«Люди хотят видеть Бога через наши глаза» (часть 2)

— Робин, где Вам удалось побывать, что увидеть, пока гостили в Беларуси?
— В первую очередь я посетил с экскурсией Свято-Елисаветинский монастырь. Узнал об отце Андрее Лемешонке и его роли в жизни монастыря.
Мне всегда хотелось увидеть белорусскую глубинку, познакомиться с настоящей деревенской жизнью. Мы жили в Пинском районе у родителей Оксаны, они приняли меня с любовью и заботились, как о собственном сыне. Мама готовила вкусные блюда, а отец делился своим жизненным опытом.
Я встретился с местным священником — отцом Василием, настоятелем храма Архангела Михаила в Плещицах. Он рассказал нам о своем служении и провел экскурсию по деревне Велятичи и в местном храме Рождества Пресвятой Богородицы, где также является настоятелем.
Мы ездили и в деревню Сочивки, в храм Иверской иконы Божией Матери. Настоятель, отец Олег, рассказал историю храма, чудотворной Иверской иконы, о местных новомучениках, а также показал нам чудо — все иконы в храме отпечатались на стене, на которой висели. Это обнаружили во время ремонта.
Еще я принял участие в крестном ходе 28 июля, посвященном Крещению Руси. Крестный ход организовал отец Александр, настоятель храма святых Петра и Февронии в Пинске.
Отец Александр дал возможность познакомиться с опытом проведения развивающих занятий с детьми и уроков в воскресной школе при храме святых Петра и Февронии. Преподаватели рассказали о своей работе. Меня удивило, что они начинают заниматься с малышами с двух лет, и дети, вырастая в храме, привыкают к нему и находят себе друзей в лоне Церкви. Классные комнаты полностью оснащены необходимым оборудованием и огромным количеством игр — маленьким детям нужно постоянно переключать внимание на разные виды деятельности.
Мне также было интересно посмотреть на православные монастыри, поэтому я посетил Свято-Успенский Жировичский монастырь, познакомился с историей обители и даже окунулся в святом источнике.
— Что больше всего в Беларуси Вас удивило — в приходской жизни, в отношении отцов и детей, мужчин и женщин?
— Многие наши традиции кардинально отличаются от ваших.
Меня очень удивило и огорчило количество гражданских браков у вас в стране. Количество разводов тоже огромно. У нас в Индии, например, мужчина и женщина до свадьбы не имеют права касаться друг друга, даже поцелуи — это только после свадьбы. В этом смысле наши нравственные традиции очень сильны. Значение семьи — главенствующее в жизни. Разводы единичны, и их причина — проникновение в нашу культуру голливудских фильмов. К сожалению, мы это влияние ощущаем, особенно в больших городах: девушки носят брюки, выбирают открытую одежду. Алкоголь, свободные отношения, разводы — это уже есть в больших городах. В провинции всё еще сильны семейные ценности и чистота нравов.
Также меня поразило, какое сильное негативное влияние оказывают на вашу молодежь европейские ценности через телевидение, интернет, СМИ.
До посещения Беларуси я и не осознавал, насколько губительна роль коммунизма в вашей истории: храмы и монастыри были разрушены, потеряна преемственность веры между поколениями. Мне это очень трудно представить, так как у нас преемственность Православия — 2000 лет. И удивительно, что, несмотря на 70 «вырванных» лет, вы сохраняете веру у себя в стране. Более того, строятся новые храмы и монастыри, в то время как в Европе без каких бы то ни было гонений на Церковь они закрываются.
— А что происходит в общении детей и родителей в Индии?
— Уважение к старшим заложено в нашей культуре. Дети находятся в послушании у родителей. Отец — глава семьи и основной добытчик. Приветствуя родителей, дети кланяются, касаются их стоп в знак уважения. Родители, в свою очередь, касаются ладонями головы своего ребенка — благословляют. Дети встают, если старшие входят в комнату, сразу предлагают лучшее место, чтобы им сесть. Это сильно отличается от того, что я увидел в Беларуси: непослушные дети, огромное количество матерей-одиночек, неуважение к старшим, дома престарелых...
— Вы обратили внимание, что и отношение к браку в наших странах сильно отличается.
— Кардинально, особенно у мужчин. Создать семью, воспитать сыновей — у нас это стоит во главе угла. Ты состоялся как мужчина, если у тебя крепкая семья. Ты состоялась как женщина, если воспитала детей и стала тылом для своего мужа. У нас почти нет холостяков и старых дев. Родители всегда найдут тебе пару, устроив договорной брак.
— Договорные браки всё еще популярны в Индии?
— В настоящее время молодежь может выбрать пару по любви. Но в целом большинство браков договорные. Родители ищут пару своим детям.
— Но есть риск, что родители могут ошибиться…
— Да, но ошибиться можно и в браке по любви. Главное, чтобы было отношение к браку как к святыне. Мы создаем семью с мыслью, что это твой единственный человек на всю жизнь, и ты не допускаешь мысли о разводе. А это значит, что и весь твой брак строится только на созидании отношений в нем, поиске компромиссов и преодолении недопонимания.
— А Вы сами какой брак предпочитаете?
— Я современный молодой человек: надеюсь жениться по любви. Один раз и на всю жизнь (улыбается). Хотелось бы встретить благочестивую православную девушку, для которой семейные ценности — не пустой звук.
— Какие запоминающиеся мероприятия Вы посетили в Беларуси?
— Мы побывали на фестивале «Вьюн» в Городище. Там я познакомился с культурой Пинского региона, попробовал настоящую белорусскую мачанку и даже станцевал белорусский танец.
— И как Вам наша белорусская кухня?
— Я привык к ней довольно быстро. Это было неожиданно, так как в Керале мы ежедневно едим свежую морскую рыбу, а найти в Пинске свежую рыбу, даже речную, оказалось не так просто. Но мне пришлась по душе местная кухня. Особенно понравились драники, пельмени и полендвица из курицы.
— Чем Вас впечатлила природа Беларуси?
— Неожиданно много лесов, озер, рек. Очень красивые деревенские пейзажи. Мы много гуляли, катались на велосипедах, удили рыбу, собирали грибы в лесу. Я впервые в жизни был в лесу. В Индии это невозможно — прогулка в джунгли бывает только в один конец (смеется), так как там можно встретить тигра, льва, слона или ядовитую змею.
— Какие персональные открытия у Вас случились в нашей стране?
— Открытием для меня стали люди — добрые и гостеприимные.
Удивительно чистые города. Хотя я живу в самом чистом штате Индии, я даже не представлял, что может быть так чисто на улицах.
— Встреча с кем запомнилась Вам больше всего?
— Мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с епископом Пинским и Лунинецким Георгием. Меня удивило, как просто и с чувством юмора владыка с нами разговаривал. В нашей традиции так не принято — с епископами беседуют только священники.
— Как поездка в Беларусь повлияла на Вашу веру? Возможно, что-то изменилось в Вашем восприятии Православия?
— Я обратил внимание, что священники в свободное время за пределами церкви носят светскую одежду. И, что тоже меня впечатлило, сами работают над благоустройством своих храмов: косят, выполняют ремонтные работы. У нас такой традиции нет. Священник без облачения не может показаться на людях, равно как и работать вместе со своими прихожанами. Я понял, что это один из способов служить примером для своих прихожан, быть к ним ближе.
— Какие воспоминания Вы увозите с собой?
— Лучшее воспоминание — это моя жизнь в деревне: тишина, умиротворение, отсутствие людей, чувство свободы. Этого нет в Индии. У нас слишком много людей, чтобы остановиться, остаться наедине с собой.
— Вы хотели бы сюда вернуться?
— Да, очень. Я почувствовал, что это как будто мой второй дом. Молюсь, чтобы еще раз приехать в Беларусь. А еще я мечтаю побывать в России, посетить Покровский монастырь в Москве. Наша Маланкарская Церковь особо почитает Святую Матрону Московскую. Также у меня есть заветная мечта — взять благословение у патриарха Кирилла.
А еще для меня было большой радостью посетить ваш монастырь. Я видел белых и черных сестер и трудниц. Удивительно, что монастырь имеет столько направлений деятельности. Благослови вас Бог!
Беседовала Ольга Косякова
«Люди хотят видеть Бога через наши глаза» (часть 1)>>
04.09.2025