяжательность святого особенно выказалась после его блаженной кончины: у него ничего не осталось, хотя в свое время это был человек богатый и имел порядочные средства. В завещании, составленном в июле, отец Исаакий распорядился свои иконы и книги передать Оптиной пустыни и добавлял: «Кроме же св. икон и книг ничего собственного я не имею… Наг родился я, ничего и не оставляю».

Умирал он тихо. Перед кончиной ежедневно причащался, продолжал принимать монахов и духовных чад и давать им наставления. Старец был покоен духом, хотя готовился к исходу из земной жизни не без страха: «Страшно умирать, — говорил он. — Как явлюсь перед лицом Божиим и на Страшный Суд Его? А сего не минуешь».

Последним его наставлением к братии, из которой многие спрашивали святого: «Как, батюшка, жить после вас?» — было следующее: «Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и всё будет хорошо. Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои».

У старца случился удар 2 сентября, и с тех пор он уже не мог говорить.  А 4 сентября 1894 года преподобный Исаакий мирно почил о Господе в глубокой старости, 85 лет от роду. Погребли его в Казанском соборе Оптиной пустыни.

В 1896 году по инициативе старца Иосифа (Литовкина) начался сбор материалов для составления жизнеописания преподобного Исаакия и в результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», опубликованный в журнале «Душеполезное чтение» и переизданный с некоторыми дополнениями в 1995 году.

 

у мощей преподобного Исаакия

Наместник и братия обители у мощей преподобного Исаакия в день празднования его памяти 4 сентября — левый придел Казанского собора Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь

В 1996 году схиархимандрит Исаакий I был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Для общецерковного почитания был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года. Мощи и икона преподобного Исаакия I (Антимонова) сегодня пребывают в Казанском соборе Оптиной пустыни. Частицы мощей преподобного находятся также в соборе Великомученицы Екатерины в Екатерининской пустыни[3], в храме преподобномученицы Елисаветы Свято-Елисаветинского монастыря и других храмах Русской Православной Церкви.

 

Икона преподобного Исаакия

Икона преподобного Исаакия, настоятеля Оптиной пустыни (1810-1894), написанная братией обители

Образ преподобного Исаакия часто встречается в настенных росписях Оптиной пустыни. После общецерковного прославления иконописцы пустыни, опираясь на сохранившиеся фотографии святого второй половины XIX века, создали его иконописный образ, и большинство известных сегодня изображений передает характерные черты его облика.

Дивный во святых Своих Бог прославляет и в наши дни Своего угодника преподобного старца Исаакия, молитвами которого да обрящем и мы милость у Пресвятой Троицы. Преподобне отче наш Исаакие, моли Бога о нас!

Днесь светло сияет память твоя, отче наш Исаакие, ангельским бо украсився благолепием, пастырь изряден монахом явился еси и, благочестием пресветло просияв, богомудрием всех, притекающих к тебе, озарил еси. Темже и ныне просвети нас, чтущих святую память твою, и научи благочестно почитати Троицу Святую и Нераздельную.

стихира на хвалитех, глас 3

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Оптинский патерик/ Сост. Мон. Иулиания (Самсонова). — Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2006
  2. Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития. Чудеса, Поучения. Акафист. Благословение, М., 2008
  3. Полное житие старца Исаакия I.
  4. Курский Свято-Троицкий монастырь - В Курске почтили память предков преподобного Исаакия Оптинского
  5. Преподобный Исаакий (Антимонов) / Монастырский вестник
  6. Служба преподобному Исаакию Оптинскому | Новые богослужебные тексты
  7. https://www.optina.ru/19_ischite_blag_nebesnyh/
  8. Четвериков С., прот. Оптина пустынь. 2-е изд., доп. Paris: YMCA-PRESS, 1988
  9. https://patriarh-i-narod.ru/?id=224:deyanie-o-kanonizatsii-optinskikh-startsev

 

[1] Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, священноархимандрит Свято-Введенской Оптиной пустыни, «Деяние о канонизации Оптинских старцев».

[2] С. Четвериков происходил из небогатой, глубоко религиозной купеческой семьи.

[3] Ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви в городе Видное, Московской области.

04.09.2025

Просмотров: 159
Рейтинг: 5
Голосов: 4
Оценка:
Комментировать