О воле Божией и неуверенности в себе

— Как стать уверенной в себе? Из-за неуверенности, наверное, я боюсь всего: найти работу, действовать, семью создать…
— Как стать уверенной? Не знаю. Может, и не надо становиться уверенной, может, оставайтесь неуверенной. Неуверенные люди тоже нужны.
Понимаете, бывает такая неуверенность со знаком плюс. Она дает возможность человеку что-то воспринимать нешаблонно и в себе, и в обстоятельствах жизни. А когда человек сильно уверен, он всё знает, это, конечно, определенные плюсы ему дает, но у них есть всегда оборотная сторона.
Вся наша жизнь — это как ткань, у которой всегда есть изнанка. Есть такие ткани — гобелены, они очень красивые с внешней стороны, а перевернешь — и там какие-то нитки, затяжки, просто ужас.
Люди чаще всего живут этой лицевой стороной, они на изнанку не обращают внимания до поры до времени, а мне кажется, стоило бы понимать, что за всеми вещами всегда есть изнанка, и она рано или поздно о себе заявит, понимаете?
Поэтому в нашей неуверенности есть, может быть, и положительные стороны. В ней, может быть, есть какие-то свои хорошие моменты, которые тоже надо правильно понять, увидеть и в нужное русло направить. И тогда, возможно, откроются удивительные возможности. А так мы будем гнаться всё время за уверенностью и никогда не догоним, и будет только надрыв.
Я вот тоже очень неуверенный человек. И какая у этого положительная изнанка? Пытаюсь ее найти, но пока не нашел. По крайней мере, я понял, что это моя неотъемлемая черта, и в какой-то момент просто перестал с нею бороться.
— Что делать, когда живешь в стране, где нет храмов поблизости, а стремление вести христианскую жизнь — есть? Что включает в себя христианская жизнь помимо посещения храма?
— Христианская жизнь очень многоплановая, многообразная. Она протекает в разных сферах жизни, и тут всё зависит от ситуации.
Мы знаем какие-то примеры из христианской истории, когда люди могли спасаться, находясь в неблагоприятных, мягко говоря, условиях. Как Иоанн Русский. Он попал в плен и там стал святым. Но это же не значит, что все люди, оказавшиеся в его ситуации, также станут святыми. Нам нужно понимать, что именно в наших возможностях.
Я вот хотел стать художником, жил в Бресте и понимал, что там не стану художником, и поехал поступать в Минск. Хотелось ли мне, шестнадцатилетнему подростку, куда-то уезжать из родительского дома? Вообще не хотелось. Было ли мне в Минске хорошо? Было очень тяжело, особенно первое время. Но я так сделал, потому что для меня это было важно, что и толкнуло меня на серьезные изменения в жизни.
Я думаю, что, если вы всерьез захотите вести христианскую жизнь и поймете, что в тех ситуациях, в тех условиях, где вы находитесь, этого делать не можете — вам надо просто поменять страну, поехать туда, где хорошо вести христианскую жизнь, где на каждом шагу храм. Где вы сможете участвовать в богослужении, если это для вас станет настолько первостепенным.
Ну а если вы обременены какими-то семейными обязанностями и такой возможности нет, то это совсем другое дело. Тогда вам надо искать возможности. В любой ситуации можно найти выход, но надо только понять, что зависит лично от меня. Если вы будете над этим думать, то всё совершенно поменяется таинственным образом, как бы независимо от вас.
— Как понять, что выбор сделан в соответствии с волей Божией? Если возникает вопрос и сомнения в отношении уже сделанного выбора, не указывает ли это на то, что выбор был сделан не по воле Божией?
— Мы выбираем что-то каждый день по множеству раз и очень часто, наверное, ошибаемся в своем выборе, но эти ошибки приводят нас к каким-то новым обстоятельствам, которые ставят опять перед каким-то выбором, и так до бесконечности.
Поэтому я думаю, что даже если вы будете ошибаться, где-то не в ту дверь заходить и все-таки искать волю Божию, то вы ее обязательно найдете, а сомнения всё время будут с нами. Так не бывает, чтобы человек жил и ни в чем не сомневался. Вернее, бывают мгновения такие благодатные, когда действительно мы понимаем, что всё в надежных руках, но это лишь мгновения. Потом наступает момент, когда человеку опять кажется: всё не так.
Я думаю, что не всегда воля Божия так легка и так, знаете, пряма, что всё идет как по маслу. Не всегда так бывает. Мне кажется, что воля Божия именно в том, чего нам меньше всего хочется. Главное, чтобы у нас было желание ее искать.
Вот пришел вечер, и есть выбор: взять молитвослов и почитать вечерние молитвы или взять телефон и посидеть в нем. Что легче и проще? Конечно, взять телефон. В чем здесь воля Божия? Конечно, взять молитвослов. Всё просто!
Выбор будет всегда: унывать, роптать и отчаиваться или жить, смиряться и благодарить Бога. Что легче? Ну, конечно, первое — легче. Но это и само собой получается, а благодарить Бога — тяжело, но очевидно, что воля Божия будет именно в этом.
В нашем русском Православии дается свобода человеку самому принимать решения и нести за это ответственность.
Мне кажется, каждому надо просто понять, что в данной ситуации требуется от вас, что Господь от вас хочет. Если Господь хочет неукоснительного послушания — и следуйте этому. Но это не значит, что так плохо или так хорошо, или так правильно, или так неправильно. Всё может быть по-разному. В какой-то ситуации будет так правильно, а в какой-то — по-другому.
Нужно думать и искать, самому что-то пытаться понять. Иногда нужно советоваться — не с первым встречным, а с человеком, который вашу ситуацию знает. И бывает, что через такого человека тоже можно очень многое понять. Со стороны всегда виднее, и мы потом это тоже увидим со стороны, когда пройдет какое-то время.
Подготовила Ольга Александрова
Эту и другие беседы можно посмотреть на страничке иконописной мастерской нашего монастыря в Instagram.
11.09.2025