Об исповедании грехов

— От одного священника услышал о том, что если грех не мучает и не обличает совесть, то в таком состоянии лучше и не идти на исповедь. По Вашему мнению, если умом понимаешь, что согрешил и что нужно исповедоваться, а сердца в данный момент это не коснулось, стоит ли просить у Бога прощения и будет ли это покаянием?
— На самом деле этот вопрос сильно связан с какими-то определенными традициями, которые есть в том или ином храме, в том или ином монастыре, у того или иного духовника. Наверное, однозначного решения в этой ситуации не существует.
В каких-то случаях, в некоторых приходах и храмах исповедь — это достаточно внешний момент, когда люди не очень друг друга знают. Я имею в виду, когда священник видит конкретного человека, может быть, в первый и последний раз в жизни. Или, например, приехал паломник или много людей, и человек подошел, какие-то слова дежурные сказал. Это одна ситуация. Совсем другая ситуация — когда маленький приход, люди друг друга очень близко знают, священник давно всех знает, Ваши особенности знает. Поэтому тут трудно однозначно сказать.
Исповедь в нашем сегодняшнем прочтении — это одно. А где-то в монастырях исповедь — это вообще редкое явление. Мы в Черногории расписывали храм и поинтересовались, как у них происходит исповедь. Там сестры исповедуются раз в год.
Надо найти то решение, которое подходило бы для Вас.
Как некоторые делают? Подходят, берут благословение, так как человек хочет причаститься, но в данный момент у него нет какой-то развернутой исповеди. Он подходит, говорит, мол, благословите причаститься, и священник его благословляет, и он уже не самочинно идет причащаться, а все-таки по благословению.
— А без благословения нельзя?
— Это как вариант решения. Но, опять же, полагаться только на свои мысли, чувства очень сложно, потому что все наши мысли и чувства такие обманчивые! Человек может сам себя убедить как в одном, так и в другом. Он может себя так накрутить, что ему покажется, будто он вообще самый последний грешник. И тут же он может себя так перенастроить, что ему покажется, будто ему вообще не в чем каяться, понимаете?
С одной стороны, не стоило бы полагаться только на себя и свои мысли. А с другой стороны, все-таки хотелось бы, чтобы наша исповедь была живым разговором с Богом. Но это очень редко бывает. И это так не потому, что мы этого не хотим или не очень сильно стараемся, а потому, что, как всякое чудо в этом мире, происходит чуть-чуть независимо от нас.
Я советовал бы всё время быть чутким к себе, смотреть, что во мне происходит, что внутри меня делается, и время от времени корректировать свою позицию, спрашивая у ближних. Мы же не живем на необитаемом острове. Если бы мы были в одиночестве, в пустыне, тогда эта проблема была бы другая. Но поскольку мы рядом с людьми, очень часто люди могут нам подсказать — не в богословских каких-то формулах, а в обычной простоте сказать несколько слов, которые нас как-то направят, скорректируют.
Подготовила Ольга Александрова
Эту и другие беседы можно посмотреть на страничке иконописной мастерской нашего монастыря в Instagram.
02.10.2025