X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Наш труд — дань памяти поколению победителей»

Наш труд — дань памяти поколению победителей

13 июля на V международном фестивале «Легендарные эпохи» в Зельве впервые пройдет самая масштабная реконструкция Великой Отечественной войны. Она объединит более 300 человек. Соберутся дети и взрослые. Ожидаются гости из России. Организаторы, среди которых историко-патриотическое общественное объединение «Будем помнить», отводят на проект целый день.

Главные герои вживаются в роли, а реставраторы ретротехники готовят к выходу на марш старинные машины. Участники события рассказали корреспонденту сайта монастыря, как их поддерживают военные истории предков.

— Реконструкция будет включать три периода, — поясняет заместитель председателя объединения «Будем помнить» Алексей Коробущенко. — Мы покажем Зельвенский прорыв 1941 года. Вторую часть посвятим оккупации, во время которой немцы устроили геноцид советского народа. Расскажем партизанскую историю. В третьем блоке покажем освобождение Зельвы от немецко-фашистских захватчиков. Операция началась ночью, немцы не ждали. Были задействованы и саперы, и артиллеристы, и пулеметчики. Шли кровопролитные бои. Мы попытаемся сделать маленькие спектакли. Участвуют как обычные люди, так и актеры театральных кружков.

Воссоздание события — это представление в один дубль. Реконструкторы на площадке не разговаривают. Действиями и мимикой они должны передать переживания.

Алексей Коробущенко выступает не только как организатор, режиссер и сценарист военно-исторических реконструкций, но и сам играет.

— Иногда приходится надевать форму врага, и это самое сложное. Ты должен быть настоящим. Очень непросто себя перестроить и стать отрицательным героем. Ведь наш народ — это народ-победитель.

 

— Что Вас вдохновляет на написание сценариев?

— Помогают книги. Старые советские фильмы смотрю. Люди, которые их делали, прошли через войну, поэтому их работы неподдельные.

Члены объединения заранее прорабатывают свои образы. В этом им помогают истории родных, воевавших с фашистами.

Екатерина Костюк окончила школу, поступает в РГСУ на факультет юриспруденции. В объединение «Будем помнить» в прошлом году ее привели любовь к истории и мечта участвовать в реконструкциях.

— Однажды я увидела это действо на «Линии Сталина», и оно меня потрясло. В объединении сбылось заветное желание. Я участвовала в воссоздании Гомельско-Речицкой наступательной операции: мы, как партизаны, освобождали деревню от немцев. Ты вживаешься в роль, не замечаешь зрителей, будто переносишься в те события. Понимаешь, что тебе надо защитить свою землю. После реконструкции война снилась — настолько сильными были эмоции. Меняются представления о событиях. Больше ощущаешь то, что испытывали их реальные участники.

Екатерина в детстве интересовалась не куклами, а машинками. Ее привлекали оружие, боевая техника. Свой необычный интерес она реализовала, увлекшись моделированием. Это хобби у нее от папы.

— Отец, подполковник-артиллерист, коллекционировал модельки самолетов. Однажды я попросилась помочь ему собрать модель вертолета. Позже перегнала в этом деле папу.

На реконструкции в Зельве Екатерина будет играть две роли. В одном эпизоде она — жительница села, которая по сценарию погибает. В другом — снайперша. Говорит, этот образ ей больше по душе:

— Ходила в тир. Стреляла из винтовки, пневматического пистолета, участвовала в соревнованиях. Навыки поддерживаю периодически. Готовлю к выступлению костюм маскировочный, репетирую актерские приемы.

Действовать в образе на поле условного боя Кате помогают истории родственников.

— Прадед по папе Сергей — из Краснодарского края, пропал без вести. Пришла повестка. Его так и не нашли. Другой прадед по линии отца попал в партизанский отряд, прошел войну. Пережитое сказалось на здоровье — он часто болел. Недавно впервые посетила могилу родственников, погибших малышами в районе Осиповичей. Мне рассказали, как немцы пришли к их маме: «Давай нам еду». «Мне детей нечем кормить, болеют», — ответила она. «Сейчас мы поможем их вылечить. У нас есть чудо-средство». Дали мальчикам якобы лекарство — оказалось, отравили. Дети умерли мгновенно. Им не было и пяти лет.

Во время реконструкции я вспоминаю эту историю, ставлю себя на место родных, и это придает моральных сил.

У нас от прабабушки сохранился барометр 1920-х годов. Прибор до сих пор работает. Висят ее иконы. Это очень трогательно.

 

Учащийся 38-й гимназии Минска Георгий Рыжиченко работал на детской железной дороге, а потом заинтересовался историей бронетехники. Пришел в «Будем помнить», начал участвовать в реконструкциях.

— Я играл рядового в массовке. Мне дали в руки оружие, сказали «умереть» во время атаки. Было очень интересно прочувствовать великую народную историю, почтить таким образом подвиг солдат.

Когда играл рядового Красной Армии, испытывал силу и ярость, будто 100 километров прошел. Понимал, как прадеды отвоевывали свое. И это вызывало гордость за родственников. А когда реконструировал немца, нужно было почувствовать и передать бесчеловечность. Фашисты пришли завоевывать нашу землю и вгрызались в каждый клочок.

Теперь я готовлюсь к роли танкиста. Бронетехника — это мое. Собираю модельки. Окончил девять классов. После школы планирую связать свою жизнь с военным делом. Буду поступать на командира танковых подразделений. Мой прапрадед Василий Васильевич служил политруком в части, прошел боевой путь.

В нашей семье передается история прабабушки Ары. Она сидела с 4-летним сыном на руках в оккупированном доме. Немцы тем временем готовили еду. Мой будущий дедушка подполз к котлу и плюнул туда. Фашисты раскричались и повели маму с ребенком на расстрел через всю деревню. К счастью, их остановил немецкий офицер, который шел навстречу. Он ударил по лицу заводилу, сказав: «Это же мать с сыном! Мальчик маленький, не понимает, что делает. Отпустите». Были человечные и среди них, но мало. Прабабушка верила в Бога. Думаю, это тоже ее спасло. Наша семья хранит старинные иконы. Когда смотрю на них, ощущаю связь с родными, которые перед ними молились. Задумываюсь об их судьбах.

Вообще, мой посыл в клубе — показать, как тяжело давалась нашим дедам Победа.

Реконструкторы Великой Отечественной войны и реставраторы ретротехники всё чаще объединяются, чтобы вместе донести до современников самые драматичные моменты борьбы советского народа с фашизмом.

 

Руководитель реставрационной мастерской историко-патриотического общественного объединения «Будем помнить» Дмитрий Ходанович с детства слушал военные воспоминания своих дедов, но понять, что они пережили, смог, только когда начал воссоздавать технику времен Великой Отечественной войны и участвовать с ней в реконструкции тех событий.

— Всякий раз я ощущаю связь с предками. Дед мой Ефим Егорович Ходанович служил в Прибалтийском военном округе. 20 июня 1941 года привез в Брест депешу и вскоре с ответом должен был возвращаться обратно. Но началась война. В Брестской крепости он попал в плен, однако среди ее защитников не числится. О том дне всю жизнь напоминало отсутствие пальца на ноге, оторванного от разрыва гранаты.

Его дядя прошел Первую мировую войну. Хорошо знал немецкий язык, вел допросы фашистов. В Великую Отечественную по возрасту уже не подлежал призыву, но пошел добровольцем. Когда уходил, сказал: «Есть опасность, что к нам, в Речицкий район, придут немцы, а я знаю их язык. Сделают меня старостой — стыда не оберусь». Он погиб на Волховском фронте.

За первые месяцы с начала Великой Отечественной войны было мобилизовано 1,5 тыс. грузовиков разного рода. К фестивалю в Зельве Дмитрий воссоздает Shkoda 430. Модель впервые попала на нашу территорию, когда Красная Армия освободила Западную Беларусь. Автомобиль использовали для подвоза людей и грузов.

Помогает мастеру пенсионер Владимир Ворошило. Владимир Петрович — заслуженный железнодорожник Беларуси. По состоянию здоровья ему нельзя находиться вблизи мест, где работает пиротехника. Его вклад в проекты «Будем помнить» — работа в ретробоксе.

«Что интересное сделать?» — с таким настроением он приходит в гараж.

 

— Окунуться в атмосферу истории, подышать воздухом старины — это огромное удовольствие. Вспоминаю своих дедов и работаю. Мой родной дядя Василий не дожил всего два с половиной месяца до Победы — 13 февраля в Пруссии сгорел в самоходной артиллеристской установке. Он, будучи санинструктором, спасал других. Дед Тихон в 1941 году пропал без вести. У меня до сих пор хранится оригинал этой повестки. Я искал информацию. Узнал, что, похоже, погиб он на Волховском фронте. Мой труд — дань памяти победителям.

С этой мыслью выходит сегодня на площадку, наверное, каждый реконструктор. Стремление показать зрителям, как тяжело давалась нашим дедам Победа и как важно помнить об этом, сплачивает всех участников реконструкции Великой Отечественной войны и огромное число гостей, которые ежегодно приезжают в Зельву из других стран. Кажется, в такие моменты стираются пространственные и временные границы, а деды и внуки будто идут плечом к плечу, оберегая родной край.

 

11.07.2025

Просмотров: 213
Рейтинг: 4.2
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать