X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Никогда не отчаивайся!» (часть 2)

Сестрическое собрание с отцом андреем лемешонком

Продолжаем делиться мыслями и опытом наших монашествующих сестер и духовника обители отца Андрея Лемешонка о том, как преодолеть уныние и отчаяние.

 

Монахиня Досифея (Евменова)

Монахиня Досифея (Евменова): Я отношусь к категории людей, которые видят трагедию там, где для других всё просто. Как будто внутри сидит нытик — жалею себя.

Мне сейчас вспомнилась история, которую рассказал один брат. По своему послушанию я пересекаюсь с братьями, страдающими алкогольной зависимостью. Эти люди пьют, потому что не находят выход из своих переживаний, пытаются утешить себя через алкоголь и доходят до болезненного состояния. Один такой брат пил очень много, бывал в сильных запоях по полгода. И вот однажды он дошел до состояния, что лежал в луже возле школы. Вдруг к нему подошла девочка лет восьми и спросила: «Дядечка, почему же вы так себя не любите?» Брат рассказывал, что девочка с такой жалостью, с таким состраданием произнесла эти слова, что он задумался и захотел измениться.

Так и мы, когда лежим в греховной луже, вдруг обнаруживаем, как лучик пробивается к нам и совершенно неожиданно, без каких-либо твоих усилий, проникает и говорит: «Ну как же ты так… Я же тебя люблю». Тогда цепляешься за этот лучик и встаешь, появляется надежда. Наверное, это и называется милость Божия.

Но когда приходит обида, саможаление — этот лучик прячется. Вся проблема в том, что нам нравится состояние жалости к самому себе. Поэтому мы закрываемся и не даем себе помочь.

Человек — такое противоречивое существо!.. Я, с одной стороны, противлюсь соборной жизни, а с другой — чувствую зависимость от нее. Бывает, произносимые на наших собраниях слова тебя режут, чувствуешь внутренний протест. Но всё равно уходишь другим человеком, меняется направление твоих мыслей. И это состояние соборности тоже помогает не замыкаться.  

Слушая истории про людей, которые заканчивали жизнь самоубийством, я всегда задумываюсь об их состоянии: почему же они так поступают? Хотя порой у них есть семья, близкие, даже в бытовом плане всё более-менее благополучно. Почему они принимают такое решение, не думают о своих близких и о том, что всегда можно сделать что-то для других?..

Отец Андрей Лемешонок: А тебе помогает твоя бригада алкашей смотреть на жизнь иначе?

Монахиня Досифея: Да, братья очень помогают. Идеже бо умножися грех, преизобилует благодать (ср.: Рим. 5: 20). Ты наблюдаешь за их маленькими победами, например, когда кто-то встречается с родственниками, с которыми всю жизнь ломались отношения. Такие моменты утешают. Ведь братья настолько сильно прикасаются к греху, что задевают и невидимый мир, но нечистый. А здесь, в монастыре, рядом с храмами, с сестрами, они находятся под благодатью, и Бог входит в их жизнь. Они видят разницу между своими состояниями. Конечно, быть свидетелем этого — большое утешение.

 

Инокиня Екатерина Алексеева

Инокиня Екатерина Алексеева: Мать Севастиана рассказывала, когда приехала в монастырь, какое с ней случилось испытание. И мне тоже сразу вспомнилась история, как я приехала в обитель. Отец Андрей тогда отправил меня жить в вагончик. Я не знала, что это такое, но помню, как другие сестры почему-то посмотрели на меня грустно и переспросили батюшку: «Точно в вагончик?»

Когда я туда зашла, перед глазами предстала какая-то пугающая картина. Лица у женщин мне показались темными. Паспорт сказали держать под подушкой, личные вещи — забирать с собой. Я, конечно, испугалась. Почувствовала, как на меня начинает накатывать тьма, потихоньку стала планировать свое возвращение домой. К счастью, Господь подсказал задать вопрос старшей сестре: «Что самое сложное в монастыре?» И она ответила: «Послушание». «Значит, — подумала я, — если отец Андрей благословил, то мое послушание — оставаться здесь». И тут со мной произошло одно из самых больших чудес в моей жизни: как только я приняла эту мысль, с глаз как будто спала пелена: я увидела вагончик таким светлым, а сестер — такими хорошими! И знаете, время, которое я прожила в вагончике, было одним из самых благодатных. Я была такая счастливая! Сестры так обо мне заботились! Буквально один момент, правильная мысль от Бога — и ты исцелен, видишь уже всё в другом свете.

Отец Андрей Лемешонок: Одна мысль — и всё меняется. А можно находиться в раю, где всё в любви, и одна греховная мысль: «А вдруг Бог что-то не дает до конца?» — и во что превратилась земля...

 

Инокиня Екатерина Налецкая

Инокиня Екатерина Налецкая: Недавно врагу удалось загнать меня в тупик — в состояние, когда видишь только свою человеческую правду, а вокруг, как говорится, все враги. Но при этом внутри звучал голос Бога: «Смирись, пожалуйста». А я не хотела это слышать, принимала обиду, саможаление. Меня одолевало ровно то состояние, о котором батюшка говорил, — когда ты хочешь оставаться в этом саможалении. Оно усугублялось, пока Господь уже строго не сказал: «Выйди. — Я тебе сказал! Смирись». Я поняла, что нужно приближаться к выходу, иначе будет плохо. Пришлось склонить голову и попросить молитв и помощи. И как только я это сделала, сразу же увидела, как вражий карточный домик начал рушиться.

В таком состоянии тебе помочь может один лишь Бог. Сам себя ты только в тупик загоняешь. Понимаешь, что неправ, но, когда тебя закрутил греховный помысл, признаться в этом не можешь. Мне тогда с Божией помощью удалось держаться за мысль, что сейчас я вижу всё неправильно, искаженно.

Отец Андрей Лемешонок: Такие моменты будут повторяться. Надо делать выводы, чтобы не развивать это состояние, в котором грех в конечном счете хочет выгнать тебя из монастыря. Это самая желанная цель нашего врага — выгнать человека из монастыря. Нужно об этом всегда помнить.

 

Инокиня Анастасия Тарасевич

Инокиня Анастасия Тарасевич: По натуре я человек, как раз склонный к унынию и пессимизму. Поэтому, к сожалению, на сегодняшний день больше живу во мраке, чем во свете. За свет мне приходится сильно бороться.

У меня в этом году во время Великого поста был прожит непростой момент: состояние полного безразличия и равнодушия. Причем во внешних обстоятельствах от меня зависели несколько человек, на послушании была непростая ситуация. То есть на мне была большая ответственность, а внутри при этом — абсолютное равнодушие. Меня не трогала мысль, что, если я сейчас не соберусь силами и не начну что-то делать, будут потери и разрушения. Внутри была пустота.

Конечно, я пыталась искать выход. Благодаря времени Великого поста появилась возможность больше бывать на службах. Я пыталась больше молиться, но внутри никаких изменений не происходило. И в какой-то момент я поняла, что это состояние нужно просто прожить, чисто механически ходить на службы, на послушание, ни о чем не думать, а просто делать, делать, делать.

Слава Богу, это состояние долго не длилось. И когда спустя несколько месяцев я думала, почему и для чего мне дано было это всё пережить, пришла к такому выводу: в любой ситуации, в любой проблеме всегда есть центр и есть фон. Мой центр — это мои личные переживания, мое ощущение этой проблемы, Христос — только фон. А должно быть наоборот. Когда ты пытаешься в центр ставить Христа, доверять Ему и давать действовать, а от себя добавлять только то, что ты действительно можешь сделать на сегодняшний день, — всё меняется и воспринимается иначе, приходит мир.

Я по своей природе — отличник, мне сложно принимать ошибки. А делаю я их сейчас много. Господь же пытается научить жить по-другому. Отличник здесь должен стать двоечником.

Отец Андрей Лемешонок: Значит, подводим итоги. Важно помнить, что мы — не центр Вселенной. И если в состоянии уныния и даже отчаяния мы не способны ничего делать (а такое бывает), жизнь всё равно продолжается. Надо немножечко потерпеть и не делать резких движений, по возможности продолжать жить.

Помню, как отец Николай Гурьянов на меня посмотрел, и в его глазах была такая сильная скорбь… Он тогда сказал всего несколько слов: «Никто не знает, как мне сейчас тяжело». Всё. И потом он опять улыбается, снова благословляет, принимает множество людей… Я увидел, что в этом есть выход. Не надо погружаться в состояние, в котором сейчас находишься, рано или поздно оно пройдет. Время расставит всё на свои места. Нет безвыходных ситуаций, пока ты живешь на этой земле. Нет никаких тупиков, если ты все-таки не отказался от Бога. Господь, зная нашу природу и наши возможности, не попускает испытаний выше наших возможностей. «Чаю воскресения мертвых». Но перед этим действительно должна быть Голгофа.

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Смотреть видеозапись собрания>>

27.08.2025

Просмотров: 155
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать