X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Се, восходим в Иерусалим (часть 2)

Се, восходим в Иерусалим (часть 2)

У настоятельницы Марфо-Мариинской обители несколько раз была возможность незаметно покинуть Россию. После заключения Брестского мирного договора немецкое правительство в лице графа Мирбаха хлопотало перед советской властью о разрешении вывезти Елизавету Федоровну за границу. Великая княгиня, как и прежде, категорически отказалась покидать Россию. Мирбах два раза просил Елизавету Федоровну принять его, но она отказалась от всякого общения с представителями державы, ведущей войну с Россией. Великая княгиня говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Будь воля Господня».

Прошел спасительный Великий пост. Елизавета Федоровна провела его вместе с сестрами милосердия в своей любимой обители. Господь призвал матушку Елисавету к ее последнему испытанию сразу после Страстных дней и Светлого Воскресения Христова.

«В 1918 году Пасха Христова пришлась на 5 мая, в Покровском храме было отслужено торжественное Пасхальное богослужение, христосование Великой княгини с духовником, духовенством, сестрами милосердия. На третий день Святой Пасхи, в день празднования иконы Иверской Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон посетил обитель милосердия, отслужил молебен, ободрил в скорбях Августейшую настоятельницу и сестер, обещал со своей стороны отеческое попечение и защиту. Пробыл Его Святейшество в обители до 4-го часа дня. Все сестры ободрились — забыв на время свои скорби и не ожидая грозной бури, проводив Патриарха, духовно ободренные, как пчелки, ютились около своей любимой Матушки, не думая, что они ее видят последний раз», — писал игумен Серафим (Кузнецов).

Вечером того же дня Великая княгиня была арестована. Прежде чем сесть в машину, она всех осенила широким крестным знамением. Матушка навсегда покидала основанную ею обитель. С Елизаветой Федоровной добровольно отправились две сестры: келейница Варвара (Яковлева) и сестра обители Екатерина Янышева. Из Москвы в тот же день (7.05.1918) все они в сопровождении латышских стрелков были отправлены поездом в Пермь. Елизавета Федоровна следовала тем же маршрутом, что и в 1914 году, когда была на богомолье в Пермской епархии. Но в этот раз она прибыла в Пермь как узница, под контролем чекистов.

В Перми Великую княгиню с сестрами поместили в Успенском женском монастыре. Вместе с инокиней Варварой они провели здесь последние утешительные дни: в течение недели могли помолиться и укрепиться духом. Монахини всячески старались облегчить положение узниц. Большим утешением для преподобномучениц стало ежедневное посещение монастырских богослужений. Но пребывание в Перми было непродолжительным. Узниц везли дальше, на Урал.

Для высылки членов рода Романовых городок Алапаевск был выбран не случайно: находясь здесь, они не могли рассчитывать на какую-либо помощь.

 

«Я же приняла это не как крест, а как путь, полный света».

По пути была краткая остановка в Екатеринбурге. Матушку с сестрами поместили в дешевой гостинице на Успенской улице — так называемых Атамановских номерах (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области). Там уже жили князья императорской крови: Иоанн Константинович с супругой Еленой Петровной, Константин и Игорь Константиновичи, Великий князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, а также князь Владимир Палей, привезенные в Екатеринбург раньше из Вятской ссылки.

В Екатеринбурге представители дома Романовых пользовались относительной свободой передвижения. Елизавете Федоровне удалось передать заключенной в доме Ипатьева Царской семье пасхальные яйца, немного шоколада и кофе. В ответ ей пришло благодарное письмо великой княжны Марии Николаевны. Одна из сопровождавших преподобномученицу Елисавету сестер смогла подойти к забору и через щель увидеть государя.

 

Сегодня в здании бывшей гостиницы Атаманова располагается управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области. В июле 2009 года на нем была установлена памятная доска о пребывании здесь Великой княгини Елизаветы Феодоровны и князей Константиновичей.

Прошение Великой княгини, поданное в Уральский облсовет, с просьбой разрешить ей остаться в Екатеринбурге и поселиться в Ново-Тихвинском монастыре (одновременно аналогичное ходатайство было направлено из монастыря), советские власти отклонили и приняли решение: «Постановление президиума Облсовета о выселении ее в г. Алапаевск привести в исполнение».

20 мая 1918 года будущие страдальцы были привезены в Алапаевск и помещены в здание Напольной школы на окраине города. Первое время узникам разрешалось посещение городской церкви в сопровождении красноармейца. Но затем по указанию из Екатеринбурга был введен тюремный режим; всех слуг, кроме Федора Ремеза, удалили. У оставшихся отобрали всё, что можно было отобрать. Тогда же Варвару (Яковлеву) и Екатерину Янышеву отправили в Екатеринбург и сообщили им, что они свободны. Однако инокиня Варвара отвечала, что готова своей кровью подписаться: она желает разделить судьбу настоятельницы. Инокиню вернули в Алапаевск, но предупредили, что она будет на своем содержании, поскольку под арестом находятся только члены семьи Романовых. Владимиру Палею, как не носящему фамилии Романов, предложили отречься от своих родственников, на что князь ответил отказом.

 

Расписка Великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей о готовности к отправке из Екатеринбурга в Алапаевск. 19 мая 1918 года

Стремительное продвижение из Сибири на Урал белых войск подтолкнуло большевиков, видевших в заключенном государе и верных ему подданных угрозу (об императоре говорили: «дай ему возможность — он всю Россию обратно отработает»), к череде убийств узников, принадлежавших к роду Романовых. 13 июня 1918 года в Пермском лесу были расстреляны чекистами Великий князь Михаил Александрович и его личный секретарь Н. Н. Джонсон. Через 34 дня в Ипатьевском доме была жестоко убита Царская семья вместе с верными слугами. На следующую ночь, 18 июля 1918 года, произошло убийство в Алапаевске: земной путь Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары завершился мученически в Нижне-Селимской шахте.

 

В здании Напольной школы сегодня размещен посвященный преподобномученицам и Алапаевским страдальцам музей, женский монастырь. Здесь по-прежнему проходят уроки.

17 июля к алапаевским узникам явился чекист Петр Старцев с красногвардейцами и объявил, что их скоро перевезут на Верхне-Синечихинский завод, неподалеку от Алапаевска. Той же ночью Елизавету Федоровну и инокиню Варвару разбудили, посадили на подводу и повезли в направлении деревни Синечихи. За ними на нескольких подводах везли других членов императорской фамилии. Примерно в 18 километрах от Алапаевска, недалеко от дороги, находился заброшенный рудник. Одну из шахт рудника, Нижнюю Селимскую, палачи избрали для осуществления своего страшного замысла. Шахта имела в глубину около шестидесяти метров, бревенчатые стены ее полусгнили, внизу стояла вода.

Процессия остановилась, узникам приказали сойти с подводы. Промыслом Божиим на месте казни, рядом с шахтой Нижней Селимской, оказался местный крестьянин. Его показания описаны игуменом Серафимом (Кузнецовым): «Бог услышал молитву страдальцев и Сам непостижимыми судьбами раскрыл это небывалое преступление. Не раньше, не позже оказался вблизи этой роковой шахты на отдыхе ночном благочестивый местный крестьянин. Слышит вдали какой-то шум, встает, прислушивается; приближаются какие-то люди; узнает Царственных узников, которые, окруженные красноармейцами, поя духовные песнопения, идут на смерть. Видел он, как Великой княгине Елисавете Феодоровне завязывали глаза, затем подвели к шахте и, живую, с размаху бросили, а она успела еще сказать: "Господи, прости им, не ведают они, что делают". Притаившись, затаив дыхание, мужичок видел, как и остальных живыми бросали в шахту с не завязанными глазами… Затем в шахту было брошено несколько гранат, которые разрывами засыпали таковую.

Совершив кровавое сатанинское дело, красные палачи с циничным смехом ушли от шахты. Мужичок более суток был на своем месте, боясь выйти, думая, что шахта кругом оцеплена караулом. Он слышал в шахте глухие непонятные голоса страстотерпцев Христовых. Кто в силах передать эти страдания и муки словом и описать пером!»

 

В ночь на 18 июля 1918 года преподобномученица Елисавета была сброшена в шахту Нижняя Селимская в 18 километрах от Алапаевска.

Когда в Пермь и Екатеринбург вступила Белая армия адмирала Колчака и войска под командованием генерала Войцеховского освободили Алапаевск от большевиков, было открыто дело об убийстве Царской семьи и членов дома Романовых. Тела мучеников стали извлекать из шахты Нижняя Селимская для опознания и погребения: 8 октября 1918 года извлекли тело Ф. М. Ремеза; 9 октября — инокини Варвары и Владимира Палея; 10 октября — князей императорской крови Константина Константиновича и Игоря Константиновича, великого князя Сергея Михайловича; 11 октября — Великой княгини Елизаветы Федоровны и князя императорской крови Иоанна Константиновича. На груди Елизаветы Федоровны была найдена иконка Спасителя. На оборотной стороне ее имелась надпись: «Вербная суббота, 13 апреля 1891 г.». Это была дата перехода Великой княгини в Православие. В извлечении тел из 60-метровой шахты принимал участие игумен Серафим (Кузнецов).

Спрятанные тела страдальцев в простых деревянных гробах были перенесены к кладбищенской церкви Алапаевска, и духовенство начало совершать панихиды по убиенным. По совершении всенощного бдения утром 19 октября гробы перенесли в Свято-Троицкий собор Алапаевска, где было совершено заупокойное богослужение и отпевание. Затем гробы перенесли в склеп, устроенный в южной стене алтаря, вход в который замуровали кирпичом. Распоряжение о месте погребения сделал адмирал А. В. Колчак.

 

Крипта Свято-Троицкого собора в Алапаевске, где пребывали останки убиенных преподобномучениц Елисаветы и Варвары, князей Романовых и Федора Ремеза.

14 июля 1919 года в связи с приближением большевиков было решено вывезти останки убиенных. В эвакуации останков принимали участие игумен Серафим (Кузнецов) и два послушника Серафимо-Алексеевского скита. Вагон двигался три недели. В отличие от остальных гробов, из гроба преподобномученицы Елисаветы вытекала благоухающая жидкость, которую игумен Серафим со спутниками собирали в бутылочки. Позже отец Серафим рассказывал, что во время пути Великая княгиня Елизавета Федоровна не раз являлась и направляла его.

30 августа тела страдальцев прибыли в Читу и были доставлены в Покровский женский монастырь. Там гробы пробыли несколько месяцев, сокрытые под полом кельи, в которой поместили игумена Серафима.

«В женском монастыре гробы открыли… тело нашей Эллы не было подвергнуто тлению, только высохло. Монахини обмыли его и переменили погребальные одежды на монашеское облачение. И таким образом она была одета так, как она хотела быть, так, как она всегда собиралась, как она мне говорила раньше: совершенно уйти из мира и закончить свои дни как монахиня…» — писала брату Эрнсту 27 января 1921 года из Порт-Саида* сестра Великой княгини принцесса Виктория.

 

Читинский женский монастырь, 1905 год. Разрушен в 1920-е годы. Сегодня на этом месте планируют возвести храм в честь преподобномученицы Елисаветы.

В связи с приближавшимся наступлением большевиков было решено вывозить тела мучеников в Китай. После утомительного и опасного путешествия вагон с их гробами достиг Харбина. 3 апреля 1920 года останки убиенных в Алапаевске прибыли в Пекин и были временно помещены в одном из склепов на кладбище Русской Духовной Миссии. 17 ноября 1920 года, благодаря хлопотам принцессы Виктории, мощи Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары были отправлены из Пекина в Тянь-Тзинь, откуда 18 октября пароходом — в Шанхай. 15 декабря их отправили морем дальше. 26 января 1921 года пароход прибыл в Порт-Саид.

«Здесь есть греческая церковь, — сообщала на следующий день брату принцесса Виктория, — гробы на ночь были оставлены там… В боковой часовне были отец Серафим, монах, который ни разу не оставил их еще с Алапаевска; греческий священник и несколько русских людей. Казалось таким странным идти при лунном свете в этом отдаленном городе; идти и встретить всё, что осталось от нашей дорогой Эллы… Наружные гробы сделаны из дерева — китайского тика, с медной окантовкой, и большой медный Православный крест на них, и наверху, в голове Эллы, укреплена в простой тиковой рамке ее хорошая фотография в одеянии сестры и медная корона над ней. Гроб Вари — без портрета, но такой же, только меньше. Если ты помнишь, она была маленькой… Этим утром гробы будут отправлены опять товарным поездом в специальном вагоне, который будет переправлен паромом через канал… Монах и его два послушника едут в вагоне. По прибытии нас встретят катафалки и духовенство, и после короткой службы мы должны будем проехать через город к церкви святой Марии Магдалины, которая расположена возле Гефсиманского сада, около четырех километров от станции. Патриарх и церковные власти предложили, чтобы гробы были поставлены в церковь на несколько дней, и что я должна решить на месте — где их потом лучше установить. Будет большое богослужение, когда их будут переносить из храма туда. Я надеюсь, что найду там склеп с церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет повезти в Москву».

 

Русская православная церковь святой Марии Магдалины в Гефсимании

В Иерусалим тела преподобномучениц прибыли 28 января 1921 года. Русское и греческое духовенство, английские власти, местные жители и многочисленные русские люди торжественно встречали гробы. Погребение 30 января совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Местом упокоения была избрана крипта русской церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. «Как бы я хотела быть погребенной здесь!» — произнесла Великая княгиня Елизавета 13 октября 1888 года на освящении храма Марии Магдалины в Гефсимании. Через 30 лет Господь исполнил ее просьбу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в одной из проповедей высказал пожелание, которое всем, кто чтит преподобномученицу Елисавету, можно принять как благословение: «Образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, сияющий необыкновенной человеческой и духовной красотой, — удивительное явление в нашей истории. Современники должны знать и помнить о жизненном подвиге святой Великой княгини. Сегодня о ней знают гораздо больше, чем 10 или 20 лет тому назад, но нужно, чтобы она стала для нас героем и примером для подражания».

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Людмила Куликова. Крестный путь преподобномученицы Благоверной Великой княгини Елисаветы Феодоровны на Алапаевскую Голгофу. Симбирск: Спасский женский монастырь, 2019 г.
  2. Преподобномученица Елисавета (Великая княгиня Елисавета Феодоровна) | православнаяперьмь.рф
  3. Послевоенная Обитель: художественные мастерские вместо монастыря | Марфо-Мариинская обитель
  4. Мощи великой княгини Елисаветы Феодоровны в… | Православный социально-культурный Центр | Чита | ВКонтакте
  5. Дом московских генерал-губернаторов. К истории реконструкции 1891–1893 гг. | Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество
  6. Дом генерал-губернатора — Моссовет | retromap.ru
  7. Алапаевск. Последний путь преподобномученицы Елизаветы Федоровны (ФОТО) | Правмир
  8. Марфо-Мариинская обитель милосердия | Telegram

 

-------

* Город на северо-востоке Египта, на побережье Средиземного моря, у северного входа в Суэцкий канал.

Се, восходим в Иерусалим (часть 1)>>

18.07.2025

Просмотров: 191
Рейтинг: 4.7
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать