X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Нам радостно, что помогаем чьей-то встрече со святым»

сотрудники мастерской лаковых икон

Новая серия наших публикаций в рубрике «Служение. Мастерские» рассказывает о людях, которые несут послушание в мастерской лаковых икон.

«Мы благодарны Богу, что у нас такое послушание», — говорит монахиня Лия (Варшаковская).

В кабинете на полках расставлены коробки с ликами для будущих икон. На стене висит портрет княгини Елисаветы — в мастерской ее считают своей покровительницей.

Писаные иконы дорогие, не у всех есть возможность их заказать. Лаковая икона — это бюджетный вариант.

Мастерская лаковых икон появилась в нашем монастыре более десяти лет назад благодаря инокине Ольге и Виктору Логвинову.

Но во время пандемии ковида ее пришлось закрыть на год. Позже духовник монастыря, отец Андрей Лемешонок, благословил сестру милосердия Ирину Сущеню восстановить мастерскую. Она как руководитель проделала для этого большую работу. И вот уже четыре года там трудится новый коллектив.

Монахиня Лия — менеджер заказов, сестра Людмила Радивилка — поклейщик икон, сестра Наталья Вербицкая — упаковщик. Они рассказали о своем служении.

— Нет ли у вас ощущения, что настоящая икона — это писаная, потому что при ее создании иконописец вкладывает душу? А образ на бумаге на порядок ниже?

Сестра Людмила. Нет, у нас такого ощущения нет. Я могу сказать как поклейщик: вот я беру лик, досочку, обрабатываю, клею… И когда смотрю на результат, понимаю, что это — икона. Для меня она стоит на одном уровне с писаной. Я тоже вкладываю душу в процесс. Это тоже творчество.

Монахиня Лия: Нет разницы, перед какой иконой молиться — писаной или бумажной, важно само обращение к святому, к Богу, к Богородице. Это же лики Господа, Богородицы, святых.

 

сотрудница мастерской

Сестра Людмила: Икона это окно, через которое мы смотрим на духовный мир. Ты открыл окно и «видишь» святого. А как без иконы? Просто воображать себе святого очень сложно.

И тут зависит от человека и его веры перед какой иконой ему хочется молиться.

— А чем тогда для вас ценна именно лаковая икона?

Сестра Людмила: Тем, что она натуральная. Лик бумага, основа иконы дерево. Ты берешь икону в руки, а она пахнет деревом, и ты чувствуешь тепло.

Иногда мы делаем иконы на холсте и МДФ, но заказчики в основном просят именно на дереве. И икона получается живой.

— Почему эта мастерская для вас важна?

Сестра Людмила: Я иногда думаю: «Боже, уже десять лет, как существует мастерская. И сколько за это время мы сделали икон, сколько их в домах людей, в храмах!» Это так ценно, что человек через них обращается к Богу, святым. И ты к этому причастен.

Это дает чувство смысла, что не зря живешь, что твое дело имеет какое-то значение для другого.

Монахиня Лия: В мастерской каждый день у нас общая молитва, чтение Евангелия, в четверг — акафист святителю Николаю. Сестры верующие, ходят на богослужения. Это помогает чувствовать единство.

Сестра Людмила: Даже если в твоей жизни есть какие-то проблемы, приходишь в мастерскую, начинаешь трудиться, — и все проблемы забываются, ты уже весь в творчестве. Я считаю, что в мастерской мы под защитой святой княгини Елисаветы, чувствуем с ней духовную связь.

Может быть, у вас есть какие-то примеры Божией помощи?

 

монахиня свято-елисаветинского монастыря

Монахиня Лия: Помощь Бога и Его действие в моей жизни я чувствую каждую минуту. Проснулась утром — благодарю Бога, что Он дал мне силы на новый день. Прожила день — благодарю Бога, что всё прошло тихо, мирно. И я понимаю, что это не благодаря мне или кому-то другому, это Господь всех покрывает.

Сестра Людмила: Когда в пандемию мастерская закрылась и нас уволили, я подумала, что недостойна клеить иконы. Потом, когда меня взяли обратно, я обрадовалась, ведь для меня работать с иконами — это бонус.

Поклейка икон это довольно монотонное занятие. Вы говорите, что работа с иконой это для Вас бонус, а хватает ли усердия?

Монахиня Лия: Сестра Людмила очень сосредоточенно и кропотливо трудится.

Сестра Людмила: Мне это очень нравится, особенно когда работа сложная. Возможно, к такой работе у меня есть природная склонность. Поначалу у нас было много людей, мужчины не выдерживали такую монотонность, им требовалось движение. А мне — наоборот.

К нашему разговору присоединяется сестра Наталья.

Сестра Наталья: Когда сестра Людмила наклеивает лик на доску, она зовет нас: «Сестры!» — и мы все собираемся посмотреть на результат. Как красиво оживает икона! Когда образ готов и у него законченный вид, всё в нем преображается. И возникает ощущение, что Бог рядом.

 

икона Троицы

Сестра Людмила: В мастерской есть каталог ликов, где представлены образцы и греческого письма, и византийского, и русского. Но мы выполняем и индивидуальные заказы: нам присылают желаемый лик, и дизайнер готовит его для печати. Для нас важно передать людям частичку своего тепла.

Сестра Наталья: Бывает так, что икона, с которой ты работаешь много раз, уже на потоке, но в какой-то момент открывается тебе по-другому: смотришь на нее и как будто видишь первый раз.

Монахиня Лия: Были случаи, когда кто-то ищет лик определенного местночтимого святого, важного для него, спрашивает: «А вы сможете сделать? Я долго искала икону, но нигде не нашла». Мы говорим, что попробуем и стараемся выполнить. И люди радуются. А нам тоже радостно, что мы помогли чьей-то встрече со святым. Это ведь очень важно.

Сестра Людмила: Мы еще и растем в мастерской. Тут происходит серьезная душевная работа. Хоть у нас и маленький коллектив, но каждый со своими эмоциями, характерами.

Монахиня Лия: Это также и опыт бережного отношения к ближнему: не ранить его, не обидеть. Если вдруг есть какое-то недопонимание, конечно, просим друг у друга прощения. И стараемся прийти к компромиссу.

Сестра Людмила: После послушания в монастыре мне уже было бы тяжело работать в миру — там нет нашего единства. Помимо выполнения своего послушания здесь, благодаря иконам, молитвам, ты постоянно приобщаешься к духовной жизни. Это очень большая ценность, потому что даже какие-то неприятности должны приводить нас к духовному росту.

Монахиня Лия: Когда стоишь в храме на литургии или молебне, то молитвенно поминаешь сестер, ведь они тебе уже очень близки.

Я думаю, Господь это слышит, и Он объединяет. Мастерская все-таки — это семья.

Можно ли сказать, что сюда люди приходят неслучайно?

Сестра Людмила: Я пришла в мастерскую после разных жизненных мытарств. И именно мастерская меня привела к Богу. Так сложились обстоятельства, что меня взяли на послушание в монастырь. До этого я ходила в церковь, молилась, чувствовала покров Богородицы. Но здесь потихоньку, маленькими шажками я расту в вере.

Благодаря посещению Божественной литургии, послушанию вера укрепляется. Если ты доверяешь Богу, то чувствуешь себя под Его защитой, знаешь, что любые неприятности, болезни даны для твоего развития, и надо просто всё перетерпеть.

Монахиня Лия: Господь дает каждому на потребу, поверьте, даже самую маленькую птичку питает. Как говорится в Писании, и Соломон не одевался в своей славе, как полевая лилия (ср.: Мф. 6:29). Чтобы укрепиться в доверии Богу, мы каждый день читаем молитву Оптинских старцев.

Сестра Наталья: Моя бабушка по отцу была очень верующая католичка. Она помогала храму, служила. И у меня сохранились воспоминания из детства, как она меня причащала.

Помню, в детстве у нас было радио, и по нему шла программа «О верующих и неверующих». Я любила ее слушать, мне было интересно. Мы садились с бабушкой ее обсуждать: я рассказывала то, что услышала в передаче, а она то, что знала о вере. Это было такое тайное обучение.

В мастерской я года четыре, пришла сюда после ковида. До этого я трудилась в монастыре, но в другом месте. На этом послушании я чувствую покой. Когда ты идешь с удовольствием на работу, это дорогого стоит, и за это надо благодарить Бога. Господь так управил, что мы все собрались здесь в одну семью. Я даже не могу сказать, что это работа, для меня это второй дом.

Что для вас означает слово «послушание»? Послушание кому в первую очередь?

 

православная женщина

Сестра Наталья: В первую очередь это послушание Богу.

Монахиня Лия: Это еще и служение: друг другу, заказчику. К нам приходят люди, и мы принимаем их с радостью. Я сейчас даже подумала, что, может быть, послушание от слова «слышать» — слышать друг друга, быть к человеку внимательным.

— А у вас есть какие-то любимые лики, дорогие сердцу?

Сестра Людмила: Когда я только пришла в мастерскую, мне почему-то была очень близка «Троица» Андрея Рублева. А сейчас уже все лики любимые. С каждым днем узнаешь всё больше святых. И, наверное, когда наша душа расширяется и уже может больше вмещать, все святые становятся любимыми и близкими.

— А как почувствовать живого Бога?

Сестра Людмила: Бог Он же во всем. В погоде, в пейзаже за окном, во всем разнообразии мира.

Монахиня Лия: Есть два способа познать Бога: читать Библию и созерцать сотворенный Господом мир.

Сестра Людмила: Бог и мир, который Он создал, совершенны. Иногда я смотрю на дерево: оно может быть кривое, корявое, но при этом красивое. А смотришь на остатки разрушенных зданий, которые создал человек, это выглядит неприглядно. Человек не вложил в свое творение то, что вложил Бог. В природе даже в любом несовершенстве чувствуется божественное проявление. И если ты вдруг теряешь ощущение Бога, то окунаешься в мир природы, и твоя душа восстанавливается.

Монахиня Лия: Я из верующей семьи. Помню, как в детстве мы с сестрами гостили у одной бабушки, у которой дочь была атеисткой. И она спросила у нас: «Откуда вы знаете, что Бог есть?» Мы ответили: «Вот посмотри, какое солнышко, какая тучка. А разве ты можешь такой цветочек создать сама? А кто его создал?» Наверное, Господь говорил тогда через нас, детей. И умная, образованная женщина не могла ничего возразить на наши детские слова.

Господь создал этот мир для нас. Мы венец творения. Как не благодарить Творца? Какая красота в мире: реки, озера, леса. Вот божья коровка ну как можно создать такую красоту?! А какие краски у леса! Лес вроде бы зеленый, но в листве десятки оттенков этого цвета. Когда человек сможет это ощутить, увидеть, он станет ближе к Богу через благодарение. Просто многие не замечают ни природы, ни ближних, ни мира вокруг. Человек замыкается в себе, ему не поступает «кислород», и он задыхается. Так же происходит и с нашей верой: ее нужно подогревать молитвой, богослужением, причастием, исповедью, работой над собой.

Мы благодарны Богу, что у нас есть такой коллектив и чуткий руководитель, и мы можем через это послушание принести людям хоть какую-то частичку тепла. В этом и состоит наше служение.

 

три сестры из мастерской

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Максима Черноголова

16.09.2025

Просмотров: 124
Рейтинг: 5
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать