Пока сердце не станет мирным

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас c Новым годом, с церковным новолетием! С Новым годом, с новым счастьем! Желаю вам, чтобы вы всегда были с Богом.
Мы не можем желать, чтобы мы никогда не болели. Мы не можем желать, чтобы у нас всё складывалось хорошо. Так не получится. Но чтобы всегда быть с Богом — это можно. И тогда всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 13).
Когда человек попадает в тупик, он теряет смысл своей жизни. Мы можем сделать что-то грандиозное, построить что-то, но это всё равно разрушится. А душа бессмертная не разрушится, она будет вечно.
И сегодня очень важно всё время держать себя в узде — иногда сквозь слезы, прикусив язык, потому что это очень больно и трудно. Грех в тебе живет и хочет проявиться, а тебе нельзя доставлять ему такую возможность. Нам нужно себя сдерживать.
Мало ли что тебе в голову взбрело. А откуда это взбрело? Мало ли чего тебе захотелось. А что тебе захотелось? Непонятно. Есть конкретная задача, есть конкретные обстоятельства нашей жизни, конкретные люди, за которых мы отвечаем. Чего нам лезть туда, куда не просят, где нас никто не ждет? У нас есть свои таланты. И эти таланты мы должны реализовать для Бога, как рабы неключимые. И не говорить, что мы герои.
Честно говоря, я уже много лет нахожусь в таком состоянии, что если бы я не был священником, то сомневаюсь, ходил бы я в храм или нет. Честно говорю вам. Это моя исповедь перед вами. Ну зачем мне притворяться? Зачем мне кого-то обманывать? Кого я обману?
Но мне нужно быть в храме — это моя служба. И я должен забыть о себе и трудиться Богу. Именно такое понимание придает человеку устойчивость. Потому что не имеет значения: есть вдохновение, нет вдохновения. Есть какое-то «Ох, сейчас полетели!» — а потом хочется забиться куда-то в угол, и чтобы тебя никто не трогал, потому что «достали уже со своей духовностью».
А это на самом деле не духовность. Духовность — это любовь. А слова, пусть даже самые высокие и духовные, могут быть вредными, если нет любви. Без любви все правильные слова не приносят человеку облегчения и утешения.
Другое дело — когда человек отвечает за свою жизнь, за свою семью, за своих близких, за свою работу, за свои отношения с Богом, потому что мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6: 20). Мы сегодня все (или почти все) причащались Тела и Крови Христа. А что я воздам Богу? Что я Ему отдам? Мне нечего отдать, я нищ — гол как сокол.
Поэтому, братья и сестры, не унывайте, пожалуйста! Не торопитесь, когда у вас неспокойная душа. Не говорите слово, пока сердце не станет мирным. Не раньте, не обижайте, жалейте друг друга, помогайте друг другу. И тогда у вас будут силы. Тогда ближний будет не в обузу. И ты уже не будешь думать: «Ой, Господи, как бы убежать из этого дома, где ноют и пилят», а наоборот — встретишь своего ближнего, как солнышко, которое взошло и осветило всех вокруг.
Знаете, как хорошо, когда тебя ждут, когда ты кому-то нужен и можешь кому-то помочь. Как это важно в нашей сегодняшней жизни! Поэтому церковное новолетие мы встречаем с надеждой, что всё у нас еще изменится, что мы еще не начинали жить — мы еще только готовимся начать новую жизнь, в которой будут только свет, только любовь, только благодарность Богу.
Но за это нужно умереть — ни много ни мало… Готов ли кто-нибудь умереть за то, чтобы у него была хорошая, светлая жизнь? Мы пока к этому не готовы. Мы только готовимся. Я тоже думаю: «Вот подготовлюсь и когда-нибудь скажу греху: "Всё! Я себя не жалею, я иду до конца, хоть и падаю, и ошибаюсь…"» Но нет — сил пока еще не хватает.
Так что давайте помолимся друг за друга, чтобы мы были примером для тех людей, которые рядом с нами. Когда верующий человек ругается матом — это хула на Бога. Такого быть не должно. Когда верующий человек лицемерит и пытается изображать из себя того, кем он не является, — это противно. Надо быть прямым. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Мы сюда пришли лечиться. Мы в храм пришли лечить свою больную душу, исправлять свои отношения друг с другом, учиться любить друг друга. И больше нам ничего не надо. Люби — и делай, что хочешь, как сказал один из святых отцов, блаженный Августин.
Поэтому помоги нам всем, Господи. У каждого — свой крест. Я понимаю: всем кажется, что его крест — самый тяжелый, но, может быть, кому-то гораздо тяжелее. Имея мало, человек может быть доволен всем. А имея много, может всё время нуждаться…
Когда у человека действительно остается только Бог и все остальные от него отвернулись, он свободен. Дай Бог нам всем этой свободы.
Проповедь после Божественной литургии 14.09.2025 г.
22.09.2025